Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.
Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.

Содержание работы

Введение

Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия


Макроэкономическая политика Бывших стран СССР

Макроэкономическая политика стран Азии

Выводы

Библиография

Файлы: 1 файл

алька.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  МОЛДОВЫ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

Реферат на тему: «Макроэкономическая  политика в европейских странах  с переходной экономикой»

 

 

 

Выполнила

Студентка FCF-122m

Culcitcaia A.V.

 

Кишинэу 2013г.

 

 

Содержание

  1. Введение

 

  1. Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия

 

 

  1. Макроэкономическая политика Бывших стран СССР

 

  1. Макроэкономическая политика стран Азии

 

  1. Выводы

 

  1. Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исторически, переходная экономика  – это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой.  Она представляет собой  промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития.  Следовательно, переходный период – это период перехода от одной экономической системы к другой.

Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х  гг. в результате распада социалистической системы. Существует следующая классификация стран с переходной (транзитивной) экономикой:

I группа: страны ЦВЕ (Албания, Болгария, Чешская Республика, бывшая Югославская Республика Македония, Венгрия, Польша, Румыния, Словацкая Республика, Словения)

II группа: страны Бывшего СССР (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан)

III группа: страны Балтия (Эстония, Латвия, Литва)

IV группа: страны в Азии (Камбоджа, Китай, Лаос, Вьетнам)

Необходимость перехода к рыночной экономике была осознана как историческая задача большинством населения и политического руководства бывших стран с административно – командной системой.

 Формирование рыночного механизма  внешнеэкономических связей стран  переходной экономики было одной  из важнейших составных частей  системных реформ, определявших  характер вхождения страны в  мировую экономику. Оно начинается  с отмены (полной или частичной)  монополии государства на внешнюю  торговлю и валютные операции  и охватывает три основные  области – регулирование внешней  торговли, валютных отношений, деятельности  иностранного капитала.

Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области  внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие  внешнеторговые операции, налоговое  регулирование, меры стимулирования экспорта.  

Для всех стран с переходной экономикой было ясным, что для них будет  крайне затруднительным, если вообще возможным, достижение коренной модернизации и  структурной перестройки экономики  без широкого привлечения иностранного капитала. Собственные внутренние финансовые и научно-технические ресурсы были недостаточными.      

Системные  реформы  во внешнеэкономической сфере были проведены достаточно быстро и полно в двух областях: внешней торговле и режиме иностранных капиталовложений. Уже через несколько лет после начала этих реформ в указанных ластях преобладали институты и инструментарии политики, присущие рыночной экономике.

 

            Большинство стран с переходной экономикой начали проводить политику максимально  возможной либерализации внешнеторговых режимов, т.е. установления внешнеторговых барьеров на низком уровне в соответствии с рекомендациями, а иногда и под  давлением МВФ, Всемирного банка  и ВТО и доминирующими в  экономической науке постулатами  открытой экономики.

 

 

 

 

 
     
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 
    1. Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и Бывших стран Балтия

 

 
 

Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) включает Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Венгрию, Македонию, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию, Югославию. Иногда в данный регион включают страны Балтии (Латвию, Литву, Эстонию).

После Второй Мировой Войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система.

 С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась возможность трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, а также политической и экономической интеграции Восточной и Западной Европы.

По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым, а Албания соответствует критериям развивающейся страны. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития

Необходимо отметить, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС хотя эти страны стали относить к развитым странам, они остаются странами с формирующимися рынками.

Страны Центральной и  Восточной Европы приступили к системной  трансформации экономики и политической системы, имея разные стартовые условия, что в значительной степени определило достигнутые ими на сегодняшний день результаты.      Среди важных различий "на старте" - накопленный опыт практического реформирования плановой экономики.

Оживление экономики в  странах ЦВЕ происходит главным  образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление  в промышленности.

В странах ЦВЕ сформировалось два основных подхода к реформированию экономики.

Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях  создания смешанной экономики и  социального рыночного хозяйства (Венгрия).

 Второй - это радикальные  меры, проводимые в сжатые сроки  и ориентированные на создание  экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).

Венгрия довольно последовательно  придерживается своего пути, начиная  с 1968 г. Уже к концу 1980-х годов  здесь удалось создать рынок  товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.

Страны второй группы сделали  выбор «шокового» варианта радикальных  экономических преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».

 В конце 1989 г. польская  экономика характеризовалась как  экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства  являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были  постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

В странах ЦВЕ возрастает вклад частного сектора в совокупный экономический потенциал. Ассоциированные члены Европейского  Союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

По мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет  Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г.  Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

1-й этап-1990-1991 гг. Продажа государством акций пяти крупных преуспевающих компаний и четырех мелких. Особых успехов Польша достигла в сфере малой приватизации.

 К концу 1990 г. В руках частников находиться примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.

2-й этап - 1991-1992 гг. Приватизировано  путем акционирования 13 предприятий. Около 1 тыс. предприятий были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс., строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью.

В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных  работ, 23,7% стоимости услуг. В частном  секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной  торговле удельный вес частных магазинов  составил 75%, оборот превысил 80%.

3-й этап - 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.

К положительным результатам  в экономике Польши нужно отнести  стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

Во второй половине 1990-х  годов в польской промышленности происходит быстрый рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной перестройке польской промышленности способствовали использование  западных технологий, приток иностранных  инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд дол. в 1995 г. 3,2 млрд дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд дол.

Издержками высоких темпов экономического роста был государственный  долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие  годы потребует таких темпов реального  прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые  соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому  клубам достигнут 8 млрд дол. к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд дол. в год).   

В Венгрии за годы структурной перестройки проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.

Приватизация привела  к тому, что в частной собственности  оказалось более 50% бывших государственных  предприятий. Активное участие в  этом процессе принимал иностранный  капитал. По данным правительства, свыше  половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.

Доля иностранного капитала в частном секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно превосходит  другие страны ЦВЕ. В Венгрии сумели создать эффектна, ные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.

Информация о работе Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой