Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:45, реферат
Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.
Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.
Введение
Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия
Макроэкономическая политика Бывших стран СССР
Макроэкономическая политика стран Азии
Выводы
Библиография
В “большой”
внешней политике для России было
важно утвердиться в качестве
правопреемницы бывшего Советского
Союза в ООН, сохранить статус
ядерной державы, добиться экономической
поддержки Западом проводимых в
стране реформ, наладить политические,
экономические, научные и культурные
связи с крупнейшими
Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда; заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем; налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что “Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.
Процесс реформ в Китае начался в конце 70-х годов вслед за культурной революцией, а в странах Индокитая примерно десять лет назад. Азиатские страны приступили к реформам, в конечном счете, при более благоприятных начальных условиях, чем европейские страны. По сравнению с последними политическая ситуация в начале реформ была более устойчивой; сельскохозяйственный сектор в этих странах был больше; они в меньшей степени были интегрированы в систему СЭВ, и у них была крепче память о рыночной системе (особенно в Индокитае). Что касается отрицательной стороны, то преобладание сельского хозяйства в экономике означало, что доход на душу населения был низким (при сопутствующих проблемах, связанных с зачаточным состоянием инфраструктуры и слабым административным потенциалом), и сначала эти страны были в большей мере изолированы от международного сообщества.
Как и в европейских странах, первые годы переходного периода в Индокитае были связаны с резким ростом тяжелейшей инфляции. Жесткая макроэкономическая политика увенчалась успехом и позволила снизить инфляцию до умеренного уровня. Валютная привязка использовалась крайне ограниченно в качестве номинального якоря для снижения темпов инфляции; а вот денежно-кредитная политика была разной, а в случае Лаоса она опиралась на поддерживаемые кредитами МВФ программы для повышения доверия. Китай был сторонником постепенного движения к стабилизации. Хотя уровень инфляции никогда не поднимался выше тридцати процентов, страна прошла через циклы низкой инфляции, вслед за которыми снова возникала угроза ее роста. Эти циклы больше связаны с резким подъемом совокупного спроса, чем с изменениями валютного режима.
В полном отличие от опыта европейских стран, при выполнении программ стабилизации рост производства оставался положительным. Такая эластичность производства объясняется благоприятной реакцией сельскохозяйственного сектора в отношении предложения товаров. Ей способствовали важные институциональные реформы в использовании и владении сельскохозяйственными землями.
Стратегию, выбранную азиатскими странами с переходной экономикой, нельзя просто так повторить в таких же «европейских» странах, имеющих крупные промышленные секторы государственных предприятий и меньшее по объему сельское хозяйство. Более того принятая азиатскими странами с переходной экономикой стратегия чревата определенным риском в будущем: реформа финансового сектора в этих странах, в целом, отставала от темпов в более развитых «европейских» странах; реформа государственных предприятий еще не начиналась, и стратегия создания рыночной экономики в «анклавах», а не путем всеобъемлющих преобразований, возможно, изжила себя.
* Материал основан на следующих документах: Kalra and Sloek, "Inflation and Growth in Transition: Are the Asian Economies Different?", IMF Working Paper 99/118, August 1999; Dodsworth, Chopra, Pham and Shishido, "Macroeconomic Experiences of the Transition Economies in Indochina," 96/112, October 1996; Aghevli and Dodsworth, "Transition in East Asia: Stabilization and Economic Reforms," там же; Camard, "Transition in East Asia: The Role of Enterprise Reform and Monetary Control," там же, April 1997; S. Erik Oppers, "Macroeconomic Cycles in China," IMF Working Paper 97/135, October 1997.
Переход к рыночной экономике увенчался заметным успехом.
Первым главным достижением является широкая, хотя еще далеко не всеобщая, приверженность демократии и созданию рыночной экономики. Переход к ней в большинстве стран ассоциировался с ростом политической свободы. Все страны, за исключением шести, отнесены к числу «свободных» или «частично свободных» организацией по правам человека «Фридом хауз»; благодаря регулярным выборам граждане этих стран получили возможность выражать свое мнение в процессе перехода. Политики, выступающие за отход с рыночного пути в экономике, так и не пришли к власти, хотя нереформированные коммунистические партии иногда получали до трети голосов на всеобщих выборах. Поэтому, несмотря на экономические тяготы, связанные с перестройкой, граждане, как представляется, считали поворот часов вспять худшим вариантом.
Во-вторых, кажется, укрепился курс на макроэкономическую стабильность, при этом в большинстве случаев инфляция взята под контроль. Примером этого является решимость России предотвратить инфляционную спираль вслед за девальвацией рубля в 1998 году.
В-третьих, в большинстве стран под рыночную экономику, по крайней мере, были подведены базовые структурные основы. В их число входят процедуры банкротства, политика поощрения конкуренции и антимонопольные акты, улучшение стандартов бухгалтерского учета и законодательство для регулирования финансовых рынков.
В странах Центральной
Европы и Балтии курс на макроэкономическую
стабилизацию был принят раньше, и
структурные реформы
По мнению большинства,
Россия и другие страны СНГ могут
и должны идти тем же путем, но при
этом возросло понимание трудностей
создания институциональных структур
и проблем, связанных с влиятельными
деловыми кругами, которые могут
тем временем пустить процесс
реформ под откос.
Библиография
Информация о работе Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой