Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.
Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.

Содержание работы

Введение

Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия


Макроэкономическая политика Бывших стран СССР

Макроэкономическая политика стран Азии

Выводы

Библиография

Файлы: 1 файл

алька.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)
  1. дальнее зарубежье — остальные государства мира.

В “большой”  внешней политике для России было важно утвердиться в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической  поддержки Западом проводимых в  стране реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с крупнейшими государствами  мира.

Среди дипломатических  достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда; заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между Россией  и США; подписание важных соглашений с Китаем; налаживание политических и экономических связей с Южной  Кореей; установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях России с Западом  следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что “Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Макроэкономическая политика в странах Азии

Процесс реформ в Китае  начался в конце 70-х годов вслед  за культурной революцией, а в странах  Индокитая примерно десять лет назад. Азиатские страны приступили к реформам, в конечном счете, при более благоприятных  начальных условиях, чем европейские  страны. По сравнению с последними политическая ситуация в начале реформ была более устойчивой; сельскохозяйственный сектор в этих странах был больше; они в меньшей степени были интегрированы в систему СЭВ, и у них была крепче память о рыночной системе (особенно в Индокитае). Что касается отрицательной стороны, то преобладание сельского хозяйства в экономике означало, что доход на душу населения был низким (при сопутствующих проблемах, связанных с зачаточным состоянием инфраструктуры и слабым административным потенциалом), и сначала эти страны были в большей мере изолированы от международного сообщества.

Как и в европейских  странах, первые годы переходного периода в Индокитае были связаны  с резким ростом тяжелейшей инфляции. Жесткая макроэкономическая политика увенчалась успехом и позволила снизить инфляцию до умеренного уровня. Валютная привязка использовалась крайне ограниченно в качестве номинального якоря для снижения темпов инфляции; а вот денежно-кредитная политика была разной, а в случае Лаоса она опиралась на поддерживаемые кредитами МВФ программы для повышения доверия. Китай был сторонником постепенного движения к стабилизации. Хотя уровень инфляции никогда не поднимался выше тридцати процентов, страна прошла через циклы низкой инфляции, вслед за которыми снова возникала угроза ее роста. Эти циклы больше связаны с резким подъемом совокупного спроса, чем с изменениями валютного режима.

В полном отличие от опыта  европейских стран, при выполнении программ стабилизации рост производства оставался положительным. Такая эластичность производства объясняется благоприятной реакцией сельскохозяйственного сектора в отношении предложения товаров. Ей способствовали важные институциональные реформы в использовании и владении сельскохозяйственными землями. 

  • В Китае реформы включали принятие в начале 1980-х годов системы, которая стимулировала принятие решений сельским населением, предоставив ему в среднесрочную аренду сельскохозяйственные земли и свободу в использовании излишков (сверх суммы, которую надо было вернуть государству). 
     
  • Во Вьетнаме благодаря сельскохозяйственным реформам в середине 1980-х годов улучшились условия владения землей, и крестьянам было разрешено продавать излишки производства по свободным рыночным ценам, а в середине 1989 года фермерам разрешили открывать свои собственные торговые точки, и цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью отпущены.

Стратегию, выбранную азиатскими странами с переходной экономикой, нельзя просто так повторить в  таких же «европейских» странах, имеющих крупные промышленные секторы  государственных предприятий и  меньшее по объему сельское хозяйство. Более того принятая азиатскими странами с переходной экономикой стратегия чревата определенным риском в будущем: реформа финансового сектора в этих странах, в целом, отставала от темпов в более развитых «европейских» странах; реформа государственных предприятий еще не начиналась, и стратегия создания рыночной экономики в «анклавах», а не путем всеобъемлющих преобразований, возможно, изжила себя.

 

* Материал основан на следующих документах: Kalra and Sloek, "Inflation and Growth in Transition: Are the Asian Economies Different?", IMF Working Paper 99/118, August 1999; Dodsworth, Chopra, Pham and Shishido, "Macroeconomic Experiences of the Transition Economies in Indochina," 96/112, October 1996; Aghevli and Dodsworth, "Transition in East Asia: Stabilization and Economic Reforms," там же; Camard, "Transition in East Asia: The Role of Enterprise Reform and Monetary Control," там же, April 1997; S. Erik Oppers, "Macroeconomic Cycles in China," IMF Working Paper 97/135, October 1997.

 

 

 

 

 

 

Выводы

Переход к рыночной экономике увенчался заметным успехом.

Первым главным  достижением является широкая, хотя еще далеко не всеобщая, приверженность демократии и созданию рыночной экономики. Переход к ней в большинстве  стран ассоциировался с ростом политической свободы. Все страны, за исключением  шести, отнесены к числу «свободных»  или «частично свободных» организацией по правам человека «Фридом хауз»; благодаря регулярным выборам граждане этих стран получили возможность выражать свое мнение в процессе перехода. Политики, выступающие за отход с рыночного пути в экономике, так и не пришли к власти, хотя нереформированные коммунистические партии иногда получали до трети голосов на всеобщих выборах. Поэтому, несмотря на экономические тяготы, связанные с перестройкой, граждане, как представляется, считали поворот часов вспять худшим вариантом. 

Во-вторых, кажется, укрепился курс на макроэкономическую стабильность, при этом в большинстве случаев инфляция взята под контроль. Примером этого является решимость России предотвратить инфляционную спираль вслед за девальвацией рубля в 1998 году.

В-третьих, в большинстве  стран под рыночную экономику, по крайней мере, были подведены базовые структурные основы. В их число входят процедуры банкротства, политика поощрения конкуренции и антимонопольные акты, улучшение стандартов бухгалтерского учета и законодательство для регулирования финансовых рынков.

В странах Центральной  Европы и Балтии курс на макроэкономическую стабилизацию был принят раньше, и  структурные реформы проводились  более твердо. Эти страны снова  причисляются к рангу стран со средними доходами и могут заявлять, что они перешли к рынку. Теперь перед ними стоят проблемы, связанные  со вступлением в ЕС и, в более  общем плане, с тем чтобы догнать более богатые нации.

По мнению большинства, Россия и другие страны СНГ могут  и должны идти тем же путем, но при  этом возросло понимание трудностей создания институциональных структур и проблем, связанных с влиятельными деловыми кругами, которые могут  тем временем пустить процесс  реформ под откос. 
 

Библиография

  1. http://www.milogiya2007.ru/mireconom19.htm
  2. http://www.alleng.ru/d/hist/hist11-01_3.htm
  3. М.И. Беляев, «Инфляця» 1999 – 2007год
  4. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова «Мкроэкономика» 2008год
  5. www.grandras.ru/student/mirovaya-economika/strany-s-perehodnoy.html
  6. www.be5.biz/economika/e010/30.htm

Информация о работе Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой