Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.
Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.

Содержание работы

Введение

Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия


Макроэкономическая политика Бывших стран СССР

Макроэкономическая политика стран Азии

Выводы

Библиография

Файлы: 1 файл

алька.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Происходящее оживление  экономики Венгрии сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует  о развитии глубинных проиессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.

Экономическая обстановка в  Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.

Несмотря на сложности, связанные  с проведением реформы, уровень  жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а  в реальном выражении-на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд дол. (с 6 млрд дол. в 1993 г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн долл. и сформировалось в основном в торговле услугами.

По притоку иностранных  инвестиций Чехия занимает 3-е место  в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень иностранных инвестиций на душу населения составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных  инвестиций превышает 7 млрд дол., направления инвестиций - транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.

Чехия ставит целью обеспечение  макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.

Таким образом, оживление  в странах ЦВЕ отражает воздействие  позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ «локомотивом» оживления выступала промышленность.      

 В целом страны ЦВЕ  продолжают пробивать дорогу  к выходу из  спада переходного периода: объем производства все еще остается ; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%.      

 Вступление в Европейский  союз - стратегическая цель стран  ЦВЕ. Для ее реализации необходимо  достигнуть такого уровня экономического  развития, чтобы затраты, связанные  с их вхождением в ЕС, не  были высокими. В отношении вступления  стран ЦВЕ в ЕС имеются различные  подходы.      

Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.

Предлагается определенный переходный период, на первом этапе  которого произошло бы объединение  стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными  товарами. Этот этап должен включать также  образование институциональных  структур, обеспечивающих усиление политического  и экономического участия ЕС в  процессе интеграции со странами ЦВЕ. На втором  этапе должен произойти полный доступ стран ЦВЕ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны ЦВЕ могут стать полноправными членами ЕС.

В настоящее время основные торговые партнеры стран ЦВЕ - страны ЕС, на них приходится 65% импорта  и примерно 70% экспорта стран ЦВЕ. Важным направлением сотрудничества стран  ЕС с государствами ЦВЕ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого  региона. Страны ЦВЕ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ЦВЕ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.

Страны ЦВЕ стремятся  к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ЦВЕ - положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 - страны ЦВЕ.

В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ЦВЕ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР и переориентации стран ЦВЕ на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по. СЭВ сократились в несколько раз.     

Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и  Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский  рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.    

Интересам России отвечает расширение инвестиционного сотрудничества, которое является одним из важных способов продвижения машинно-технических  изделий на рынки восточноевропейских  стран. Российские организации на конкурсной основе могли бы принимать более  активное участие в строительстве  народнохозяйственных предприятий, модернизации и реконструкции действующих  объектов промышленного комплекса  стран ЦВЕ. В этом плане можно  использовать в качестве благоприятствующего  фактора наличие на территориях этих стран большого количества предприятий, сооруженных при содействии бывшего СССР, большинство из которых нуждается в коренной реконструкции и модернизации.

Страны ЦВЕ, в свою очередь, могут активно приглашаться к  строительству в России элементов  инфраструктуры, модернизации и реконструкции  мощностей по выпуску потребительских  товаров, объектов нефтяной и газовой  промышленности, социальной сферы и  др.

Например, улучшению торгово-экономических  отношений России и Болгарии может  способствовать Болгаро-российский индустриальный центр в Софии, который призван  оказывать помощь предприятиям России и Болгарии в установлении деловых  контактов на основе маркетинга, консультаций. Заключен ряд соглашений в области  транспорта. Создана группа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, которая  помогает наладить перевозку грузов с использованием водного пути Рейн – Майн Дунай - Черное море - внутренние воды России. Широкое развитие получает межрегиональная торговля. В 1995 г. создан Болгаро-российский инвестиционный банк, который призван содействовать созданию совместных предприятий, технологическим разработкам и обмену продукцией промышленного назначения.

Важный торговый партнер  России - Польша. Географическая близость и многолетний опыт традиционных деловых контактов России и Польши: рыночная основа отношений, Договор  о торговом и экономическом сотрудничестве, Соглашение о поощрении и взаимной защите капитальных вложений способствуют развитию российско-польских отношений.       

Расширяется структура российского  экспорта в Польшу: кроме нефти  и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал - Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).

На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ЦВЕ стремятся развивать  отношения со своими бывшими партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Макроэкономическая политика Бывших стран СССР

     

 Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением  руководителей России, Украины и  Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л.  М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в.

Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.  

Вначале 90х гг. завершается перестройка.

 Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была  катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие  золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных  связей, огромное количество не  обеспеченных материальными ценностями  денег на руках населения.

 Российская экономика встала на путь радикальных реформ, которые были разработаны Гайдаром.

Главным звеном программы  преобразования была реформа ценообразования. С января 92 г. произошло освобождение цен от государственного регулирования.

 Другим направлением  реформы стала приватизация, проводимая  под руководством Чубайса в  2 этапа. На первом этапе всем  гражданам России безвозмездно  передавалась часть государственной  собственности по 10 тыс. руб. в  ценах 84 г. путем выдачи на  неё приватизационного чека –  ваучера. На втором этапе проводилась  приватизация государственных предприятий  через их акционирование.

 Колхозы и совхозы  также были акционированы. Стали  возникать фермерские хозяйства.  Однако количество сельхоз. продукции  стало неуклонно сокращаться.  Правительство было вынуждено  закупать продовольствие за рубежом. 

В 96-97 гг. путем установления валютного коридора и массовой задержки выплат зарплаты работниками бюджетной  сферы была приостановлена инфляция и достигнута финансовая стабилизация. К концу 97 г. приостановлен спад производства. В 98 г. проведена деноминация рубля. В 90-ые годы Россия делала крупномасштабные внешние займы, которые усилили  зависимость России от мировых держав и международного валютного фонда.

С конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер.

Экономисты связывают  его с кризисом 1998г., заставившим  потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных  товаров и тем самым стимулировавшим  рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке. 

31 декабря 1999 г. Президент  Ельцин объявил о досрочном  уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную  победу одержал В. В. Путин,  с августа 1999 г. занимавший  пост главы правительства. 

           Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным. 
           В 2000 —2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс.

После распада СССР и образования  СНГ России пришлось заново строить  свою внешнюю политику. Возникло, два  направления внешнеполитической деятельности:

  1. ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными, независимыми странами.

В отношениях с  государствами ближнего зарубежья  в 1992 г. российское руководство колебалось между стремлением к максимальному  сохранению интеграционных связей в  рамках СНГ и постепенным осознанием существования специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло решать сложные  вопросы формирования национальной армии и раздела имущества  Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и  т. д. В ближнем зарубежье оказалось  не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Особо остро стоит проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Информация о работе Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой