Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:45, реферат
Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.
Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.
Введение
Макроэкономическая политика стран ЦВЕ и стран Блалтия
Макроэкономическая политика Бывших стран СССР
Макроэкономическая политика стран Азии
Выводы
Библиография
Происходящее оживление
экономики Венгрии
Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.
Несмотря на сложности, связанные
с проведением реформы, уровень
жизни населения Чехии
По притоку иностранных
инвестиций Чехия занимает 3-е место
в ЦВЕ после Венгрии и Польши
(уровень иностранных
Чехия ставит целью обеспечение
макроэкономической стабильности на основе
структурной перестройки
Таким образом, оживление в странах ЦВЕ отражает воздействие позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ «локомотивом» оживления выступала промышленность.
В целом страны ЦВЕ продолжают пробивать дорогу к выходу из спада переходного периода: объем производства все еще остается ; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%.
Вступление в Европейский
союз - стратегическая цель стран
ЦВЕ. Для ее реализации
Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров.
Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами ЦВЕ. На втором этапе должен произойти полный доступ стран ЦВЕ к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны ЦВЕ могут стать полноправными членами ЕС.
В настоящее время основные торговые партнеры стран ЦВЕ - страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран ЦВЕ. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами ЦВЕ является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны ЦВЕ технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран ЦВЕ предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления.
Страны ЦВЕ стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шаг на пути расширения экономических связей ЕС со странами ЦВЕ - положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины, а в последующие 5 - страны ЦВЕ.
В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран ЦВЕ были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР и переориентации стран ЦВЕ на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по. СЭВ сократились в несколько раз.
Несмотря на падение товарооборота, некоторые страны Центральной и Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами продукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.
Интересам России отвечает
расширение инвестиционного
Страны ЦВЕ, в свою очередь, могут активно приглашаться к строительству в России элементов инфраструктуры, модернизации и реконструкции мощностей по выпуску потребительских товаров, объектов нефтяной и газовой промышленности, социальной сферы и др.
Например, улучшению торгово-
Важный торговый партнер
России - Польша. Географическая близость
и многолетний опыт традиционных
деловых контактов России и Польши:
рыночная основа отношений, Договор
о торговом и экономическом
Расширяется структура российского экспорта в Польшу: кроме нефти и газа это товары химической промышленности, автомобили. вагоны метрополитена. Польский экспорт составляют это продовольствие и сельскохозяйственные товары, фармацевтические товары и косметика, машины и оборудование. Большое развитие получила региональная торговля. Активно развивается сотрудничество Калининградской области, Санкт-Петербурга, Архангельской, Ленинградской, Калужской, Самарской, Смоленской областей с регионами Польши. Через Польшу будет проходить газопровод «Ямал - Западная Европа». Протяженность газопровода по территории Польши составляет 665 км (через 9 польских воеводств).
На современном этапе, несмотря на подготовку к вступлению в ЕС, страны ЦВЕ стремятся развивать отношения со своими бывшими партнерами.
- Макроэкономическая политика Бывших стран СССР
Распад СССР,
оформленный Беловежским
Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.
Вначале 90х гг. завершается перестройка.
Экономическая ситуация,
сложившаяся к концу 1991 г., была
катастрофической: спад производства,
острейший дефицит товаров,
Российская экономика встала на путь радикальных реформ, которые были разработаны Гайдаром.
Главным звеном программы преобразования была реформа ценообразования. С января 92 г. произошло освобождение цен от государственного регулирования.
Другим направлением
реформы стала приватизация, проводимая
под руководством Чубайса в
2 этапа. На первом этапе всем
гражданам России безвозмездно
передавалась часть
Колхозы и совхозы
также были акционированы.
В 96-97 гг. путем установления валютного коридора и массовой задержки выплат зарплаты работниками бюджетной сферы была приостановлена инфляция и достигнута финансовая стабилизация. К концу 97 г. приостановлен спад производства. В 98 г. проведена деноминация рубля. В 90-ые годы Россия делала крупномасштабные внешние займы, которые усилили зависимость России от мировых держав и международного валютного фонда.
С конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер.
Экономисты связывают
его с кризисом 1998г., заставившим
потребителей вернуться к приобретению
более дешевых отечественных
товаров и тем самым
31 декабря 1999 г. Президент
Ельцин объявил о досрочном
уходе в отставку. В марте 2000
г. на всенародных выборах
Президент заявил о продолжении либеральных
экономических реформ, стремлении обуздать
коррупцию и преступность, твердом намерении
повысить эффективность государственного
аппарата, установить диктатуру закона.
Одним из первых шагов стали его указы
об учреждении в России семи федеральных
округов и назначении в них полномочных
представителей Президента, о реформе
Совета Федерации, о приведении законодательства
субъектов Федерации в соответствие с
федеральным.
В 2000
—2003 гг. в социально-экономическом и политическом
развитии страны произошли серьезные
позитивные перемены. Продолжился экономический
рост. Отношения исполнительной и законодательной
властей приобрели конструктивный характер,
что позволило приступить к проведению
налоговой, судебной, земельной, банковской
реформ, принять закон о государственной
символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс.
После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности:
В отношениях с
государствами ближнего зарубежья
в 1992 г. российское руководство колебалось
между стремлением к
Информация о работе Макроэкономическая политика в европейских странах с переходной экономикой