Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:16, курсовая работа
Следует учесть, что в каждой стране кризис проходил, не по одинаковому сценарию. Поэтому необходим анализ не только внешних факторов, но и внутренних. В данном случае, макроэкономическая ситуация, сложившаяся в предкризисные годы в стране не менее важна, чем глобальная экономическая ситуация.
Для анализа поставленной проблемы, и, в конечном счёте, достижения цели данной курсовой работы следует выделить ряд задач:
Рассмотрение причин ипотечного кризиса
Изучение хронологии краха банковской системы США
Изучение макроэкономической ситуации России в предкризисный период
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 5
1.1. ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС США И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ. 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА В РОССИИ 13
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ 20
2.1. АНТИКРИЗНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА 20
2.2. КРИТИКА МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Обострение мирового финансового
кризиса застало российскую экономику
в точке перехода к модернизации.
Принципиальная слабость частной финансовой
системы России и зависимость
от внешнего кредитования при накоплении
больших государственных
Финансовый кризис в России реализовался в трех основных плоскостях:
Рис.3, Котировки цен на нефть марки Urals, долл/барль
"голландской болезни".
Рост реального обменного
Рис.4, Внешний долг негосударственного сектора (млрд долл.)
В какой-то мере ситуация с наращиванием внешнего долга напоминает те механизмы, которые работали на американском ипотечном рынке до начала кризиса. Там все прогнозы и оценки делались с учетом гипотезы о постоянном росте цен на недвижимость и стабильности процентных ставок, у нас - с верой в то, что "короткие" долги всегда можно будет рефинансировать, что фондовый рынок не может снижаться, что российская экономика является "островом стабильности" в бушующем океане финансового кризиса. И как американская ФРС спокойно взирала на надувание пузыря на рынке недвижимости и разбухание балансов банков от нестандартных ипотечных кредитов и их производных, точно так же спокойно взирали на взрывоопасный рост корпоративного долга российские Минфин и Центробанк.
Однако некоторые
Рис. 5, Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал в России, в % от уровня 1991 года
Не только моральное, но и физическое старение производственных фондов обусловило снижение производительности труда, определяющей общую эффективность экономики. Именно состояние производственных мощностей и отсутствие необходимых капиталовложений в их модернизацию в течение последних двух десятков лет сформировало отставание в промышленном и техническом развитии.
Институт частной
Определенными достижениями
в направлении защиты института
частной собственности отмечена
первая половина десятилетия –
Однако правоприменительная
практика оказалась низкоэффективной.
Она стала активно
Падение доверия к институту частной собственности резко ограничило объем инвестиций, направляемых на техническое перевооружение, которое так и не смогло осуществиться в значительной части российской промышленности. Причем других механизмов финансирования технического перевооружения производства в последние два десятилетия создано не было. Все это привело к негативным последствиям для финансового рынка, для индустрии сбережений населения и в конечном счете сузило возможности монетарной политики государства.
С воспроизводственной точки
зрения монопольная структура
Оценивая экономические последствия коррупции (рост издержек, повышение цен, подавление конкуренции неэкономическими методами), следует особо отметить гипертрофированный рост расходов, не связанных с производством. Эти факторы не способствуют росту доверия инвесторов и снижают эффективность защиты института частной собственности.
Таким образом, экономический
рост и финансовая стабильность существенно
зависят от внутренних факторов, прежде
всего от степени доверия инвесторов
к финансовому рынку, к институту
частной собственности, а в конечном
счете к морально-этическим
Нестабильность финансовых
систем, обострение социальных проблем
и замедление экономического роста
вынуждают правительства многих
стран принимать различные меры
по стабилизации ситуации и стимулированию
экономики, в том числе и меры
фискальной политики. Как показывает
исторический опыт проведения стимулирующей
экономической политики в периоды
кризисов, в большинстве случаев
основную роль играли меры денежно-кредитной
политики в силу их большей оперативности
и сравнительно более высокой
эффективности. Тем не менее может
использоваться и дискреционная
фискальная политика, но с некоторыми
ограничениями, особенно в странах
с развивающейся экономикой.[
Встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
В странах с развивающейся
экономикой стимулирующая фискальная
политика ведет к росту дефицита
и, следовательно, государственного долга.
При этом обычно в периоды «перегрева»
сдерживающая фискальная политика осуществляется
не так активно, то есть оказывается
асимметричной, смещенной в сторону
стимулирования, что также приводит
к постоянному наращиванию
В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно.
Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.
В условиях финансового кризиса перед страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:
Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов.
Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции страны могут столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
Таковы были первостепенные задачи для России в кризисный период. И правительство искало наиболее адекватные антикризисные меры для нашей экономики, во всяком случае делались такие заявления.
Как уже говорилось выше, нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, в том числе и с российского рынка. В результате российские регуляторы были вынуждены принять ряд мер по расширению ликвидности на рынке (табл. 1).
Предпринятые шаги позволили
насытить рынок краткосрочной
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство с максимальной ответственностью должно подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. При этом роль государства должна постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.