Макроэкономическая ситуация и причины финансового кризиса в России, пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Следует учесть, что в каждой стране кризис проходил, не по одинаковому сценарию. Поэтому необходим анализ не только внешних факторов, но и внутренних. В данном случае, макроэкономическая ситуация, сложившаяся в предкризисные годы в стране не менее важна, чем глобальная экономическая ситуация.
Для анализа поставленной проблемы, и, в конечном счёте, достижения цели данной курсовой работы следует выделить ряд задач:
Рассмотрение причин ипотечного кризиса
Изучение хронологии краха банковской системы США
Изучение макроэкономической ситуации России в предкризисный период

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИЧИНЫ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 5
1.1. ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС США И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ. 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА В РОССИИ 13
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ 20
2.1. АНТИКРИЗНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА 20
2.2. КРИТИКА МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Файлы: 1 файл

!!!КУРСАК!!!.docx

— 1,003.87 Кб (Скачать файл)

Таблица 1, Меры по поддержке финансовой системы России

 

Согласно программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год было заявлено семь основных приоритетов:

1.     Выполнение в полном объёме публичных обязательств государства перед населением. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2.     Промышленный  и технологический потенциал  будущего роста должен быть  сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги  налогоплательщиков в сохранение  неэффективных производств. В  то же время, предприятия, повысившие  в последние годы свою эффективность,  инвестировавшие в развитие производства  и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4.     Кризис - не  повод отказаться от долгосрочных  приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована  и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5.     Бизнес должен  быть освобожден от давления  чиновников. Правительство продолжит  снижать административные барьеры  для бизнеса, являющиеся одной  из причин коррупции. Будет  также предложен новый комплекс  мер, позволяющий малому бизнесу  успешно развиваться в условиях  кризиса.

6.     Экономика  должна опираться на мощную  национальную финансовую систему.  Правительство предпримет все  необходимые усилия для нормализации  функционирования финансового сектора,  включая банковскую и страховую  системы, фондовый рынок, для  поступления в экономику необходимых  объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет  уделено скорости принятия и  реализации решений.

7. Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную  макроэкономическую политику, направленную  как на поддержание макроэкономической  стабильности, так и на создание  необходимых условий, стимулов  для роста сбережений населения,  повышения инвестиционной привлекательности  экономики, на формирование качественно  иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную  бюджетную политику, поддержание  равновесного обменного курса  рубля. Денежная политика будет  направлена на борьбу с кризисом  ликвидности в финансовой сфере  при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Для оздоровления российской экономики в 2009 году было выделено огромное количество средств. Подробнее с  ними можно ознакомиться в приложении 1. В 2010 году меры были уже менее масштабные, но вектор остался тем же. Были объявлены похожие приоритеты:

- поддержка социальной  стабильности и обеспечение полноценной  социальной защиты населения; 

- поддержка оживления  экономики, обеспечение устойчивости  наметившихся положительных тенденций; 

- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Принимаемые меры позволили  улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить  масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается  спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение  ВВП в 2009 году составит не более 8,5 процентов.

 Проводимая Правительством  Российской Федерации антикризисная  политика не только позволила  предотвратить более глубокий  спад, но и привела к сравнительно  быстрому выходу экономики на  положительные темпы роста. Но, не всё так радужно, как заявляют официальные источники.

 

    1. КРИТИКА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.

В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину  спада: зависимость от конъюнктуры  мировых цен на товары сырьевого  экспорта, низкий внутренний спрос  и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике  «длинных» денег.

Многие специалисты убеждены, что всё дело в неправильно  проводимой антикризисной политике. Данная проблема обсуждалась на «круглом столе» «Экономический рост России», организованного Вольным экономическим обществом России и Институтом экономики РАН. Во время дискуссии прозвучали довольно интересные точки зрения. В частности, первый вице-президент ВЭО России, генеральный директор Международного союза экономистов, академик РАЕН Виктор Красильников высказал мнение о том, что «Правительство, вместо того чтобы реально поддержать малый и средний бизнес, начало активно финансировать банки и олигархов, т.е. тех, кто, по сути, способствовал разрастанию кризиса». Своё мнение он обосновал тем, что правительство для преодоления негативных последствий экономического кризиса неэффективно использует «подушку безопасности». Мировая практика показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства – надежный путь выхода из рецессии. Также В. Красильников напомнил, что экономические законы объективны и их нельзя игнорировать. «Если весь мир снизил ставку рефинансирования практически до нуля, то и нам не надо увеличивать ее до 13%. Если главное – промышленность, то не надо думать, что, накачав банки деньгами, можно решить проблему кризиса. Если надо снижать налоги, то малому бизнесу, а не ТЭКу». В действительности, если проанализировать основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики (прил. 1), можно прийти к аналогичному выводу. Так например видно, что в сферу финансовых институтов было вложено в десятки раз больше, чем на поддержку малого бизнеса.[1]

Для преодоления экономического кризиса мер по реанимации финансового рынка недостаточно. Дальнейшие усилия должны быть направлены на развитие потенциала нового технологического уклада, требуется развитие инновационных процессов. Здесь следует сказать о том, что в 2008 г. в Минэкономразвития России при участии других федеральных органов государственного управления и государственных корпораций была подготовлена Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. В Стратегии были определены и обозначены проблемы, зафиксированы цели и задачи, а также отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями социально-экономического развития страны.

Основными целевыми индикаторами ВЭС-2020 являются:

    • рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110–130 млрд долл. США);
    • увеличение экспорта транспортных услуг почти в четыре раза (до 45 млрд долл.) к 2020 г. по сравнению с уровнем 2007 г.;
    • достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается через реализацию семи приоритетных направлений:

1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Прежде всего это продукция таких отраслей, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и в перспективе – наноиндустрия.

2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг. К их числу относятся традиционные отрасли – машиностроение, агропромышленный сектор и рыболовство, металлургия и химическая промышленность, строительство, а также отдельные сектора услуг.

3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Речь идет о повышении конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики в сфере транспортных и сопутствующих услуг, создания новых логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов и развития пунктов пропуска.

4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Здесь предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки.

5. Интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

Основная задача в этой сфере – формирование Таможенного  союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и  Казахстана, а также усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ.

6. Создание в России международного финансового центра (МФЦ) и превращение рубля в региональную резервную валюту. Формирование МФЦ в Российской Федерации должно способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников – инвесторов, эмитентов, финансовых посредников.

7. Усиление роли Российской Федерации в формировании мирового экономического порядка. Основная задача в этой сфере – создание благоприятной регулятивной внешней среды для реализации долгосрочных внешнеэкономических приоритетов и наращивания экспорта. При этом Россия должна стать важным игроком в создании посткризисной архитектуры мирового хозяйства.[12]

По мнению экспертов, в  данной стратегии правильно определены параметры нового технологического уклада и его приоритеты. Развитие экономики в данном векторе позволит сделать экономику более устойчивой, к будущим потрясениям. Но в российской экономике существует ряд проблем, создающих барьеры для реализации нового технологического уклада.

Первая, уже упоминавшаяся, это технологическая деградация российской экономики, которая происходила в последние два десятилетия. Преодолеть рецессию можно лишь за счет технологического прогресса. Инвестиции же идут только на поддержание аппарата, а не на обновление. В сфере высоких технологий и энергетики помощь получил едва ли десяток промышленных предприятий. Причем этих средств достаточно лишь на выживание, а не на развитие. Если в 20–30-е годы минувшего столетия было построено 10 тыс. предприятий, то за период нынешних реформ на рубеже ХХ–ХХI веков потеряно 30 тыс. предприятий, из них 4 тыс. с числом работающих свыше 1 тыс. человек. Удар пришелся в основном на структуры обрабатывающей промышленности. В частности, все эти годы с трудом сводила концы с концами такая высокотехнологичная отрасль, как авиастроение. Но это только одна сторона медали.

С другой стороны, в стране сложились мощные монополизированные системы, и отечественная экономика не заинтересована в научно-техническом прогрессе и переходу к новому технологическому укладу. Это замечательно иллюстрируется примерами, приведёнными директором Института Европы РАН, академиком Николаем Шмелевым: «Если в строительном бизнесе Москвы предприниматель получает 600% годовой прибыли, то он не захочет переходить на новую технологию. Пока билет от Владивостока до Москвы стоит чуть ли не в полтора раза дороже, чем от Москвы до Нью-Йорка, руководители авиакомпаний не заинтересованы в использовании новых лайнеров, чтобы летать на Запад, где действуют высокие экологические стандарты. Главное препятствие – не отсутствие цели перехода на кондратьевский цикл, а монополии, которые не пойдут на перелив капитала из отраслей, где 500–600% прибыли, в производства, где такой прибыли не будет»[1]

Информация о работе Макроэкономическая ситуация и причины финансового кризиса в России, пути преодоления