Макроэкономические аспекты решения экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Словосочетание “устойчивое развитие” стало самым часто встречающимся выражением в геоэкологии. Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к устойчивому развитию - объективное требование времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости. Как зарубежные специалисты оценивают состояние экологии в России, об этом говорится в заключительной главе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Положительные и отрицательные внешние эффекты……………………4
1.2 Типы внешних эффектов и воздействий……………………………....6
2. История взглядов на геоэкологию…………………………………………8
2.1 Сущность и понятие концепции устойчивого развития…………….16
3. Взгляды зарубежных специалистов на ресурсно-экологические проблемы в России………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

макроэкономические аспекты решения экологических проблем.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

   • системы глобального  мониторинга за состоянием окружающей  среды;

   • системы международных  программ по исследованию глобальных  изменений;

   • ряда международных  комиссий и комитетов по оценке  различных геоэкологических проблем и выработке соответствующих стратегических рекомендаций,

   • набора международных  геоэкологических конвенций.

 

    1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Теория устойчивого развития стала не только одной из самых  исследуемых, быстро развивающихся  теорий, но и вполне «практичной» теорией  – все развитые страны мира выразили стремление следовать по направлению  к устойчивому развитию, и концептуальные и официальные государственные  и международные документы за последние годы в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

   Проявляется внимание к устойчивому равзитию и в России. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

   Концепция устойчивого развития (как международно признанная) впервые была включена в документы II Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио–де – Жанейро в 1992 г. Данная концепция отмечает принципиально новой модели экономического развития, которая заменяет собой индустриальный тип роста и исходит из необходимости соблюдения жестких экологических и природно- ресурсных ограничений. Требование устойчивого развития непосредственно связано с расширением понятия социальной справедливости, сейчас хватившего взаимоотношения различных поколений людей. Устойчивым является развитие при котором благосостояние будущих поколений не должно быть ниже благосостояния ныне живущих поколенийВ основу Концепции устойчивого развития положен цивилизованный подход, который не отменяет и не умаляет важности классификации социально- экономических порядков по системам и укладам как способам производства совокупного продукта, но акцентирует их различия как определенных образов жизни людей в большей или меньшей гармонии друг с другом и природной средой Такой подход к обеспечению устойчивого развития базируется на том, что по мере развертывания научно- технического прогресса все более необходимы такие хозяйственные систнмы и уклады, которые облегчат природоохранную деятельность в интересах всего населения и будущих поколений каждой страны в планетарном масштабе, а также те, которые обеспечивают права, свободы, социальную защиту всех граждан

   В эволюционном процессе концепции устойчивого развития экономики можно выделить два блока изменений. Первый из них объединяет изменения в содержании устойчивого развития. Такие изменения во многом обусловлены динамикой характеристик процесса развития, критериями условий устойчивости развития, используемыми показателями оценки уровня устойчивого развития. Второй блок объединяет изменения в формах и методах управления таким развитием.

   Во многих странах необходимость перехода к устойчивому типу развития связана с перенаселенностью и нехваткой природных ресурсов. В России такой подход во многом обусловлен деградацией окружающей среды.         Наряду с экологическими угрозами, актуальность обеспечения устойчивого развития России обусловлена действием таких факторов, как бедность, несправедливая дифференциация доходов, безработица и т.д.

 

3.ВЗГЛЯДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ  НА РЕСУРСНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  В РОССИИ.

   Научно-аналитическое "сопровождение" со стороны зарубежных специалистов процессов социально-экологического реформирования стран с переходной экономикой осуществлялось в течение всего прошедшего пятнадцатилетнего периода. За это время подходы, оценки, выводы зарубежных специалистов не могли не претерпеть определенную эволюцию, отразившую не только динамику самой эколого-экономической проблематики трансформационных процессов, но и активное развитие в этот период эколого-экономических концепций и прикладных методов.

   Отправные пункты анализа ресурсно-экологической проблематики трансформационных процессов. Прежде всего, следует напомнить, что именно острота ресурсно-экологических проблем и невозможность их разрешения в рамках предшествующей модели хозяйствования и социально-политической системы явились важными побудительными мотивами трансформационных процессов, охвативших в конце 1980-х - начале 1990-х гг. значительную часть бывших социалистических стран Евразийского региона. В течение прошедшего периода ресурсно-экологическая политика во всех странах с переходной экономикой (хотя и в разной степени и с разной интенсивностью применительно к различным этапам этого сложного периода) находилась в поле внимания властных структур, а также предпринимательских кругов и населения.

   В немалой степени это внимание стимулировали, наряду с необходимостью разрубить узел старых экологических проблем (доставшихся в наследие от прошлого) и предпринять меры по разрешению новых, и другие факторы. К их числу относятся рост экологического сознания широких слоев населения, заинтересованность определенной части предпринимателей в повышении за счет ресурсно-экологических факторов конкурентоспособности и укреплении своей репутации, в том числе на международных рынках, позиция научных кругов, определенной части депутатского корпуса, негосударственных организаций и т.д. Что касается властных структур, то их реакция на экологические вызовы времени также дополнительно стимулировалась стремлением интегрироваться в мировое экономическое пространство и по возможности соответствовать его высоким социально-экологическим и демократическим стандартам.

   Если обратиться к опыту России, то в этот период на макроэкономическом уровне основные усилия были сосредоточены прежде всего на создании законодательной базы, соответствующей новым политико-экономическим условиям и формирующемуся гражданскому обществу. Решались также проблемы обоснования направлений ресурсно-экологической политики и инструментов ее реализации, реформирования органов ресурсно-экологического контроля и управления и др. Вместе с тем, на что неоднократно обращали и продолжают обращать внимание специалисты, экологическая проблематика все же не стала приоритетным направлением деятельности государства и многих его институтов.

    В ряде случаев происходила не доработка существующих и в целом оправдавших себя инструментов, а их упразднение. Примерами этого могут, в частности, служить ликвидированные специализированные фонды охраны природы, а также платежи за воспроизводство лесных ресурсов и минерально-сырьевой базы, упразднение которых подорвало экономические основы лесовосстановления и геолого-разведочных мероприятий в стране. На эту ситуацию накладывалась недостаточная проработанность вводимых новых инструментов экологической политики. Так произошло, например, с нормами административной ответственности за экологические правонарушения. Расширение этих норм введенным в действие в 2002 г. Кодексом РФ об административных нарушениях оказалось не подкрепленным механизмами их реализации. На практике это приводит не к усилению, а к ослаблению экологической ответственности природопользователей, особенно крупных компаний, обладающих сильными и хорошо оплачиваемыми юридическими службами.

   Особую остроту экономическая проблематика в России приобрела с начала текущего десятилетия, когда были исчерпаны временные резервы, связанные с резким падением национального производства и вызванным преимущественно этим фактором некоторым сокращением негативного давления на окружающую среду. С 2000-2001 гг. параллельно с экономическим ростом по всем основным параметрам стало наблюдаться ухудшение экологической ситуации. Особенно показательным в этом отношении является рост образования токсичных отходов, составивший уже в 2001 г. по сравнению с 1996 г. 70%. Происходило и расширение зоны негативных воздействий на окружающую среду и здоровье населения. Так, если в 2000 г. максимальные разовые концентрации вредных веществ в более чем 10 ПДК (что соответствует аварийной ситуации) были зафиксированы в 40 городах страны, то в 2001 г. - уже в 48 городах с населением в 50 млн человек.

   Поставленная и реализуемая в России, а также в ряде других стран задача удвоения (или существенного роста) основных макроэкономических показателей придает всем этим процессам еще большую остроту. Одновременно государства Содружества предпринимают активные усилия по интеграции в мировое экономическое пространство с характерными для него высокими социально-экологическими стандартами и требованиями. Как показывает международный опыт, растущая экономика имеет возможность отвечать критериям устойчивого развития и повышать социально-экологическое благосостояние населения только тогда, когда федеральные, региональные, местные власти, бизнес, общество в целом работают совместно над поиском наиболее эффективных инструментов и методов решения проблем. К их числу относятся экологически направленная структурная перестройки экономики, поддержка и развитие высокотехнологичных, экологически безопасных и ресурсосберегающих производств, применение новых инструментов экологической политики, включая международные стандарты экологического менеджмента, добровольные экологические соглашения, обеспечение информационной открытости процессов принятия и реализации эколого-экономических и управленческих решений.

   Оценка того, каким образом все эти задачи решаются, какие возможности и вместе с тем препятствия открываются на этом трудном пути, будет неполной без анализа предшествующего опыта ресурсно-экологического реформирования с учетом критического взгляда на этот опыт авторитетных зарубежных специалистов.

   Начальный этап рыночных реформ и оценка первых попыток решения ресурсно-экологических проблем. В начальный период рыночного реформирования России, стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ в центре внимания зарубежных специалистов, наряду с оценкой тяжелого "экологического наследия" прошлого, находились следующие проблемы. Это - выбор модели трансформации к рыночному гражданскому обществу, отвечающие ему процессы либерализации, приватизации, демонополизации, реформы ценообразования, с одной стороны, и влияние всех этих процессов на формируемую национальную модель системы экологического управления, с другой. В этот период широкое распространение получил тезис о преимуществах для стран с переходной экономикой рыночно-ориентированных инструментов охраны окружающей среды по сравнению с командно-контрольными.

   Вместе с тем реальная эффективность экономических инструментов, включая ресурсные и экологические платежи, играющие центральную роль в реализации общепринятого принципа экологической политики "загрязнитель - платит", не была оценена как высокая. Причины этого зарубежные специалисты связывали с отставанием индексации платежей по отношению к темпам инфляции, с отсутствием развитых институциональных условий рыночной экономики, со слабостью еще только формирующейся правовой системы, плохой системой экологического мониторинга и слабой способностью властей реализовывать и контролировать собственные решения (weak enforcement capability). Что касается механизмов, обеспечивающих и контролирующих реализацию вырабатываемых природоохранных решений, то согласно современным представлениям, их формируют такие действия, как регулярные инспекции предприятий - загрязнителей среды, применение санкций к нарушителям норм экологического законодательства и безопасности, проведение переговоров в формате "органы экологического контроля - бизнес" для поиска решений сложных проблем и др.

   Одновременно ряд исследователей предостерегал против опасности идеализировать чисто рыночные подходы к охране окружающей среды, обращая внимание на то важное обстоятельство, что стремление предприятий к прибыли может осуществляться ими за счет и в ущерб экологическим целям.

   Экологическая политика середины 1990-х годов. В ряде стран с переходной экономикой, прежде всего в государствах ЦВЕ, к середине 1990-х гг. стали наблюдаться позитивные изменения в экологической ситуации. Эти позитивные процессы расценивались не только как следствие повсеместно глубокого падения производства, сопровождавшего рыночные трансформационные процессы, но и как результат разработки усовершенствованной экологической политики и инструментов ее реализации, проведения реформы ценообразования, включая отмену субсидий на энергетические ресурсы, соответствующих изменений отраслевой структуры экономики.

  Объектом специального внимания в этом отношении были фонды охраны природы, которые рассматривались как оправдавший себя и эффективный инструмент финансовой поддержки сильной экологической политики[8] . Что касается России, то уровень ее природоохранных расходов оценивался как неадекватно низкий и не достаточный для формирования необходимых источников экологических инвестиций. Одновременно для всех стран рассматриваемой группы к числу нерешенных относилось сохранение неоправданно высокого уровня энергоемкости производства.

   Важную помощь для государств ЦВЕ и других стран с переходной экономикой оказали разработка и принятие документов Второй Конференции Министров по Окружающей Среде (Люцерн, 1993), включая Экологическую программу действий для стран ЦВЕ. Рекомендации этой и последующих Конференций Министров по Окружающей Среде тесно увязывались с решениями Второй Всемирной Конференции по Окружающей Среде и Развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Объектом изучения со стороны зарубежных ученых были усилия стран с переходной экономикой по овладению инструментами устойчивого социально-экономического планирования на различных уровнях управления (общенационального, регионального, локального).

   Специальное внимание при этом уделялось опыту реализации Местной Повестки 21 с учетом широко распространенного в этот период мнения о муниципальных образованиях как одного из ведущих двигателей формирования устойчивой и экологически безопасной модели социально-экономического развития. Сама же эта модель должна базироваться, по оценкам зарубежных специалистов, на интеграции в рамках муниципальных образований ресурсно-экологического и социально-экономического планирования, а также предполагает формирование необходимой институциональной основы планирования, включая вовлечение на демократической основе в процесс разработки и реализации данных комплексных программ основных заинтересованных лиц – стейкхолдеров. Если ранее ресурсно-экологическая проблематика стран с переходной экономикой исследовалась преимущественно в целом, без подробной детализации по странам, то с этого периода все большее внимание стало уделяться сравнительному анализу практического опыта различных стран и его сопоставлению с подходами, реализуемыми в странах ЕС и OECD. В частности, именно в таком контексте на систематической основе стали изучаться процессы разработки и реализации национальных и региональных ресурсно-экологических политик стран с переходной экономикой.

   Ресурсно-экологические реформы в странах с переходной экономикой и на этом этапе исследовались не изолированно, а в контексте общих социально-экономических и политических реформ, от эффективности и последовательности которых, по мнению зарубежных специалистов, существенным образом зависела возможность вырабатывать и реализовывать развитую национальную и региональную экологическую политику. Рыночное реформирование оценивалось также c позиции мер, способствующих децентрализованному, более демократическому принятию экологически значимых решений и накоплению в различных отраслях экономики необходимых финансовых ресурсов для экологически ориентированной модернизации производства.

Информация о работе Макроэкономические аспекты решения экологических проблем