Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа
Словосочетание “устойчивое развитие” стало самым часто встречающимся выражением в геоэкологии. Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к устойчивому развитию - объективное требование времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости. Как зарубежные специалисты оценивают состояние экологии в России, об этом говорится в заключительной главе.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Положительные и отрицательные внешние эффекты……………………4
1.2 Типы внешних эффектов и воздействий……………………………....6
2. История взглядов на геоэкологию…………………………………………8
2.1 Сущность и понятие концепции устойчивого развития…………….16
3. Взгляды зарубежных специалистов на ресурсно-экологические проблемы в России………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………29
Что касается России, то и в этот период обращалось внимание на то, что достигнутые страной результаты в этой области были, во-первых, неоправданно низкими в сравнении с группой наиболее продвинутых в области рыночного реформирования стран и, во-вторых, они не были систематическими и устойчивыми. Финансово-экономический кризис 1998 г. не мог не сократить возможности разработки проактивной устойчивой ресурсно-экологической политики на национальном и региональном уровнях. Более того, на некоторое время экологическая проблематика перешла на задний план при рассмотрении ведущих направлений деятельности государства, вновь оказавшись "неконкурентоспособной" в сравнении с экономическими и социальными приоритетами того времени.
Экологическая ситуация и система ООС в России после кризиса 1998 г. В России после кризиса 1998 г. экологическая ситуация и система экологического управления, как свидетельствовали зарубежные коллеги, нуждались в активном внимании со стороны исследователей и политиков. В качестве нерешенных и наиболее острых был идентифицирован целый комплекс проблем. В их числе - деградация естественных ресурсов и недостаток средств для финансирования природовосстановительных мероприятий; высокий уровень ущербоемкости и энергоемкости ВВП в сравнении не только с развитыми странами, но и по отношению к странам с переходной экономикой; недостаточное внимание, уделяемое экологическим и ресурсосберегающим стратегиям, проблемам экологической модернизации, со стороны предприятий и региональных властей.
В этих условиях усиление и развитие экологической политики рассматривались в качестве задачи, имеющей для страны стратегическое значение. В целом в конце 1990-х гг. система охраны окружающей среды в России оценивалась как испытывающая значительное влияние многоаспектного трансформационного процесса с сильными финансовыми ограничениями и широким шлейфом нерешенных социальных, экономических и политических проблем. В зарубежных научных публикациях обращалось внимание на критическое значение, которое имеет задача радикальных институциональных реформ в экономической и политической областях, а также в системе общественных ценностей. Указанные реформы рассматривались в качестве необходимого условия для преодоления институциональной инерции, сокращения существенного влияния на выработку и реализацию экологически ответственных государственных решений российского сырьевого лобби, представителей других бизнес-элит, бюрократии, а также широко распространенной коррупции. При этом особо подчеркивалось, что неблагоприятные рамочные институциональные условия задают противоречащие экологическим целям ориентиры поведения предприятий на рынке, искажая, таким образом, действие и подрывая эффективность рыночных сигналов.
Острота накопившихся
в стране проблем в управлении
ресурсно-экологической сферой
Для реформирования
и укрепления национальных
· расширение сферы
компетенции и ответственности
национальных Министерств по
ООС, рост соответствующего
· укрепление и расширение
экологического мониторинга и
информационных систем, как и
системы экологического
· формирование в
министерствах центральных
· выработка более
эффективных процедур
· создание механизма,
обеспечивающего доступ
Глобализация, расширение Евросоюза и экологические вызовы для России. С начала текущего десятилетия к числу интенсивно обсуждаемых относятся проблемы глобализации, новой торговой политики, направлений ее либерализации и их влияния на качество окружающей природной среды и занятость. Специальное внимание в этот период стало уделяться методам экологического регулирования в новой глобальной экономике и воздействию этих процессов на размещение, конкурентоспособность и уровень занятости в различных секторах современной мировой экономики, включая государства СНГ. Активно исследуется и ответ бизнеса на эти глобальные вызовы, в том числе в форме адекватной инвестиционной политики, разработки экологических стратегий и развитых систем экологического менеджмента, применения принципов экологического аудита, перехода на международные стандарты учета и отчетности и т. д.[15]
С учетом обострения глобальных экологических проблем значительные усилия стали концентрироваться на анализе рамочных условий и механизмов реализации Киотского протокола. Россия, а также ряд других стран с трансформируемой экономикой (прежде всего Украина) в качестве потенциально активных игроков международного механизма торговли правами на выброс парниковых газов стали объектом специальных и весьма многочисленных исследований, причем не только ученых, но и представителей политических кругов. Тематика этих исследований весьма разнообразна и включает такие вопросы, как потенциальное сокращение выгод и стимулов участия России и Украины в международной торговле эмиссионными правами вследствие выхода США из Киотского протокола; проблема координации данного международного механизма с соответствующими национальными и особенно региональными механизмами (с учетом уже отмеченной слабости институтов) для реализации политико-экологических решений; реальная динамика энергоэффективности в свете долгосрочной программы роста российской экономики и др.[16]
В связи с расширением ЕС тематика исследований зарубежных специалистов, прежде всего европейских, претерпела некоторые изменения. Объектом наиболее углубленного и подробного анализа становится ресурсно-экологическая политика десяти новых членов Евросоюза, значительная часть которых прошла период рыночных реформ. Понятно, что этот анализ представляет безусловный интерес для России и стран СНГ с учетом общности экологического, социально-экономического и политического прошлого.
В ходе данного анализа были, в частности, идентифицированы наиболее серьезные вызовы, стоящие на пути реальной интеграции новых государств-членов Евросоюза в единое эколого-экономическое пространство. К числу этих "вызовов" исследователями отнесена необходимость преодоления финансовых, административных, экологических, демократических, энергетических и политических дефицитов. Объектом рассмотрения тем самым вновь выступают институциональные реформы, необходимые для согласования подходов к ресурсно-экологическим проблемам в так называемой "старой" и "новой" Европе. Активно исследуется и такая важная проблема, как последствия активной рыночной либерализации для достижения путей экологически устойчивого социально-экономического развития в новых государствах-членах ЕС.
Приведенный здесь ретроспективный обзор взглядов зарубежных специалистов на ресурсно-экологические проблемы и инструменты их решения в России и других странах с переходной экономикой представляется весьма поучительным. Разумеется, данные проблемы находились в поле внимания и отечественных ученых, предпринимателей, представителей органов власти, и определенные усилия по их решению предпринимались. В последние годы эти усилия включаются в общие меры по реализации административной, налоговой, социально-политической и других реформ.
Что касается России, то она тоже находится перед лицом определенных "дефицитов" и серьезных экологических вызовов, преодоление которых необходимо для придания долгосрочной устойчивости социально-экономическому развитию и повышения качества жизни россиян, а также полноценной интеграции в современное международное эколого-экономическое пространство. Важные задачи стоят в области освоения нового поколения инструментов экологической политики, которые получают все более широкое распространение среди наших основных зарубежных партнеров из развитых стран. В их числе - современные правила и инструменты реализации экологической ответственности предпринимательства, развитие добровольных экологических соглашений и активное применение всего комплекса информационных инструментов экологической политики.
Необходимыми условиями применения этих новых инструментов является развитие институтов гражданского общества, переход на новые стандарты информационной открытости и прозрачности, преобразование стиля управления. Важно дополнить преобладавший до последнего времени стиль "сверху - вниз" управлением "снизу - вверх" с одновременным подключением к обоснованию и контролю за реализацией сильной ресурсно-экологической политики основных "актеров" современной политической сцены, включая местные органы власти, предпринимателей и их ассоциации, население, финансово-банковские институты, представителей научных кругов, СМИ и негосударственные организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современный этап экономического
развития общества характеризуется
усилением процессов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I Книги:
II Журнальные статьи:
III Интернет ресурсы:
http://www.study-economics.ru/
Информация о работе Макроэкономические аспекты решения экологических проблем