Макроэкономические аспекты решения экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Словосочетание “устойчивое развитие” стало самым часто встречающимся выражением в геоэкологии. Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к устойчивому развитию - объективное требование времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости. Как зарубежные специалисты оценивают состояние экологии в России, об этом говорится в заключительной главе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Положительные и отрицательные внешние эффекты……………………4
1.2 Типы внешних эффектов и воздействий……………………………....6
2. История взглядов на геоэкологию…………………………………………8
2.1 Сущность и понятие концепции устойчивого развития…………….16
3. Взгляды зарубежных специалистов на ресурсно-экологические проблемы в России………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

макроэкономические аспекты решения экологических проблем.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

   Что касается России, то и в этот период обращалось внимание на то, что достигнутые страной результаты в этой области были, во-первых, неоправданно низкими в сравнении с группой наиболее продвинутых в области рыночного реформирования стран и, во-вторых, они не были систематическими и устойчивыми. Финансово-экономический кризис 1998 г. не мог не сократить возможности разработки проактивной устойчивой ресурсно-экологической политики на национальном и региональном уровнях. Более того, на некоторое время экологическая проблематика перешла на задний план при рассмотрении ведущих направлений деятельности государства, вновь оказавшись "неконкурентоспособной" в сравнении с экономическими и социальными приоритетами того времени.

  Экологическая ситуация и система ООС в России после кризиса 1998 г. В России после кризиса 1998 г. экологическая ситуация и система экологического управления, как свидетельствовали зарубежные коллеги, нуждались в активном внимании со стороны исследователей и политиков. В качестве нерешенных и наиболее острых был идентифицирован целый комплекс проблем. В их числе - деградация естественных ресурсов и недостаток средств для финансирования природовосстановительных мероприятий; высокий уровень ущербоемкости и энергоемкости ВВП в сравнении не только с развитыми странами, но и по отношению к странам с переходной экономикой; недостаточное внимание, уделяемое экологическим и ресурсосберегающим стратегиям, проблемам экологической модернизации, со стороны предприятий и региональных властей.

   В этих условиях усиление и развитие экологической политики рассматривались в качестве задачи, имеющей для страны стратегическое значение. В целом в конце 1990-х гг. система охраны окружающей среды в России оценивалась как испытывающая значительное влияние многоаспектного трансформационного процесса с сильными финансовыми ограничениями и широким шлейфом нерешенных социальных, экономических и политических проблем. В зарубежных научных публикациях обращалось внимание на критическое значение, которое имеет задача радикальных институциональных реформ в экономической и политической областях, а также в системе общественных ценностей. Указанные реформы рассматривались в качестве необходимого условия для преодоления институциональной инерции, сокращения существенного влияния на выработку и реализацию экологически ответственных государственных решений российского сырьевого лобби, представителей других бизнес-элит, бюрократии, а также широко распространенной коррупции. При этом особо подчеркивалось, что неблагоприятные рамочные институциональные условия задают противоречащие экологическим целям ориентиры поведения предприятий на рынке, искажая, таким образом, действие и подрывая эффективность рыночных сигналов.

 Острота накопившихся  в стране проблем в управлении  ресурсно-экологической сферой может  быть проиллюстрирована путем  сопоставления их с усилиями, которые предпринимались в этот  же период в других странах  с переходной экономикой.

 Для реформирования  и укрепления национальных институтов  экологического контроля и управления  в странах с переходной экономикой  были разработаны следующие направления:

 · расширение сферы  компетенции и ответственности  национальных Министерств по  ООС, рост соответствующего аппарата (в Словении, которая ныне является  членом ЕС, этот рост с 1991 по 1995 г. составил с 300 человек  до 1200);

 · укрепление и расширение  экологического мониторинга и  информационных систем, как и  системы экологического инспектирования  предприятий-природопользователей;

 · формирование в  министерствах центральных подразделений,  занимающихся стратегическим анализом  и выработкой экологической политики;

 · выработка более  эффективных процедур распределения  и использования средств экологических  фондов;

 · создание механизма,  обеспечивающего доступ населения  к экологической информации и  его участие в принятии экологических  управленческих решений.

  Глобализация, расширение Евросоюза и экологические вызовы для России. С начала текущего десятилетия к числу интенсивно обсуждаемых относятся проблемы глобализации, новой торговой политики, направлений ее либерализации и их влияния на качество окружающей природной среды и занятость. Специальное внимание в этот период стало уделяться методам экологического регулирования в новой глобальной экономике и воздействию этих процессов на размещение, конкурентоспособность и уровень занятости в различных секторах современной мировой экономики, включая государства СНГ. Активно исследуется и ответ бизнеса на эти глобальные вызовы, в том числе в форме адекватной инвестиционной политики, разработки экологических стратегий и развитых систем экологического менеджмента, применения принципов экологического аудита, перехода на международные стандарты учета и отчетности и т. д.[15]

  С учетом обострения глобальных экологических проблем значительные усилия стали концентрироваться на анализе рамочных условий и механизмов реализации Киотского протокола. Россия, а также ряд других стран с трансформируемой экономикой (прежде всего Украина) в качестве потенциально активных игроков международного механизма торговли правами на выброс парниковых газов стали объектом специальных и весьма многочисленных исследований, причем не только ученых, но и представителей политических кругов. Тематика этих исследований весьма разнообразна и включает такие вопросы, как потенциальное сокращение выгод и стимулов участия России и Украины в международной торговле эмиссионными правами вследствие выхода США из Киотского протокола; проблема координации данного международного механизма с соответствующими национальными и особенно региональными механизмами (с учетом уже отмеченной слабости институтов) для реализации политико-экологических решений; реальная динамика энергоэффективности в свете долгосрочной программы роста российской экономики и др.[16]

  В связи с расширением ЕС тематика исследований зарубежных специалистов, прежде всего европейских, претерпела некоторые изменения. Объектом наиболее углубленного и подробного анализа становится ресурсно-экологическая политика десяти новых членов Евросоюза, значительная часть которых прошла период рыночных реформ. Понятно, что этот анализ представляет безусловный интерес для России и стран СНГ с учетом общности экологического, социально-экономического и политического прошлого.

  В ходе данного анализа были, в частности, идентифицированы наиболее серьезные вызовы, стоящие на пути реальной интеграции новых государств-членов Евросоюза в единое эколого-экономическое пространство. К числу этих "вызовов" исследователями отнесена необходимость преодоления финансовых, административных, экологических, демократических, энергетических и политических дефицитов. Объектом рассмотрения тем самым вновь выступают институциональные реформы, необходимые для согласования подходов к ресурсно-экологическим проблемам в так называемой "старой" и "новой" Европе. Активно исследуется и такая важная проблема, как последствия активной рыночной либерализации для достижения путей экологически устойчивого социально-экономического развития в новых государствах-членах ЕС.

   Приведенный здесь ретроспективный обзор взглядов зарубежных специалистов на ресурсно-экологические проблемы и инструменты их решения в России и других странах с переходной экономикой представляется весьма поучительным. Разумеется, данные проблемы находились в поле внимания и отечественных ученых, предпринимателей, представителей органов власти, и определенные усилия по их решению предпринимались. В последние годы эти усилия включаются в общие меры по реализации административной, налоговой, социально-политической и других реформ.

   Что касается России, то она тоже находится перед лицом определенных "дефицитов" и серьезных экологических вызовов, преодоление которых необходимо для придания долгосрочной устойчивости социально-экономическому развитию и повышения качества жизни россиян, а также полноценной интеграции в современное международное эколого-экономическое пространство. Важные задачи стоят в области освоения нового поколения инструментов экологической политики, которые получают все более широкое распространение среди наших основных зарубежных партнеров из развитых стран. В их числе - современные правила и инструменты реализации экологической ответственности предпринимательства, развитие добровольных экологических соглашений и активное применение всего комплекса информационных инструментов экологической политики.

   Необходимыми условиями применения этих новых инструментов является развитие институтов гражданского общества, переход на новые стандарты информационной открытости и прозрачности, преобразование стиля управления. Важно дополнить преобладавший до последнего времени стиль "сверху - вниз" управлением "снизу - вверх" с одновременным подключением к обоснованию и контролю за реализацией сильной ресурсно-экологической политики основных "актеров" современной политической сцены, включая местные органы власти, предпринимателей и их ассоциации, население, финансово-банковские институты, представителей научных кругов, СМИ и негосударственные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современный этап экономического развития общества характеризуется  усилением процессов экологических  нарушений. Вопросы экономико-экологического взаимодействия вызывают обеспокоенность как на национальном, так и на глобальном уровнях. Выход из сложившейся кризисной экономико-экологической ситуации возможен при реализации стратегии устойчивого развития на основе сочетания экономических, экологических и социальных принципов. Их необходимость впервые отмечалась на международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и нашла свое отражение в программных документах по устойчивому развитию практически всех государств мира, в том числе и в России. Устойчивое развитие необходимо рассматривать как единство трех компонентов — экологической целостности, экоэффективности экономической деятельности, социальной справедливости. Экономическая составляющая данной концепции подразумевает оптимальное использование невозобновимых ресурсов и использование экологичных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, включая добычу и переработку сырья, переработку и уничтожение отходов. Социальная составляющая направлена на сохранение культурного многообразия в глобальных масштабах, на сокращение числа разрушительных конфликтов, справедливое разделение благ как внутри страны, так и между странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I Книги:

  1. Геоэкология. Голубев Г.Н. М.: Изд-во ГЕОС, 1999. - 338 с.
  2. Экономические основы экологии, электронный учебно-методический комплекс. Жибинова К.В.
  3. Проблемы цивилизации и устойчивое развитие. Поздняков А. В.
  4. Экономическая теория. (под ред. Л.Н. Давыденко). Содержание глобальных проблем и их значение. Мн.: Выш. шк., 2002. — 366 с.

II Журнальные статьи:

  1. Проблемы современной экономики №4(12), 2004 Пахомова Н. В., Экономика и экология.

 

III Интернет ресурсы:

  1. Образовательный сайт Кучеровой Е.Н.   http://www.kycherova.ru/sushnost/index.html
  2. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

http://www.study-economics.ru/polozhitelnye-i-otricatelnye-vneshnie-effekty/

  1. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики http://vsempomogu.ru/economika/mireconomika/377-6.html

 


Информация о работе Макроэкономические аспекты решения экологических проблем