Второй этап начался после Второй
мировой войны. Завершение войны стимулировало
дальнейшее развитие национального счетоводства.
Правительства наиболее развитых капиталистических
стран должны были формулировать задачи
и направления экономической политики
в новых, послевоенных условиях и в этой
связи испытывали потребность в макроэкономической
статистике, обеспечивающей согласованное
описание различных аспектов экономического
процесса. Важнейшей особенностью второго
этапа в развитии СНС стал процесс интеграции
в систему ряда новых блоков экономической
статистики, координации их со сформированным
на первом этапе блоком данных о национальном
доходе/продукте и их компонентах. Так,
на втором этапе в СНС были интегрированы:
блок данных о национальном богатстве;
блок данных о движении финансовых ресурсов;
блок данных о внешнеэкономических связях;
блок межотраслевого баланса и др. Эти
блоки экономической статистики существовали
ранее сами по себе, без какой-либо увязки
с блоком данных о национальном доходе,
что обедняло и ограничивало возможности
экономического анализа, так как не позволяло
сопоставлять данные, характеризующие
различные, но взаимосвязанные аспекты
экономического процесса.
Другая важная особенность
послевоенного этапа в развитии СНС состояла
в том, что международные экономические
организации (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.)
стали играть активную роль в развитии
методологии и в практике разработки национальных
счетов. Эти организации, и прежде всего
ООН, начинают разрабатывать международные
стандарты в области национальных счетов
с двумя целями: во-первых, для оказания
содействия заинтересованным странам(развивающимся);
во-вторых, для обеспечения единой основы
для сбора и систематизации сравнимых
в международном плане данных о важнейших
макроэкономических показателях.
Эра международных стандартов
в области национальных счетов началась
в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН,
большую часть которого написал Ричард
Стоун, ученик и последователь Кейнса.
В докладе были сформулированы важные
принципы национального счетоводства.
В 1951 г по просьбе Организации Европейского
Экономического Сотрудничества (предшественницы
ОЭСР) Стоун подготовил доклад под названием
«Упрощенная система национальных счетов.
В 1952 г «Упрощенная СНС» (ОЕЭС)
была заменена «Стандартной Системой
национальных счетов» (ОЕЭС, 1952 г.), которая
принимала во внимание опыт примененной
на практике Упрощенной системы, она была
более детальной, чем Упрощенная система,
но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947
г В 1953 г в ООН под руководством Стоуна
был подготовлен документ «Система национальных
счетов и вспомогательных таблиц», который
обычно рассматривается как первый стандарт
ООН в области национального счетоводства.
Документ был во многом схож со «Стандартной
СНС» ОЕЭС, предназначался не только для
развитых капиталистических стран, но
и для развивающихся. В этой связи определение
производства было расширено с тем, чтобы
включить также многие нерыночные операции,
например, потребление продуктов, произведенных
в собственном хозяйстве. СНС ООН 1953 г
содержала относительно ограниченное
число счетов для экономики в целом, в
рамках которых исчислялись наиболее
важные макроэкономические показатели
валовой внутренний продукт, национальный
доход, национальные инвестиции и пр. В
СНС 1953 г не было предусмотрено счетов
для отдельных секторов экономики, целесообразность
которых обосновывалась в докладе Стоуна
в 1947 году. Второй стандарт ООН в области
национального счетоводства был одобрен
Статистической комиссией ООН в 1968 г Документ,
ставший известным позднее среди специалистов
как «голубая книга» (по цвету обложки),
был подготовлен Стоуном в сотрудничестве
с американским экономистом Н Айдиновым,
работавшим в то время в Секретариате
ООН. СНС ООН 1968 г была значительным шагом
вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде
всего она включала не только традиционные
счета национального дохода и национального
продукта, но и новые, интегрированные
в ее структуру блоки макроэкономической
информации: баланс межотраслевых связей,
баланс национального богатства, систему
показателей движения финансовых ресурсов
и др Некоторые из новых блоков были разработаны
в самой общей форме, однако связи с традиционными
счетами национального дохода/продукта
были очерчены достаточно ясно. Кроме
того, в СНС были предусмотрены счета не
только для экономики в целом, но и для
пяти ее секторов. СНС ООН 1968 г включала
в качестве отдельной главы рекомендации
по составлению национальных счетов в
развивающихся странах, которые учитывали
особенности их экономики, проблемы с
получением необходимой информации. Наконец,
еще одна важная особенность СНС ООН 1968
г состояла в том, что она использовала
в наиболее последовательной форме принцип
двойной записи каждой операции, позаимствованный
из бухгалтерского учета.
Следует отметить, что СНС ООН
1968 г сыграла большую положительную роль
в развитии национального счетоводства
как на национальном, так и на международном
уровнях. На основе ее концепций и определений
ООН стала выпускать статистический Ежегодник
по национальным счетам, систематизирующий
сравнимые в международном плане данные
о важнейших макроэкономических показателях
и их компонентах. Большинство стран мира
предприняли меры по внедрению положений
СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую
практику. На базе СНС ООН 1968 г Европейское
Сообщество в начале 1970 г разработало
Европейский вариант СНС, представляющий
адаптацию СНС к потребностям наиболее
развитых европейских стран.
В 1993 г Статистическая комиссия
ООН одобрила новую систему национальных
счетов, работа над которой продолжалась
около 10 лет. Следует отметить, что работе
по пересмотру СНС 1968 г предшествовала
дискуссия в западной специальной литературе
по вопросам национального счетоводства
о дальнейших направлениях развития СНС.
Некоторые американские ученые (например,
Р. и Н. Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали
достаточно радикальные предложения об
изменении методологии расчетов ВВП. Они
предлагали, в частности, включить в ВВП
условные оценки ряда статей, которые
ранее никогда в ВВП не включались, например'
условную оценку услуг, оказываемых домашними
хозяйствами по приготовлению пищи, воспитанию
детей и т.д.; стоимость услуг по эксплуатации
домашними хозяйствами предметов длительного
пользования (холодильники, телевизоры
и т.д.), стоимость услуг, создаваемых студентами
в процессе обучения, стоимость прироста
непроизведенных активов (земля, природные
ископаемые и др.) в результате изменения
рыночной цены и т.д. Предлагались некоторые
изменения в классификации расходов на
конечные и промежуточные. Если бы эти
предложения были реализованы, это привело
бы к значительным изменениям в размерах
ВВП. Однако Статистическая Комиссия ООН
при определении целей пересмотра СНС
1968 г заняла осторожную и прагматическую
позицию.
Целью пересмотра СНС 1993 г была
дальнейшая гармонизация системы со смежными
разделами экономической статистики,
такими как платежный баланс, статистика
государственных финансов и др. Эта гармонизация
означает, что определения и классификации
от дельных блоков СНС должны быть строго
координированы с определениями и классификациями
упомянутых разделов экономической статистики.
Например, определения, используемые в
счетах "Остального мира", где регистрируются
операции с другими странами мира, должны
быть координированы с определениями
платежного баланса таким образом, чтобы
основные итоги платежного баланса совпадали
с основными итогами счетов "Остального
мира".
Другая цель пересмотра СНС
1993 г состояла в том, чтобы переделать
структуру счетов более ясной, логичной
и последовательной, уточнить трактовку
отдельных статей доходов и расходов.
В этой связи следует отметить, что определение
валового внутреннего продукта несколько
расширено в СНС 1993 г. В частности, в накопление
основных фондов включены расходы на геологоразведку,
приобретение средств программного обеспечения,
оригиналов художественных и литературных
произведении. После 1993 г начался период
внедрения рекомендаций новой СНС в практику
стран. Этот период займет (по оценкам
экспертов в области национальных счетов)
от 5 до 10 лет.
Такова вкратце история возникновения
и развития системы национальных счетов.
Термин «национальное счетоводство» был
предложен накануне Второй мировой войны
голландским экономистом Ван Клиффом.
Он оказался весьма удачным и прочно вошел
в обиход и специальную литературу. Этот
термин означает счета для нации в целом.
Однако, как было отмечено выше, в новой
СНС 1993 г акцент делается на анализе экономики
секторов экономики, и в этой связи в процессе
пересмотра СНС 1968 г рассматривалась возможность
изменения названия СНС. Но эксперты, принимавшие
участие в пересмотре, решили все же сохранить
утвердившееся название системы.
Итак отметим основные факторы,
определившие главные направления развития
СНС и ее содержания:
- систематическое применение макроэкономической теории
- введение системы двойной записи экономических операций
- использование данных СНС для разработки экономической
политики
- участие международных экономических
организации в разработке международных
стандартов в области национальных счетов
- применение математики и ЭВМ
в разработке СНС.
Хотя схема БНХ предусматривала
также составление финансового баланса
на практике он не составлялся, главным
образом потому, что органы государственного
управления не испытывали особой потребности
в анализе движения доходов и финансовых
активов. Центральная концепция БНХ - концепция
материального производства - ограничивала
сферу экономического производства отраслями
материального производства.Таким образом,
показатели исчисляемые в рамках БНХ,
прямо не сопоставимы с соответствующими
показателями СНС.После Второй мировой
воины была проведена работа по созданию
международного стандарта в области БНХ.
Впоследствии в рамках ООН по инициативе
СССР был издан документ содержащий стандартизованное
описание БНХ. Указанный факт интерпретировался
в СССР как признание того, что БНХ имеет
в ООН такой же статус, что и СНС. Однако
на самом деле официального признания
статуса БНХ аналогичного статусу СНС
в документах ООН не зафиксировано.
Несмотря на то, что БНХ во многом
отличается от СНС, он оказал большое влияние
на развитие СНС. Как было отмечено, первые
разработки БНХ включали таблицы, в которых
в элементарной форме описывались связи
между отраслями экономики. Эти таблицы
явились прообразом межотраслевого баланса,
принципы которого были разработаны В.
Леонтьевым. В методологии БНХ, которая
также эволюционировала в течение почти
полувекового периода, можно найти ряд
установок, которые были положительно
восприняты авторами СНС. Например, одна
из концепций позднего БНХ - общее потребление
населения, использована авторами новой
СНС 1993 г. Одна из важных классификаций
БНХ - деление конечного потребления на
коллективное и индивидуальное -также
использована авторами современной СНС.
В заключение следует назвать несколько
имен экономистов и статистиков, внесших
большой вклад в развитие теории и практики
БНХ: А. Н. Петров, В. А. Соболь, М. Р. Эйдельман,
И. А. Морозова.
Сущность
и структура снс
Национальное счетоводство
в широком смысле представляет собой всеобъемлющую
систему ведения первичного бухгалтерского
учета и статистики, основанную на единстве
методологических принципов и завершаемую
построением системы национальных счетов.
СНС – своеобразная модель экономики,
используемая для исследования экономической
деятельности в масштабах страны и ее
регионов на основе взаимосвязанных балансов
(счетов), отражающих потоки движения продуктов
и их финансовых эквивалентов между экономическими
агентами в процессе совершения ими различных
экономических операций.
СНС представляет собой
систему взаимосвязанных статистических
показателей построенной в виде определенного
набора счетов и таблиц, характеризующих
результаты экономической деятельности
страны. Каждой стадии воспроизводственного
цикла: производству продуктов и услуг
и связанных с этим процессов образования
доходов, первичному и вторичному их распределению
и использованию - соответствует счет
или группа счетов. Счета являются счетами
потоков, то есть в них отражается сквозное
движение стоимости товаров и услуг через
все стадии воспроизводственного цикла
- от производства до конечного потребления
и накопления. Система завершается построением
балансовых таблиц, отражающих итоговое
изменение национального богатства в
результате труда данного года, и межотраслевого
баланса производства и использования
продукции и услуг. Они образуют сводные
счета и отражают, с одной стороны, отношения
между национальной экономикой и другими
странами, а с другой - отношения между
различными показателями системы. Информация,
которую предоставляет СНС, является основой
для формирования и проведения в жизнь
государственной политики, направленной
на оптимизацию экономических процессов.
Потребителями данных СНС являются также
научно-аналитические центры, занимающиеся
изучением и прогнозированием экономических
и политических процессов, представители
крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном
процессе зависит от экономической конъюнктуры,
различные общественно - политические
организации, которым необходимо получить
комплексное представление о социально-
экономическом положении страны. Значительный
интерес представляют показатели, рассчитанные
на основе СНС, для различных международных
организаций, так как от уровня экономического
развития страны зависят формы международного
сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых
ей кредитов, величина взносов в международные
организации и т.д.
Российская система национальных счетов
является адаптацией международных стандартов
по национальному счетоводству, прежде
всего, СНС ООН, а также используемой странами
Европейского Сообщества Европейской
системы интегрированных экономических
счетов (ЕСИЭС), к российским условиям.
Во второй половине 90-х годов XX столетия
в статистике Российской Федерации завершен
первый этап по внедрению СНС в практику.
Предполагается, что заключительная стадия
национального учета должна включать
следующие блоки счетов для: экономики
в целом (консолидированные счета); секторов
экономики; отраслей экономики; отдельных
экономических операций
Базовой единицей учета в СНС является институциональная
единица, под которой подразумевают экономическую
единицу, характеризующуюся единством
поведения и самостоятельностью в принятии
решений в своей основной деятельности.
Институциональная единица – это хозяйственная
единица, основными признаками которой
являются:
– право самостоятельного владения товарами
и активами от собственного имени, что
дает ей возможность обмениваться правами
собственности на эти товары и активы
при операциях с другими единицами;
– способность принимать самостоятельные
экономические решения и осуществлять
хозяйственную деятельность, за которую
она сама несет прямую ответственность
и отвечает перед законом;
– способность принимать финансовые
и другие обязательства от своего имени,
а также заключать договоры;
Эта единица ведет
полный набор бухгалтерской отчетности
и является юридическим лицом.
Национальная экономика в целом
определяется как совокупность
всех институциональных единиц
– резидентов, которые функционируют
на данной территории на протяжении длительного
времени (свыше года). Все институциональные
единицы объединяются в секторы:
Сектор "Предприятия" охватывает
институциональные единицы, основной
функцией которых является производство
продуктов и нефинансовых услуг для реализации
на рынке. В этот сектор включаются все
предприятия, независимо от форм собственности.
Сектор "Финансовые учреждения"
включает институциональные единицы,
занятые финансовыми операциями на коммерческой
основе и операциями по страхованию независимо
от форм собственности. Это коммерческие
банки, кредитные товарищества и ассоциации,
основной функцией которых является выпуск,
получение, сбережение и распределение
финансовых средств, выпуск ценных бумаг,
сбережение денежных средств и предоставление
кредитов.