Макроэкономические показатели в СНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика — это раздел экономической теории, который изучает экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. То есть, если микроэкономика рассматривает, к примеру, доходы и расходы одного индивидуально взятого человека, домашнего хозяйства или фирмы, то макроэкономика будет заинтересована в более общих показателях, характеризующих экономические процессы общества, страны, мира. Именно о таких показателях и пойдёт речь в данной работе. Важнейшие макроэкономические показатели в совокупности образуют систему национальных счетов (СНС), введённую ООН и использующуюся с 1993 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Макроэкономические показатели в СНС 4

1.1 История возникновения СНС и эволюция её развития 6

1.2 Сущность и структура СНС 9

1.3 Основные показатели СНС

1.4 Основные категории и принципы СНС 10

2Макроэкономические показатели:Сущность,состав и значение…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 612.12 Кб (Скачать файл)
  • Сектор "Государственные учреждения" охватывает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного использования. Это касается всех государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет государственного бюджета.

  • Сектор "Общественные и частные организации, обслуживающие домашние хозяйства" охватывают институциональные единицы, которые предоставляют нерыночные услуги для домашних хозяйств.

  • Сектор "Домашние хозяйства" составляют резиденты, основной функцией которых является потребление, а также предпринимательская деятельность по производству продуктов и услуг, которые не могут быть отделены от домашнего хозяйства.

  • Сектор "Внешнеэкономические связи" охватывают те зарубежные экономические единицы, которые совершают операции с резидентами данной страны.

Предприятия, выпускающие однородную продукцию и услуги, группируются в отрасли. На макроэкономическом уровне выделяются 9 отраслей, а также около 100 подотраслей в соответствии с международной стандартной хозяйственной классификацией.

Ранее мною уже рассмотрены потоки доходов и расходов между макросубъектами. Также  рассмотрел переменные запаса и переменные потока, и установил, что потоки вызывают изменения в запасах. Теперь  коснемся конкретного содержания этих понятий в системе национальных счетов.

Потоки возникают в результате создания или преобразования, обмена или передачи стоимости в любом ее выражении – товарном, денежном или в виде финансовых активов. Потоки означают качественные или количественные изменения или перемещения между субъектами материальных благ, услуг или других активов. Они приводят к изменениям имущественного состояния экономических субъектов – накоплению богатства или росту долгов. В системе национальных счетов (СНС) эти потоки называют экономическими операциями. Экономические операции в СНС группируются следующим образом:

1) операции с товарами и услугами  – отражают их происхождение (производство, импорт) и использование (промежуточное и конечное потребление, формирование основного капитала, экспорт) в течение года;

2) распределительные операции –  операции, целью которых является  распределение и перераспределение  доходов, созданных в производстве, а также перераспределение сбережений;

3) операции с финансовыми инструментами  – отражают изменения финансовых  активов и пассивов;

4) другие операции, связанные  с изменением активов в результате  таких событий, как пожары, наводнения, катастрофы и тому подобное[

Для характеристики деятельности каждой группы единиц все экономические операции в СНС представлены в виде счетов. Экономические операции бывают двух видов : одни осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков, другие осуществляются без компенсации. Такие экономические операции называют трансфертами. При этом каждая операция отображается в расчетах дважды: один раз – в ресурсах, другой – в использовании.

 Для экономики в  целом разработано 10 счетов. Они  призваны отобразить материально-вещественную  и стоимостную структуру воспроизводства  на макроэкономическом уровне. При  этом составляются следующие  расчеты: продуктов и услуг, распределения  доходов, использования доходов, капитальных  затрат и финансовый счет (для  внутренней экономики), а также  текущих операций, капитальных затрат  и финансовый счет для внешнеэкономических  связей. Для каждого сектора внутренней  экономики предполагается составление  шести счетов:

  • Счет продуктов и услуг характеризует общие ресурсы продуктов и услуг, включая и их импорт, а также прямое использование этих продуктов: промежуточное и конечное потребление, валовое накопление основных фондов, смену запасов материальных оборотных средств и экспорт продуктов и услуг.

  • Счет производства предназначается для определения валового выпуска, промежуточного потребления и размера добавленной стоимости.

  • Счета создания, распределения и использования доходов отражают распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства – (создания первичных доходов), операции связанные с перераспределением доходов через финансово-кредитную, налоговую систему, трансфертные платежи и т.д.

  • Счет капитальных затрат вместе с финансовыми счетами отражают потоки, которые формируют накопления и влияют на объем и структуру собственности, потоки чистых кредитов и чистых долгов.

  • Счета внешнеэкономических связей показывают объемы экспортно-импортных операций, а также трансфертные и инвестиционные потоки.

Рис. Группы счетов в структуре СНС

Рис.Структура СНС

СНС позволяет моделировать экономический процесс национального хозяйства. С этой точки зрения СНС можно рассматривать как комплекс правил, норм, рекомендаций, инструкций, методик, с помощью которых огромное количество различных субъектов и множество разнообразных экономических процессов превращается в модель национальной экономики. Методология СНС представляет собой, в первую очередь, совокупность принципов, категорий и классификаций.

Рис. Основные классификации и группировки, используемые в СНС

Основные категории и принципы СНС

СНС позволяет моделировать экономический процесс национального хозяйства. С этой точки зрения СНС можно рассматривать как комплекс правил, норм, рекомендаций, инструкций, методик, с помощью которых огромное количество различных субъектов и множество разнообразных экономических процессов превращается в модель национальной экономики. Методология СНС представляет собой, в первую очередь, совокупность принципов, категорий и классификаций.

Изменились представления о производственной экономической деятельности, ее границах и результатах; появились понятия экономики — «внутренняя и национальная», а с ними — «валовой внутренний и валовой национальный продукт»; пересмотрено отношение к сфере производства услуг и ее участию в общественном производстве; уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на сектора; требуют уточнения такие понятия, как результаты экономической деятельности, продукты, товары и услуги; нуждаются в пояснении понятия «трансферты, резиденты и нерезиденты, экономическая территория» и др.

К основным категориям, применяемым в СНС, относятся:

  • экономические функции — основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление и накопление, посредничество в перераспределении доходов и др.;
  • экономические операции — те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
  • экономические агенты — субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения;
  • объекты экономических операций — товары, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.
  • Резидент:

1) лицо, проживающее в данной стране, которое имеет долгосрочный интеллект

2) предприятие или организация, не являющееся юридическим лицом, созданное в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением на территории РФ.

Физическое лицо рассматривается как резидент страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом году, имеет там «центр своих жизненных и деловых интересов» или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Выделяют лица:

1) постоянно или временно (I год) проживающие на  территории РФ;

2) временно (I год) находящиеся за пределами РФ;

3) временно находящиеся государственные служащие  и военный персонал, работающие за рубежом вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны,

4) студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения независимо от сроков их пребывания за пределами страны.

Юридические лица - лица, для которых статус резидента определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления, других аналогичных критериев. Выделяют:

1) лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с юридическим адресом на ее территории;

2) предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам;

3) дипломатическое или официальное представительство Федерации, находящиеся за ее пределами.

Институциональная единица - экономическая единица, которая владеет активами, обладает правом ведения производственно-финансовой деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет ответственность по своим обязательствам.

Сектор - крупная, значительная часть экономики; группа институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. 

Основные принципы СНС- это система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита госбюджета, регулирования инфляции и т. д. СНС охватывает абсолютно все технические операции, происходящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна. Назовем главные принципы, лежащие в основе СНС.

По-иному, чем в практике бывшего СССР, СНС определяет границы сферы производства валового продукта и национального дохода. СНС исходит из того, что валовой продукт и национальный доход страны производятся как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, т. е. в сферу производства включается деятельность: 
а) компаний и предприятий, производящих товары и услуги; 
б) частных некорпоративных предприятий; 
в) подсобных хозяйств; 
г) лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.); 
д) работников сферы управления; 
е) финансово-коммерческих организаций; 
ж) некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций); 
з) армии; 
и) наемной прислуги; 
к) владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

Практически не учитываются лишь нелегальные виды деятельности (наркобизнес, проституция) и ведение личного домашнего хозяйства.

Другой важный принцип cистемы национальных счетов, лежащий в ее основе, состоит в признании того, что в создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность, т. е. факторы производства. Создаваемая прибыль рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов. Ход и результаты экономических процессов отражаются в показателях СНС с учетом взаимодействия различных сфер и форм хозяйственной деятельности, включая подробную информацию в области внешнеэкономических связей.

  Принципы построения СНС:

1. Отражение хозяйственного (экономического) кругооборота в  следующих аспектах: производство, распределение, накопление и конечное  потребление.

2. Группировка хозяйственных  единиц в секторы: предпринимательский, общегосударственного управления, домохозяйств, некоммерческого сектора, обслуживающего домохозяйства.

3. Разграничение движения  ресурсов и продуктов, с одной  стороны, и доходов — с другой.

4. Разграничение промежуточного  и конечного продуктов. Конечный  продукт — продукт, предназначенный  для конечного потребления домохозяйствами, инвестиций или экспорта. Промежуточный  продукт — продукт, используемый  для производственного потребления.

5. Разграничение доходов  и затрат на текущие (осуществляемые постоянно) и капитальные (единовременного характера).

6. Разграничение налогов  на продукты и налогов на  производство. Налоги на продукты  — это косвенные налоги, определяемые  пропорционально цене или объему  произведенного и реализованного  продукта (НДС, акциз, пошлина, налог  с оборота, налог с продаж и  т. п.). Налоги на производство  определяют пропорционально цене  экономических ресурсов (факторов  производства) в формах: земельного  налога, налогов на строения, основной  капитал, фонд оплаты труда и  т. п.

Информация о работе Макроэкономические показатели в СНС