Макроэкономический анализ состояния экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Главные элементы и состав системы национальных счетов. Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике. Уровень благосостояния, как показатель экономического развития. Анализ уровня экономического развития и экономического роста РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...3
1. Система национальных счетов и её показатели……………….…5
1.1 Роль макроэкономических показателей…………………………..8
1.2 Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике………………………………………………………………...9
2. Макроэкономический анализ состояния экономики в России....19
2.1. Уровень благосостояния, качество жизни в стране……………..19
2.2. Показатели экономического развития и
экономического роста………………………………………………….25
2.2 . Динамика внутреннего валового продукта.
Национальный доход…………………………………………………...32
3. Прогноз основных макроэкономических показателей…………...39
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Основные макроэкономические показатели. Функционироване экономики в России.docx

— 353.30 Кб (Скачать файл)

       Всего искусственное сужение  инвестиционного потенциала российской  экономики вследствие ошибочной  денежной политики достигнет  10 трлн.руб. 2\3 этих денег энерго- сырьевые корпорации вынуждены занимать за границей, а высокотехнологическая обрабатывающая промышленность остается без доступа к источникам финансирования развития производства. Одновременно денежные власти блокируют возможности развития национальной финансовой системы. При такой политике в России не будет ни финансового, ни высокотехнологического центра глобального экономического развития.

     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится  о переходе российской экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энерго-сырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Как следует из таблицы 1, прогнозные макроэкономические показатели к 2020 г. по сценариям заметно отличаются. Хотя и инновационный и энергно-сырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энерго-сырьевому, на 59%, и составляет 270% — это более чем вдвое превышает прирост ВВП.

Табл. 1 Основные макроэкономические показатели  
сценариев развития (темпы прироста, %) 

    2006 Среднегодовые значения 2020/2007, %  
2008-2012 2013-2017 2018-2020    
ВВП 3 6,7 6,1 6,6 6,4 123  
2 6,0 5,5 4,7 102  
1 4,5 3,3 3,1 61  
Реальные

располагаемые

доходы населения

3 10,2 8,3 7,2 6,7 156  
2 8,1 5,7 4,7 123  
1 6,8 4,3 3,7 91  
Розничный

товарооборот

3 13,9 8,7 6,5 6,3 150  
2 8,6 5,3 4,5 124  
1 6,7 4,4 3,7 91  
Инвестиции 3 13,7 11 10,7 9,6 270  
2 10,9 8,8 6,6 211  
1 5,6 4,2 4,1 83  
Экспорт, млрд. долл. 3 303,9 348 439 564 60  
2 347 433 538 51  
1 331 377 437 21  
Импорт, млрд. долл. 3 164,7 340 503 669 195  
2 342 484 603 163  
1 316 376 446 92  
Инфляция 3 9 5,6 4,5 3,3 85
2 6,2 4,8 3,4 90
1 7,5 6,1 4,0 111
Энергоемкость 3 -2,8 -3,6 -3,9 -3,7 -39
2 -3,4 -2,8 -2,2 -32
1 -2,8 -1,7 -1,6 -24
Электроемкость 3 -2,4 -2,1 -2,3 -2,70 -27
2 -1,9 -1,3 -1,3 -18
1 -1,6 -0,7 -0,4 -12
Производительность  труда 3 6,2 6,3 7,5 7,1 138
2 6,2 6,5 5,8 119
1 4,8 4,3 3,9 75

 

       При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом.

     Вклад инновационного сектора (см.табл.2) на первых порах не превышает статистической погрешности при измерении ВВП. Тем самым в инновационный сценарий закладывается существенная инерционная составляющая.

     В результате темпы экономического роста  по инновационному сценарию лишь немного  отличаются от энерго - сырьевого (см.рис.2) — разработчики

Табл. 2 Вклад факторов модернизации в экономический  рост  
(среднегодовые темпы прироста, проц. пунктов)

  2008-2010 2011-2015 2016-2020
Темп  роста ВВП

(инерционное  развитие)

5,5 3,2 3,2
Дополнительный  прирост ВВП, за счет: 0,7 3,1 3,4
— развития инновационного сектора 0,4 1,9 2,3
— преодоления инфраструктурных ограничений 0,1 0,7 0,6
— других факторов 0,2 0,5 0,5
Итого — рост ВВП (инновационный вариант) 6,2 6,3 6,6

 
Рис. 2 «Объем ВВП в постоянных ценах, млрд.руб.»

     Ограничение годового прироста ВВП за счет инновационного сектора до 0,4% в первую трехлетку прогнозного периода и до 1,9% в последующую пятилетку означает, что разработчики Концепции откладывают выход на параметры инновационного развития на конец прогнозного периода. Между тем повышать расходы на НИОКР до уровня развитых стран нужно именно сейчас — пока еще сохраняется возможность реанимации значительной части научно-технического потенциала страны. Через пять лет будет поздно — старение и сокращение численности ученых, износ основных фондов давно превысили критический уровень.

     Указанные методологические просчеты объясняют  парадоксальное падение темпов экономического роста в инновационном сценарии в первый прогнозный период с 6,7% до 6,1% прироста ВВП. И хотя они затем  возрастают до 6,6% ВВП, в течение всего  прогнозного периода они остаются ниже уровня двух прошлых лет, когда  экономика развивалась по квазиинерционному энергосырьевому сценарию.

          Между тем основная методологическая проблема заключается как раз в моделировании перехода экономики с одной (инерционной) траектории развития на другую (инновационную), что предполагает качественное изменение зависимостей между переменными модели. Стандартными эконометрическими методами это сделать невозможно — они могут дать относительно достоверное описание лишь инерционной траектории, экстраполируя сложившиеся тренды последних 15-ти лет. Именно такой результат мы и видим по представленным в Концепции сценариям: если энергосырьевой вариант и инновационный вариант по капиталоемкости примерно одинаковы, то получаются и близкие траектории макроэкономических показателей. Констатация задач и определение параметров — необходимое, но не достаточное условие достижения поставленных целей. Не менее важно правильно спланировать меры экономической политики, своевременно сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, добиться их эффективного использования. В отличие от либеральной политики, реализация которой не требует особой квалификации исполнителей, успешная политика развития — это сложная управленческая работа, требующая знания механизмов развития современной экономики и умения их использовать в выстраивании сложных экономических структур.

     Иными словами, план политики развития должен отвечать не только на вопрос, что делать, но и на вопрос, как делать. К сожалению, на последний вопрос четкого ответа в Концепции не содержится. Более  того, она содержит внутренние противоречия и ограничения, без устранения которых  достижение поставленных целей невозможно.

     В Концепции говорится о формировании национальной инновационной системы  и мощного высокотехнологического комплекса, о диверсификации экономики  и создании условий для реализации творческого потенциала личности. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования  и здравоохранения создание условий  для эффективного использования  квалифицированного труда и повышения  качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

    Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика, госпредприятия.

     На  основе их использования государство  может формировать свою политику развития в расчете на правильную реакцию институтов рыночной самоорганизации. Если в отношении последних Концепция  ограничивается туманными рассуждениями, смысл которых не всегда понятен, то планы использования перечисленных  инструментов государственной политики представлены достаточно четко.

     Более того, в ближайшие три года планируется  сохранить двукратное по сравнению  с общемировыми стандартами, недофинансирование уровня расходов на образование, науку  и здравоохранение, в которых  именно сейчас критически важно провести модернизацию и кардинально поднять  зарплату. Откладывание этих мер еще на несколько лет приведет к углублению необратимых тенденций деградации отечественной науки и образования и тем самым сделает реализацию инновационного сценария в принципе невозможной. Разрыв между уходящим и подрастающим поколениями ученых и педагогов как по количеству, так и по качеству кадров через три года может стать непреодолимым. Повышение тарифов на базовые энергоносители более чем в полтора раза в ближайшее десятилетие несомненно снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности.

       Уже сегодня злоупотребления  монополистов при подключении  новых потребителей к газо- и электроснабжению стали труднопреодолимым барьером в создании новых производств, которые многие отечественные инвесторы начинают размещать в Китае и других странах с более благоприятными ценовыми условиями. Правительству следует понять, что планы по полуторократному повышению тарифов на газ и электроэнергию исключают достижение запланированного в этом же документе семикратного повышения экспорта машиностроительной продукции и ставит под сомнение даже сохранение многих оставшихся машиностроительных заводов.

     Аналогичные примеры можно привести и в  других отраслях. Так, государство тратит десятки миллиардов рублей на закупку  иностранных лекарств при наличии более дешевых отечественных аналогов. Многие годы блокируется развитие отечественных мощностей по производству инсулина, антибиотиков, вакцин. Контролируемые государством энергетические корпорации вкладывают миллиарды долларов в закупку иностранного оборудования при наличии более конкурентоспособных отечественных аналогов.

     Таким образом, использование основных инструментов государственной политики для перевода экономики на инновационный путь развития либо не предполагается вовсе, либо откладывается на середину прогнозного  периода.

     Предложения по переводу экономики России на инновационный  путь развития являются предметом широкого обсуждения в научной литературе. Остается сожалеть, что разработчики Концепции использовали лишь некоторую  их часть, оставшись в плену ряда расхожих заблуждений.

     Для реализации инновационного сценария Концепция  должна быть скорректирована следующим  образом.

1.       Перенести на первый этап прогнозного периода (2008-2010 годы) меры по изменению денежно-кредитной и бюджетной политики. Соответственно параметры монетизацию российской экономики и доли государственных расходов на цели социально-экономического развития, планируемые в Концепции на 2020 год, должны быть достигнуты к 2011 году.

2.       Ввести тарифную паузу, заморозив до 2010 года тарифы на газ, тепло и электроэнергию.

3.       Кардинально повысить эффективность антимонопольной политики, создать здоровую конкурентную среду для управления госкорпорациями.

4.       Обеспечить соответствие политики госзакупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развития отечественной промышленности.

5.       Отменить до 2010 года НДС, провести инвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники.

    Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Он лишь призван скорректировать Концепцию в целях приведения ее в соответствие с объявленной президентом стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны.

     Его следует дополнить мерами по защите внутреннего рынка, формированию ЕЭП  СНГ, использованию рублей в международных  расчетах, повышению ответственности  директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы. В остальном положения Концепции заслуживают поддержки и не нуждаются в дополнительном обосновании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.
 

2.1. Методы  макроэкономического анализа. 

     Если предмет научной дисциплины отвечает на вопрос, что она изучает, то метод, - как изучают эту науку. Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки, т. е. конкретный инструментарий научного исследования. 

Информация о работе Макроэкономический анализ состояния экономики в России