Макроэкономический анализ состояния экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Главные элементы и состав системы национальных счетов. Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике. Уровень благосостояния, как показатель экономического развития. Анализ уровня экономического развития и экономического роста РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...3
1. Система национальных счетов и её показатели……………….…5
1.1 Роль макроэкономических показателей…………………………..8
1.2 Анализ структуры внутреннего валового продукта в Российской экономике………………………………………………………………...9
2. Макроэкономический анализ состояния экономики в России....19
2.1. Уровень благосостояния, качество жизни в стране……………..19
2.2. Показатели экономического развития и
экономического роста………………………………………………….25
2.2 . Динамика внутреннего валового продукта.
Национальный доход…………………………………………………...32
3. Прогноз основных макроэкономических показателей…………...39
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Основные макроэкономические показатели. Функционироване экономики в России.docx

— 353.30 Кб (Скачать файл)

     По сравнению с докризисным периодом в 2011-2013 гг. в целом ожидаются более жесткие кредитные условия. Усложнение условий заимствований на мировых рынках, повышение требований пруденциального надзора и сохраняющийся навес рискованных долгов отечественных компаний  будут сдерживать рост внутреннего кредита. Ежегодный рост кредитования не превысит 16-27%, тогда как в 2003-2007 гг. кредит увеличивался на 40-53% в год.

     Одновременно, необходимость последовательного  сокращения дефицита бюджета приводит к ограничению расходов государства, направляемых на финансирование ряда программ, в том числе отвечающих за преодоление ограничений в  инфраструктурных отраслях и модернизацию фондов в высокотехнологичных отраслях. Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозируемом периоде стагнацию  государственного спроса, но планируемые  преобразования в управлении государственными расходами, как ожидается, должны повысить их программный характер и эффективность.

        В совокупности эти факторы повлияют на замедление темпов экономического развития в 2011-2012 гг., которые уже не достигают докризисных значений. Предполагается, что экономический рост станет более сбалансированным и повысится его качество. При этом  существуют значительные риски, прежде всего внешние, колебаний темпов роста вокруг прогнозируемой траектории развития.

Макроэкономические  сценарии прогноза  роста российского ВВП.

     Прогноз рассматривает несколько сценариев  экономической динамики. По консервативному  варианту 1b в условиях сохранения рисков, связанных с низким уровнем кредитования, медленным восстановлением инвестиционной активности, сокращающимся государственным  спросом, темпы экономического роста  будут не более 3,2-3,3% в 2011-2013 годах. Для  выхода на параметры роста не ниже 4% в год, соответствующие варианту 2b, особая роль должна уделяться росту  инвестиционной активности, реализации инновационной компоненты роста, существенному  повышению эффективности экономики  и снижению ее энергоемкости. Темп роста  инвестиций по варианту 2b будет на 0,7-2,7 п.п. опережать соответствующий темп по варианту 1b. С учетом прямого и  сопряженного влияния это будет  обеспечивать до 0,8 п.п. прироста ВВП. Это  влияние на экономический рост проявляется  в основном по двум направлениям.

    Во-первых, предполагаются дополнительные инвестиции в инфраструктурные проекты, а также инвестиции для увеличения экспорта нефти, газа, машин, оборудования и продукции переработки, что обеспечит дополнительно к консервативному варианту от 0,5 до 0,6 п.п. прироста ВВП в год.

     Во-вторых, ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности,  а также рост импорта машиностроительной продукции будут определять повышение производительности, эффективности и конкурентоспособности отечественного производства. По оценке, за счет этого фактора может быть дополнительно обеспечено до 0,3 п.п. по сравнению с возможностями варианта 1b. Определенный вклад в ускорение экономической динамики окажет и более высокий спрос за счет дополнительного роста доходов населения и инвестиций в человеческий капитал (здравоохранение, образование и культуру), прогнозируемого по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2-0,3 п.п. прироста ВВП.(см. табл.5)

Таблица 5 «Основные факторы роста экономики темпы прироста ВВП.»

2010 2011 2012 2013 Прирост ВВП (вариант 2b)
4,0 4,2 3,9 4,5 Разница в темпах прироста ВВП (вар.2b-1b)
0,4 1,0 0,9 1,2 Прирост инвестиций (вариант 2b)
2,5 10,0 3,5 7,4 Разница в темпах прироста инвестиций (вар.2b-1b)
0,7 2,7 0,7 2,4 Прирост реальных располагаемых доходов населения (вариант 2b)
4,4 3,6 3,6 4,2 Разница в темпах прироста РРДН (вар.2b-1b)
  0,4 0,5 0,6 Прирост ВВП, в  том числе  за счет:
0,4 1,0 0,9 1,2 дополнительных  инвестиций в расширение производства и экспорта
0,3 0,6 0,5 0,6 за счет роста  эффективности и  инвестиций в инновационный сектор
0,1 0,2 0,2 0,3 роста доходов  населения и вложений в социальную сферу

Умеренно-оптимистичный  вариант развития экономики (2b) можно  рассматривать как инфраструктурно - ориентированный сценарий с усиленной инновационной компонентой, вклад которой в экономический рост в большей степени реализуется за пределами прогнозного периода.Учитывая сохраняющуюся неопределенность динамики нефтяных цен и в целом восстановления мировой экономики, рассмотрены дополнительные варианты развития российской экономики, учитывающие, в частности, адаптационные способности как к возможному падению цен на сырье, так и к росту цен на него.

     Так,  вариант 1a  разработан  в  условиях  снижения  цены  на  нефть Urals в    2012-2013 гг. до 62-60 долларов США за баррель вследствие замедления роста мировой экономики до 3-2,8 процента. Темпы роста ВВП могут понизиться до 2,9% в 2011 году и 2,2% в 2013 году. Падение экспортных доходов и вероятный отток капитала приведут к ослаблению курса рубля, что скажется на динамике инвестиций, которые перестают расти с 2012 года. Реальные доходы населения в 2011-2013 гг. уменьшатся  по сравнению с  вариантом 2b в среднем  на  1,8  п.п. в год, что обеспечит сокращение потребительского спроса.

     Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, более высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году.  Темпы роста ВВП могут повыситься дополнительно на 0,4-0,5 п.п. по сравнению с вариантом 2b. Рост  экспортных доходов может увеличить рост инвестиций,  которые   в 2011-2012 гг. могут быть выше основного варианта в среднем на 1 п.п. в год.  Реальные доходы населения в 2011-2012 гг. увеличатся по сравнению с  вариантом 2b в среднем на 0,5-0,6 п.п. в год.

Динамика внутреннего валового продукта.(НД)

     В нижеследующей таблице приведена  динамика ежегодного изменения ВВП  РФ, начиная с 1995 года по 2007. Таблица  построена на основе данных по ВВП России от 04.02.2009г Федеральной службы государственной статистике.

     Росстат осуществил вторую оценку ВВП за 2011 год, актуализировал данные за три его  квартала и выполнил первую оценку ВВП за IV квартал 2011 года. Уточнения связаны с получением информации за IV квартал 2011г. по ряду федеральных статистических наблюдений, предварительных данных об исполнении государственного бюджета за 2011г., актуализацией данных платежного баланса. Объем ВВП России за 2011г. составил в текущих ценах 54585,6 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2010г. составил 104,3%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2010г. - 115,8%. [http://www.gks.ru]

На рис.3произведена оценка данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2". При дальнейшей актуализации рядов динамика может быть уточнена. 

В таблице 6 рассмотрена  динамика элементов использования ВВП:

в постоянных ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года.

таблица 6 «Динамика элементов использования ВВП»

  2011г. В том  числе
I квартал II квартал III квартал IV квартал
Валовой внутренний продукт 104,3 104,0 103,4 105,0 104,8
в том числе:          
расходы на конечное  
потребление
105,3 104,8 104,7 105,6 106,0
домашних  хозяйств 106,8 106,1 106,1 107,2 107,7
государственного  управления 101,5 101,7 101,5 101,5 101,3
некоммерческих  организаций,  
обслуживающих домашние  
хозяйства
97,1 97,9 96,9 96,6 97,0
валовое накопление 120,8 143,0 122,7 120,0 113,0
из  него 
валовое накопление  
основного капитала
108,0 99,4 104,9 107,9 113,2
экспорт 100,4 99,6 102,0 98,5 101,4
импорт 120,3 128,7 123,7 117,9 114,9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
 

     Данные  о достоверности прогноза основных макроэкономических показателей, разработанных  на стадии утверждения федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, за 2004 – 2011 годы представлены на следующих диаграммах.(рис.4)

     
     

    Рис. 4 «Прогноз основных макроэкономических показателей»

В целом  с 2000 по 2008 год и в 2010 – 2011 годах фактические данные о номинальном объеме ВВП, темпе роста ВВП и об уровне инфляции практически ежегодно оказывались выше прогнозируемых показателей. Лишь в 2009 году в условиях мирового финансово-экономического кризиса фактические основные макроэкономические показатели оказались ниже прогнозных параметров. Эти факты свидетельствуют о недостаточной степени надежности прогноза.

     В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов  бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к  качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год  и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики государства и качества государственной системы прогнозирования.

     По  мнению счетной палаты, подготовка прогнозов должна осуществляться в тесной взаимной увязке с концепцией, долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и бюджетной стратегией. Для этого необходимы, во-первых, синхронизация и четкое согласование стратегий и концепций, формируемых на государственном уровне между собой, а также с отраслевыми программными документами и, во-вторых, разработка комплекса мер и плана действий по реализации намеченных в прогнозе на ближайший плановый трехлетний период индикаторов. В случае отклонения прогнозируемых индикаторов от целевых Правительством Российской Федерации должны  быть предприняты соответствующие меры.

     Разработанная Правительством Российской Федерации  Программа по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года1, включающая в себя меры, направленные, в том числе на повышение эффективности деятельности и внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, модернизацию управления общественными финансами страны, предполагает достижение долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Информация о работе Макроэкономический анализ состояния экономики в России