Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:05, лекция

Описание работы

4.1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие
4.1.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы
4.1.3 Графическая взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в модели общего макроэкономического равновесия
4.1.4 Виды макроэкономического равновесия и математические модели механизма макроравновесия

Файлы: 1 файл

lektsia_4.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Слайд 1Лекция 4 (часть 1). Макроэкономическое равновесие

4.1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие

4.1.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы

4.1.3 Графическая взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в модели общего макроэкономического равновесия

4.1.4  Виды макроэкономического равновесия и математические модели механизма макроравновесия

 

4.1 Совокупный  спрос и факторы, его определяющие

Прежде чем  определить понятие макроэкономического  равновесия, следует отметить, что «равновесие» – это универсальная категория, используемая во всех точных и естественных науках, в т.ч. в экономике, которая, будучи сложной системой, как вы помните, состоит из множества элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и взаимодействии, что предполагает наличие определенной согласованности между ними.

Достижение  макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами:

- производством и потреблением;

- совокупным  спросом и совокупным предложением;

- рынками труда,  капитала, товаров и услуг;

- сбережениями  и инвестициями и т.д.

Слайд 2 Используя такой инструмент анализа, как моделирование и представив макроэкономику – это макрорынок, функционирующий согласно основным рыночным законам, можно рассмотреть макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос - совокупное предложение».

Рис.1 Модель макрорынка

Слайд 3 Где совокупный спрос (AD) – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

 Состоит  из:

  1. потребительских расходов – совокупный спрос домохозяйств (C);
  2. инвестиционных расходов – спрос на капитальное оборудование со стороны предприятий (I);
  3. государственных расходов – спрос на товары и услуги со стороны государства (GP);
  4. расходов на чистый объем экспорта – разница между иностранным спросом на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные (X).

AD=C+I+GP+X  - сумма спросов на конечную продукцию экономики (т.е. изменения совокупного спроса будут определяться изменениями каждого из составляющих).

Слайд 4Факторы, определяющие величину совокупного спроса.

Ценовые факторы:

1) уровень цен  - зависимость между объемом и  уровнем цен – более сложная, т.к. сказывается влияние макроэкономических эффектов:

- эффект  процентной  ставки (эффект Кейнса )– повышение цен при неизменном количестве денег вызывает рост спроса на деньги, следовательно, увеличивается процентная ставка и количество денег, сберегаемых домохозяйствами, а также удорожание кредитов и снижение объема инвестиций. В результате уменьшается совокупный спрос.

  • эффект Пигу (эффект богатства) – рост цен обесценивает наличные деньги населения, что может как увеличивать, так и уменьшать совокупный спрос: незначительный рост цен увеличивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции – его сокращают (однозначной закономерности нет).
  • эффект импортных закупок (эффект обменного курса) - при росте цен внутри страны растет спрос на импортные товары (рост объема импорта и снижение объемов экспорта), что ведет к снижению совокупного спроса. При снижении курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, следовательно, совокупный спрос растёт.

Слайд 5 Неценовые факторы:

  • уровень благосостояния потребителей (по мере роста доходов предельная склонность к потреблению снижается, а, следовательно, рост спроса всегда отстает от роста доходов;
  • потребительские ожидания и ожидания предпринимателей;
  • фискальная политика;
  • изменение валютных курсов (повышение – снижение экспорта, т.к. отечественные товары относительно дорожают).

 

Слайд 6 4.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы

Совокупное предложение (AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен (= ВВП, но без учета влияния международной торговли!!!).

AS=З/п+Рента+Процент+Прибыль

Слайд 7 Вид кривой будет зависеть от временного промежутка (краткосрочный или долгосрочный период – аналогично микроэкономическому исследованию деятельности предприятия.

   Рис. 2. Модель совокупного предложения

Слайд 8 1 - горизонтальный (кейнсианский) участок AS – краткосрочный период. Есть свободные мощности, свободная рабочая сила, фиксированный уровень цен и з/п (экономика находится в состоянии глубокого спада). Для увеличения предложения необходимо стимулировать спрос и вводить в действие неиспользуемые ресурсы.

2 - восходящий участок AS – экономика стремится полностью использовать имеющиеся ресурсы. Рост цен и рост объемов производства (рост цен связан с повышением издержек на производство дополнительной единицы продукции в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости).

3  - вертикальный (классический) участок AS – производственные мощности экономики полностью использованы, расширение производства возможно только за счет повышения цен.

Слайд 9Факторы совокупного предложения:

  1. уровень цен – закон предложения;
  2. цены на ресурсы;
  3. производительность труда – повышение производительности снижает стоимость единицы продукции и увеличивает совокупное предложение;

4) экономическая политика государства (фискальная политика, субсидии и т.д.)

 

 Слайд 10 4.1.3 Графическая взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в модели общего макроэкономического равновесия

Макроэкономическое  равновесие – это состояние национальной экономики, когда существует совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, т.е. это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе – полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

Мы уже с  вами отметили, что равновесие в экономике – это пропорциональность и сбалансированность её основных параметров, т.е. ситуация, когда у участников хоз. деятельности нет стимулов к изменению существующего положения, а основными условиями МЭР являются:

- равенство  объемов совокупного спроса и  совокупного предложения;

- незаинтересованность  эконом. субъектов в изменении  параметров своих рыночных сделок;

- невозможность  сбоев в производстве и реализации продукции.

Слайд 11 Поскольку кривая совокупного предложения состоит из трех участков, возможны три варианта макроэкономического равновесия (рис.3).

Рис. 3 Варианты макроэкономического равновесия

1. На  кейнсианском участке рост совокупного спроса AD1 – увеличивает объемы производства и занятость, но не меняет цены.

2. На  восходящем - рост AD2 – увеличивает объемы производства и цены.

3. На  классическом  - рост AD3 – увеличивает цены, но не меняет объем производства.

Слайд 12   При снижении объема совокупного спроса наблюдается эффект храповика – цены легче повышаются, чем падают.

  При уменьшении объема совокупного спроса кривая AD смещается влево. Обратная динамика совокупного спроса приводит к другим результатам. Уменьшение спроса не приводит к уменьшению объема производства, так как производители не снижают цены, а вместо этого сокращают объемы производства. Таким образом, цены, поднявшись в результате роста совокупного cпроса на восходящем и классическом участках (при полном использовании ресурсов), не опускаются, в результате чего уменьшается совокупное предложение из-за изменения объемов производства (кривая совокупного предложения AS поднимается вверх). Следовательно, при падении спроса в экономике падает и предложение.

 

Слайд 13 4.1.4  Виды макроэкономического равновесия и математические модели механизма макроравновесия

 Итак, экономическое равновесие – это соответствие между ресурсами и потребностями. Потребности всегда опережают ресурсы. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей, либо – повышением и оптимизацией использования ресурсов.

Виды  макроэкономического равновесия:

  1. частичное – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики (в виде равновесия производства и потребления, покупательной способности и товарной массы, доходов и расходов госбюджета и т.д.)
  2. общее – соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы. В основе – соответствие между спросом и предложением товаров и услуг на всех рынках.

Однако равновесие системы не сводится только к экономическому равновесию, т.к. экономика испытывает влияние других факторов – политических, социальных, демографических и т.д.

Слайд 14  Условия общего равновесия в экономике:

  1. соответствие общественных целей и экономических возможностей;
  2. состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжении в применении ресурсов);
  3. общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления;
  4. равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

Слайд 15  Подходы к моделированию ОЭР.

Различные подходы  к описанию поведения экономических  субъектов обусловливают наличие в современной экономической теории альтернативных моделей равновесия, а значит, использование различных моделей функционирования национальной экономики. Равновесие рынка, достигаемое благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции, как утверждают одни теории, противопоставляется роль государства в регулировании экономики, рассматриваемой как важнейший элемент стабильности в других школах экономической мысли. Поэтому к числу распространенных относятся неоклассический и неокейнсианский подходы к моделированию макроэкономического равновесия.

Всё дело в интерпретации  формы кривой AS и в этом вопросе не существует единства мнений, различия подходов определяются в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне – какому уровню занятости, использования производственного потенциала соответствует равновесный объем производства, насколько полно в условиях макроравновесия используются имеющиеся у общества ресурсы.

- Неоклассическая модель утверждает, что рыночный механизм с гибкими процентными ставками и ценами постоянно направляет экономику к состоянию равновесия при полной занятости. Превышение предложения над спросом на рынке труда (безработица) или на рынке благ (кризис перепроизводства) возможно лишь как временное явление и связано с отклонением цен от их равновесных значений.

К числу такого рода моделей относятся, например, модель создателя теории общего экономического равновесия, швейцарца Л. Вальраса, модель  В.Парето («оптимум Парето») и модель известного американского ученого В. Леонтьева («затраты-выпуск»). Общее равновесие в этих моделях складывается из совокупности микроравновесий на отдельных рынках (модель Л. Вальраса) и межотраслевого баланса между фазами воспроизводства (модель В.Леонтьева). Модель Л.Вальраса при всей ее значимости для определения экономических тенденций и выявления функциональных зависимостей все же рассматривается в настоящее время как некая «идеальная» модель, возможная лишь для рынка совершенной конкуренции.

В отличие от модели Л.Вальраса, у В.Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, В.Парето преодолел присущий Л.Валърасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. «Оптимум Парето» - относительный критерий эффективности (оптимальности) функционирования экономической системы, который конкретизирует состояние оптимальности в следующем принципе: это достижение ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Данная формулировка «оптимума Парето» относится к потреблению. Однако более важным В. Парето считал все-таки определение оптимума применительно к производству: определенная структура производства при данных ресурсах производства и данной технике становится, согласно его подходу, оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения производства какого-либо другого блага. Эта оптимальная ситуация возникает тогда, когда предельные производительности факторов производства во всех вариантах их применения равны. «Оптимум Парето» приобрел в макроэкономической теории статус главного инструмента теоретического анализа проблематики благосостояния.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие