Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:05, лекция
4.1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие
4.1.2 Совокупное предложение в подходах классической и кейнсианской школы
4.1.3 Графическая взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в модели общего макроэкономического равновесия
4.1.4 Виды макроэкономического равновесия и математические модели механизма макроравновесия
Слайд 50 Наряду с моделью «доходы-расходы» для определения равновесного объема производства можно использовать модель «сбережения - инвестиции». Если не принимать во внимание вмешательство государства и внешнюю торговлю, то и инвестиции (I), и сбережения (S) можно рассматривать как разницу между национальным доходом (Y) и потреблением (С).
Поскольку I = DI-C и S = DI-C, то I = S. (На слайде графическая интерпретация этого условия).
При объеме производства больше равновесного (Y1) превышение уровня сбережений, который ожидают производители, означает сокращение потребления и как следствие, снижение фирмами производства и выпуска продукции. Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация - сокращение сбережений ведет к увеличению объема выпуска. На практике это означает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия - равенства между ключевыми экономическими параметрами: инвестициями и сбережениями/
Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.
Данная модель может быть использована для иллюстрации так называемого «парадокса бережливости», который мы рассмотрим далее.
Слайд 51 4.2.4 Взаимосвязь инвестиций и национального дохода (парадокс бережливости, теория мультипликатора, эффект акселератора)
Традиционно принято считать,
что увеличение сбережений благоприятно
сказывается на экономическом положении,
как отдельных граждан, так и
страны в целом. Кейнс обратил внимание
на то, что при определенных условиях увеличение
сбережений может приводить к нежелательным
последствиям для экономики.
Если
население увеличивает сбережения (сдвиг
кривой сбережения влево-вверх), то при
прочих равных условиях
сокращается потребление и совокупный
спрос, а, следовательно,
и равновесный объем производства. Это,
в
свою очередь, означает, что снижение дохода
и желание увеличить сбережения не окажет
в конечном итоге влияния на их величину.
Фактический уровень сбережений может
и не измениться (слайд
52).
слайд 53Парадоксальность данной ситуации связана с тем, что согласно классическим представлениям увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций, а следовательно, вести не к уменьшению, а к росту национального дохода. Согласно кейнсианскому подходу часть инвестиционного спроса производна от динамики национального дохода. Увеличение сбережений означает сокращение потребления и продаж и приводит к сокращению национального дохода. Уменьшение дохода, которое происходит вследствие несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым вследствие того, что снижается доход на величину, пропорциональную мультипликатору.
Рассмотрим далее понятие мультипликатора.
Слайд 54 Любое изменение
расходов, составляю совокупный спрос,
- потребительских, инвестиционных,
государственных приводит в действие
т.н. мультипликативный процесс,
выражающийся в превышении
приращения реального национального дохода
над приращением
автономного спроса.
Слайд 55 Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:
DY = Мр DЕ,
где DY — прирост национального дохода (продукта),
DЕ — прирост совокупных расходов,
Мр — числовой коэффициент, именуемый мультипликатором.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (DЕ) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Слайд 56 Вообще говоря, понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р.Каном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимые администрацией Ф.Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости — появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третичной и т.д. В итоге первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта. В период Великой депрессии в США экономисты начали поиск путей вывода экономики из кризисного состояния и сосредоточили свое внимание на проблеме взаимосвязи инвестиций и национального дохода страны. В этой связи возникла теория мультипликатора Дж. Кейнса. Он считал, что причиной, приведшей экономику к депрессии, была потеря людьми работы и невозможность удержаться на том уровне потребления, к которому они привыкли. Выход из этого положения он видел в том, чтобы государство взяло на себя заботу о безработных. Для этого он предлагал оказывать материальную помощь безработным: выплачивать пособия, организовывать общественные работы (благоустройство территорий, строительство плотин, дорог и т.п.), оплаченные из государственной казны.
Определенную часть полученных денег рабочие предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров (оставшуюся часть дохода сберегут), следовательно, у каких-то других хозяйственных агентов увеличится их денежный доход. Часть этого дохода производители потребительских товаров, в свою очередь, израсходуют на приобретение нужных им товаров, а другую часть превратят в сбережения и т.д. Возникнет цепная реакция.
Процесс стимулирования совокупного спроса через расширение инвестиций имеет особенность: прирост занятости, вызванный ростом производства, вызванный, в свою очередь, ростом инвестиций - многократно повторяющийся процесс.
Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот - она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью как к потреблению, так и к сбережению, находит отражение в формуле мультипликатора:
(Мр) или .
где Мр — мультипликатор,
МРС — предельная склонность к потреблению,
MPS — предельная склонность к сбережению.
Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.
Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.
Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Если, например, МРС = 0,9, то для того, чтобы ЧНП возрос на 100 млрд, достаточны 10-миллиардные инвестиции. Однако необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта — парадокс бережливости, который мы с вами рассматривали. Напомню, что суть его состоит в том, что любое экогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведет к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. к снижению ЧНП. Таким образом, попытки общества больше сберегать, могут фактически привести к тому же или даже меньшему объему сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.
Слайд 57 С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации.
Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:
I = h DY,
где h - коэффициент акселерации, DY - изменение дохода, I - производные (стимулированные) инвестиции.
Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.
Концепция акселератора характеризует обратную связь между приростом НД и последующим приростом инвестиций. Акселератор показывает, на сколько должны возрасти капиталовложения при данном росте НД.
Рост инвестиций вызывает прирост НД Þ прирост потребления Þ прирост инвестиций и т.д. Однако рост потребления постепенно замедляется (рост сбережений) Þ происходит затухание мультипликационно - акселеративного механизма Þ поворот от роста производства к его падению. Необходима государственная антициклическая политика.
Слайд 58Инвестиционный акселератор - коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении. Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз, равное величине акселератора.
Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.
Слайд 59Связь между этими показателями можно условно показать в виде схемы:
Из данной схемы ясно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.
Слайд 60 Самостоятельно для семинара:
Слайд 61 Основные термины и понятия:
Совокупный спрос (AD); кривая совокупного спроса; факторы, определяющие наклон кривой (АD); эффект богатства; эффект процентной ставки; эффект обменного курса; неценовые факторы изменения совокупного спроса; шоки совокупного спроса. Совокупное предложение (AS); кривая совокупного предложения; горизонтальный участок кривой AS; промежуточный участок кривой AS; вертикальный участок кривой AS; неценовые факторы изменения совокупного предложения; номинальные величины в экономике; реальные величины в экономике; шоки совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS; эффект храповика. Виды макроэкономического равновесия. Мультипликатор автономных расходов, адаптивные и рациональные ожидания. Произведенный доход; доход по использованию; совокупные расходы: потребительские, инвестиционные; инвестиции; сбережения. «Кейнсианский крест». Принцип государственного невмешательства в управление экономикой; экономика предложения; денежный сектор экономики; реальный сектор в экономике; принцип нейтральности денег; реальные рынки: труда, заемных средств, товаров и услуг. Экономика совокупного спроса; реальные рынки: труда, товаров и услуг, денежный. Система уравнений Вальраса; формула общего макроэкономического равновесия по Вальрасу; оптимум Парето. Производные инвестиции; равновесие S = I; кривая IS. Равновесие MD = MS; кривая LM. Равновесие на реальном и денежном рынках.