Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:25, контрольная работа
Макроэкономическое равновесие – центральный вопрос макроэкономики. Его достижение – это проблема номер один для государственной макроэкономической политики.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономической системы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками произведенных товаров и факторов производства, доходов и расходов, спросом и предложением, материально-вещественными и финансовыми потоками и пр.
Сегодня в основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.
Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Принципиальные изменения в разной мере коснулись торгового пространства, системы торговых предприятий и организаций, форм коммерческой деятельности, организации хозяйственных связей, оптовой и розничной торговли, инфраструктуры торговли, направлений и методов государственного регулирования торгового баланса.
Институционально-правовые основы этих изменений были созданы в начале 90-х гг. XX в., когда были приняты базовые законы: «О предприятиях в БССР» (14.12.1990 г.), «О предпринимательстве в БССР» (28.05.1991г.), «Об акциях» (19.12.1991г.), «О товарных биржах» (13.03.1992 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (24.11.1992 г.), «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (19.01.1993 г.), «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» (05.02.1993 г.), «О товарных знаках и знаках обслуживания» (05.02.1993 г.), «О защите прав потребителей» (19.11.1993 г.), «О поставках товаров для государственных нужд» (24.11.1993 г.), «О стандартизации» (05.09.1995 г.), «О сертификации продукции, работ и услуг» (05.09.1995 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (16.10.1996 г.), «О рекламе» (18.02.1997 г.) и др.
В рамках этого правового пространства произошли коренные изменения организационных форм и видов торговли в стране. Ранее торговля в основном была представлена монополизированной государственной системой, на долю которой приходилось в 1990 г. до 70 % всего розничного товарооборота, на долю частной торговли — свыше 30 % товарооборота, в том числе кооперативной торговли — 27 % товарооборота.
Переход к рыночным отношениям сопровождался глубокими изменениями форм собственности, восстановлением равноправного статуса института частной собственности. В результате приватизации доля негосударственного, в основном частного, сектора торговли в розничном товарообороте составляет около 80 % (2003 г.). На долю иностранной собственности приходится менее 2 %.
До принятия в 1998 г. Гражданского кодекса Республики Беларусь1 коммерческие организации и предприятия создавались в форме малых предприятий, акционерных обществ закрытого и открытого типов, обществ с ограниченной ответственностью и т.д. С момента ввода Гражданского кодекса возникли новые организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия и др. Появилось множество самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их инфраструктура и материально-техническая база пока недостаточны для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Институциональные изменения происходят и в таких ключевых звеньях торгового бизнеса, как характер хозяйственных связей, механизмы оптовой и розничной торговли, развитие торговых бирж, аукционов, лизинговых и факторинговых операций, структуры экспорта и импорта, совершенствование таможенного дела и т.д.
Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:
• изучения и прогнозирования покупательского спроса;
• выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;
• организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представления заказов и заявок поставщикам;
• организации и технологии закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;
• организации учета и контроля за оптовыми закупками [9, c. 420].
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях все больше базируется на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т.е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.
В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).
Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности,
Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
В представленной выше институционально-
В системе оптовой торговли Беларуси в 2000 г. было занято около 11 тыс. предприятий, в 2003 г. — свыше 9 тыс. Оборот оптовой торговли возрос с 4300 млрд р. в 2000 г. до 14 500 млрд р. в 2003 г. Причем 73 % оборота осуществляется частной торговлей. Списочная численность занятых в оптовой торговле снизилась со 144 тыс. чел. в 2000 г. до 115 тыс. чел. в 2003 г.
Объем оптового товарооборота Республики Беларусь за 2012 г. представлен на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 – Объем товарооборота в Республике Беларусь за 2012 г. [10]
Ниже уровня 2011 года объемы оптового товарооборота сложились в Могилевской (95,6%), Гродненской (92,5%), Брестской (91,1%) областях и г. Минске (68,0%); удельный вес указанных регионов в общем объеме оптового товарооборота – 74,3%.
Падение оптового товарооборота обусловлена рядом причин, в числе которых:
Кроме этого также сказалась высокая база 2011 г., когда в условиях активизации внешней торговли и переориентации отечественных производителей на внешние рынки темп роста оптового товарооборота составил 124,1%.
О недостаточном развитии в Беларуси оптовой торговли свидетельствует то, что доля этой отрасли в ВВП страны составляет всего 0,8 % , в то время как в России — 1,5, в США — 6,5 % . В США на 100 тыс. жителей приходится 177 предприятий оптовой торговли, в Беларуси — менее 100.
Обеспеченность складскими помещениями не превышает 80 % потребности. В сфере торговли насчитывается свыше 1800 общетоварных складов общей площадью 1,4 млн м2 и около 1000 специализированных складов и хранилищ, емкость холодильников и специальных складов составляет свыше 570 тыс. т. В общем числе специализированных складов доля складов-холодильников с машинным охлаждением — менее 25 %. Уровень механизации складских работ не превышает 35 %.
В стране не получили развития биржи и оптовые рынки. В начале 1991 г. в Беларуси было создано 15 различных бирж, однако в 2003 г. их количество сократилось до 3. Биржевой оборот страны в 2003 г. составил 12 370 млрд р., число заключенных сделок по продажам — 60 200. В структуре сделок почти весь объем приходится на продукцию нефтехимической и химической промышленности. Незначителен удельный вес в обороте бирж потребительских товаров и продукции агропромышленного комплекса. Количество брокерских контор и независимых дилеров сократилось со 115 в 2000 г. до 56 в 2003 г.
Для товарных бирж промышленно развитых стран характерна биржевая торговля стандартизируемыми товарами массового производственного и непроизводственного потребления, позволяющими вести торги партиями однородных, так называемых биржевых товаров (зерном, сахаром, хлопком, кофе, шерстью, металлами, нефтью, нефтепродуктами, строительными материалами и др.)- На биржах могут совершаться: сделки по купле и продаже реального товара; форвардные сделки по купле и продаже реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки по купле и продаже стандартных контрактов, т.е. сделки по продаже еще не произведенного товара; опционные сделки — сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров с расчетами по разнице в суммах через клиринговую палату. В связи с тем, что товарные цены могут значительно колебаться, товарные биржи дают покупателям и продавцам возможность хеджирования (страхования потерь) в отношениях со спекулянтами и инвесторами со стороны, что позволяет поддерживать активность на рынке. Современная, эффективно функционирующая биржа представляет собой сложный механизм, информационно насыщенный, емкий по технике, с подбором высокопрофессиональных специалистов. Во многих развитых странах функционирует только одна биржа (Швеция, Швейцария, Голландия), в Англии — 5 бирж, США — 11 фондовых и 30 товарных. На этих биржах работают тысячи брокеров. Для оптимального функционирования биржевой торговли число бирж должно быть минимальным. Биржи создаются только в крупных деловых центрах. В США — в Нью-Йорке и Чикаго, Великобритании — Лондоне и Ливерпуле, Японии — Токио. В России такими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск [16, c.173].
Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности.
Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои специфические способы и методы розничной продажи.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку. Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, измельченностью, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.
Важным элементом инфраструктуры товарных рынков является сеть торговых предприятий. В 2003 г. сфера торговли располагала свыше 26 тыс. магазинов общей торговой площадью 2,6 млн м2; 4,4 тыс. предприятий мелкой розницы; 8,7 тыс. предприятий общественного питания с 620 тыс. мест (в 1990 г. их было 13 700 с 932 тыс. мест). Удельный вес негосударственных предприятий розничной торговли в общем их количестве составляет свыше 77 % .
Розничный товарооборот в 2003 г. составил 15 170 млрд р., а в 2000 г. — 4197 млрд р. (в 1990 г. — 18,7 млрд р. в фактически действовавших ценах).
Рост розничного товарооборота, увеличение товарной массы требуют укрепления материально-технической базы торговли. В среднем по стране обеспеченность торговыми площадями составляет 2560 м2 в расчете на 10 тыс. чел., или на 34 % ниже норматива.
В Западной Европе обеспеченность торговыми площадями достигает 6000—10 000 м2 на 10 тыс. чел.
Рисунок 3.2 – Динамика розничного и оптового товарооборота в Республике Беларусь за 2012 г.[10]
Ситуацию в оптовой торговле не смог компенсировать динамичный рост розничного товарооборота, который за 2012 г. увеличился на 14,1% при годовом прогнозе роста на 5-5,5%.
Дифференциация потребительских предпочтений в 2012 г. сохранялась в сторону динамики темпов роста продаж непродовольственных товаров (117,5%) нежели продовольственных (110,3%), что свидетельствует о восстановлении платежеспособного спроса населения.
В условиях повышения реальных денежных доходов населения отмечается устойчивая положительная динамика развития розничного товарооборота общественного питания, темп роста которого составил 110,8% к уровню 2011 года.