Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Макроэкономическое равновесие – центральный вопрос макроэкономики. Его достижение – это проблема номер один для государственной макроэкономической политики.
Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономической системы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками произведенных товаров и факторов производства, доходов и расходов, спросом и предложением, материально-вещественными и финансовыми потоками и пр.

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Классическая теория описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится, исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит  только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен.

- изменения в факторах  производства и технологиях происходят  медленно.

- экономика функционирует  в условиях полной занятости  факторов производства, следовательно объем выпуска равен потенциальному ВНП.

- цены и номинальная  заработная плата – гибкие, их  изменения поддерживают равновесие  на рынках.

В кейнсианской теории функционирование экономики рассматривается на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:

– экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

– цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

– реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания [5, c.124].

В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций.

Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна ключевая переменная (цена - Р, процент - r, заработная плата - W), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы.

Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.

Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.

В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта.

Классики считали, что рынок способен сам восстанавливать равновесие. Эту мысль выразил А.Смит как “закон невидимой руки”, распределяющий ресурсы сообразно потребностям общества, спросу, создавая тем самым порядок среди хаоса экономической жизни. Общество защищено от спада, поскольку механизмы саморегулирования приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Раз экономика сама справляется со своими проблемами, то государственное вмешательство в хозяйственные процессы должно быть сведено к минимуму, обеспечивающему развитие страны как единого целого.

В отличие от классиков Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.

Кейнсианская модель AD - AS — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии.  

Совокупный спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос.

Между размерами совокупного спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.

Кривая совокупного предложения (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен.

В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).

В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис. 4.1). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

В данной модели возможны следующие варианты:

1) совокупное предложение  превышает совокупный спрос. Сбыт  товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

 

 

 

Рисунок 2.1 – Кейнсианское равновесие при неполной занятости

 

Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

Согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе.

В чем отличие концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий?

Можно выделить следующие отличия.

1. В то время как  Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне  отдельных фирм, потребителей, т.е. на  микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что прежде всего следует выявить функциональные связи на макроуровне.

Анализ совокупных, агрегированных экономических параметров положил начало новым подходам в экономической науке. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему.

2. Кейнс показал несостоятельность  закона Сэя, согласно которому  производство само формирует  доходы, обеспечивая равновесие  спроса и предложения. Нет, размер  спроса не автоматически следует за предложением. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от динамики доходов. И если спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство.

3. Вопреки мнению неоклассиков  Кейнс утверждал, что цены не являются гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Цены относительно консервативны. О ситуации на рынке судят не по динамике цен, а прежде всего по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса и предложения рабочей силы. При падении спроса на рабочую силу цены, как правило, не снижаются.

4. В отличие от классиков  Кейнс показал, что рост сбережений  не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций.[2, c.71]

 

3. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА В НАЦИАНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (2000-2012ГГ.)

 

 

Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы купли-продажи составляют существо рынка, рыночного механизма. Эти процессы образуют органическую часть воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен, потребление), производства и потребления ВВП (частное потребление, государственные расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт), кругооборота товаров, доходов и расходов.

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основными структурными элементами являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения. Товарные рынки образуются и функционируют в институционально-правовом пространстве, в котором системообразующую роль играют рыночные институты, законодательно-правовая база по товарным рынкам и инфраструктура рынков товаров и услуг.

Из совокупности рыночных институтов ключевое значение здесь имеют институт частной собственности, договорное право, институт посреднической деятельности. В правовом пространстве важнейшими регуляторами являются законодательные акты об антимонопольной деятельности и о конкуренции.

Основными целями развития товарных рынков являются1:

• удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

• создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;

• обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями [17, c. 283].

Инфраструктура рынка товаров народного потребления представлена прежде всего сетью различных торговых предприятий, а также товарных бирж, ярмарок, выставок, аукционов, торговых представительств, дилерских и дистрибьюторских организаций, оптово-посреднических фирм, сервисных служб. По опыту высокоразвитых стран формирование структур по организации и координации товародвижения позволяет сократить затраты обслуживаемых предприятий в сфере товародвижения в 1,5—2 раза.

По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

• производственные, или технологические;

• коммерческие (или чисто торговые). Технологические процессы связаны с движением товара как

потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).

Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).

Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги, по существу, становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставки товаров на дом, установки купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, приема заказов у покупателей и др.).

Объектом коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовой торговле), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции [14, c. 83].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие