УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Белорусский торгово-экономический
университет
потребительской
кооперации»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
на тему: « Макроэкономическое
регулирование: сравнительный
анализ кейнсианского и неоклассического
подходов»
Выполнила студентка
учётно-финансового факультета
группы Ос-14
Павлова Мария Семёновна
Научный руководитель:
Санчук Вячеслав Антонович
Гомель 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................................................3
1. Государство как субъект макроэкономики ...................................4
2. Механизмы государственного воздействия
на экономики:
кейнсианский и неоклассический подходы ....................................12
3. Роль государства в
условиях реформирования экономики.......
26
Заключение.....................................................................................41
Список литературы........................................................................43
Введение
Макроэкономическое равновесие
– состояние экономической системы, при
котором имеет место равенство объема
производства и объема покупательского
спроса. В условиях рыночной экономики
проблема макроэкономического равновесия
имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического
равновесия тесно связано с достижением
полной занятости, стабильности цен и
экономического роста.
К сожалению, проблема
макроэкономического равновесия
до сих пор остается актуальной
для всего мирового хозяйства.
Актуальность и практическая
значимость проблемы макроэкономического
равновесия определяются возможностью
практического применения инструментов
экономической политики, предлагаемых
сторонниками кейнсианского, неоклассического
и монетаристского подходов. Многие
рекомендации этих школ служили
основой для проведения экономической
политики правительств многих
государств в течение нескольких
десятилетий. Основная цель работы
заключается в изучении теории
макроэкономического равновесия. Предметом
исследования является макроэкономическое
равновесие.
Целью данной курсовой является
анализ механизмов государственного воздействия
на экономику, роль государства в условия
реформирования экономики.
Задачи данной курсовой: раскрыть
макроэкономический смысл кейнсианского
и неоклассического подходов в сравнительный
анализе.
В процессе исследования применялись
общенаучные методы: анализ и синтез, индукция
и дедукция, сравнение, системный подход,
а также специальные методы и приёмы.
1. Государство как
субъект макроэкономики
Государство является неотъемлемым
субъектом экономики в любой экономической
системе. Во всех экономических системах
государство выполняет функции по поддержанию
общественного порядка, законности, организации
национальной обороны, денежного обращения,
осуществляет сбор налогов, строительство
дорог, мостов, учебных, медицинских организаций
и т. д. Несмотря на схожесть некоторых
задач, место и роль государства в экономике
различаются в зависимости от того или
иного вида экономической системы.
Существенные позиции государство
занимает в традиционной экономике. В
условиях отсталой, примитивной техники,
не позволяющей обеспечить экономический
рост, государство выполняет важные распределительные
функции, осуществляя перераспределение
значительной части национального дохода.
В плановой экономике роль государства
достигает значительных масштабов. Особенно
это характерно для командной плановой
экономики, функционирующей преимущественно
на основе административных методов хозяйствования.
В условиях командной плановой экономики
государство сосредоточивает в своих
руках экономическую власть, принимает
основные экономические решения (что,
сколько, как и для кого производить), распоряжается
государственной собственностью, которая
занимает доминирующее место в экономике.
В рыночной экономике государство
освобождается от несвойственных ему
функций (удовлетворение полностью совокупного
спроса, директивное планирование и др.).
Оно занимается тем, без чего обществу
существовать в современных условиях
нельзя и чего избегает частный сектор
экономики.
Место и функции государства
в рыночной экономике
Ныне большинство экономистов
единодушны в том, что государство является
неотъемлемым субъектом рыночной экономики.
В то же время существуют различные точки
зрения относительно функций, которые
должно выполнять государство, а также
масштабов вмешательства государства
в экономику.
В период становления рыночных
отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное
регулирование экономики. Однако оно распространялось
только на такие отрасли экономики, как
торговля и промышленность. Данная позиция
нашла отражение в теории меркантилизма,
господствовавшей в тот период в экономической
мысли. Поддержка государственного регулирования
экономики в наибольшей мере проявилась
во Франции. Французский меркантилизм
характеризуется установлением жестких
запретительных ввозных пошлин и протекционистской
политикой развития местной промышленности.
По мере развития рыночных отношений
взгляды на государственное регулирование
экономики изменились. Возобладала концепция,
согласно которой государство должно
свести вмешательство в экономику к минимуму.
Наиболее полно такой подход обоснован
в трудах сторонников классической школы,
экономического либерализма. Согласно
этой теории, оптимальной экономической
системой является та, которая гарантирует
свободу личной инициативы экономических
субъектов и отвергает необходимость
широкого вмешательства государства в
экономику. Государству отводится лишь
роль регулятора общего равновесия экономики
и экономического законодательства.
Дальнейшее развитие рынка,
углубление общественного разделения
труда показало, что рыночные отношения
обеспечивают эффективное распределение
ресурсов, использование достижений науки,
постоянный рост качества товаров и т.
д. Вместе с тем опыт свидетельствует о
невозможности с помощью только этих отношений
выявить и реализовать потребности общества
во многих благах. Более того, рыночные
методы хозяйствования порождают ряд
отрицательных социальных последствий.
Все это приводит к распространению государственного
регулирования на многие сферы экономики.
Развитие рыночной экономики
приводит к появлению ряда негативных
последствий, которые обостряют ее внутренние
противоречия, замедляют темпы экономического
роста. Возникновение крупных предприятий,
новых отраслей, потребность в строительстве
дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют
больших затрат. В то же время возврат
этих средств, получение по ним прибыли
характеризуются большим риском. Поэтому
бизнес остерегается вкладывать свои
средства в эти сферы экономики. Однако
без них дальнейшее социально экономическое
развитие общества, включая частный бизнес,
крайне затруднительно. В этих условиях
рынок вынужден несколько сократить свои
масштабы и предоставить возможность
государству участвовать в экономической
деятельности наряду с частным бизнесом.
Характерная для рыночной экономики
тенденция к монополизации, обострению
социальных отношений, нерациональному
использованию природных ресурсов и т.
д. также расширяет сферу деятельности
государства.
Усиление роли государства
в экономике происходит также в результате
обострения международной конкуренции.
Сложности сбыта продукции на внутреннем
рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам
все более затрудняется. Для укрепления
своих позиций на мировом рынке, защиты
национальных производителей от иностранной
конкуренции предприниматели вынуждены
прибегать к защите государства.
Существенное влияние на укрепление
позиций государства оказывает милитаризация
экономики. Развитие новых отраслей военного
производства требует огромных затрат,
связанных с риском потери капитала в
случае свертывания этого производства
в дальнейшем. Так как частные предприниматели
не намерены взять на себя этот риск, то
такие отрасли создаются государством.
Таким образом, на определенном
этапе развития рыночной экономики появляются
объективные предпосылки для достаточно
широкого вмешательства государства в
экономику. Увеличиваются государственные
расходы на образование, социальное обеспечение,
научные исследования, делаются попытки
ограничить стихийное развитие рынка,
усилить элементы планирования.
Опыт развития рыночных отношений
показывает, что несовершенства рынка,
порождающие острые социально экономические
последствия, могут привести к краху рынка
как экономической системы. Для того, чтобы
избежать такого рода нежелательных последствий,
государство должно активнее вмешиваться
в экономику, корректировать проявление
рыночных отношений.
Большой вклад в переосмысление
места и роли государства в рыночной экономике
внесла кейнсианская теория. Ее основатель
Дж . М. Кейнс обосновал концепцию о необходимости
государственного регулирования на базе
анализа макроэкономических величин (национальный
доход, инвестиции, занятость, потребление,
сбережения и т.д.) с точки зрения количественных
закономерностей в соотношениях между
ними. Экономическая программа кейнсианства
предлагает использование различных методов
государственного регулирования экономики:
увеличение расходов государства, расширение
общественных работ, проведение активной
инфляционной и налоговой политики, циклическое
балансирование бюджета, ограничение
роста зарплаты, регулирование занятости.
Основная идея кейнсианства заключается
в том, что стихийное развитие рынка не
является идеальной моделью функционирования
рыночной экономики как экономической
системы. Кейнсианство является доминирующей
экономической доктриной эпохи смешанной
экономики. Она господствовала в развитых
странах до конца 60х — начала 70 x годов.
[13]
В 70 e годы кейнсианский подход
к оценке роли государства в рыночной
экономике был подвергнут критике. В этот
период в теории и на практике возобладали
точки зрения, отстаивающие основные постулаты
неоклассической доктрины (концепция
монетаризма, теория рациональных ожиданий,
теория предложения и т. д.). Приоритет
стал отдаваться необходимости автоматического
поддержания рынка, свободе частного предпринимательства.
Роль государства сводится лишь к косвенному
воздействию на развитие экономики через
разумную денежно кредитную политику.
Сторонниками активного государственного
регулирования экономики являются представители
концепции институционализма. Они критикуют
теории автоматического регулирования
рыночной экономики.
Наиболее существенные позиции
государство занимает во Франции, ФРГ,
скандинавских странах, Испании, Японии.
Гораздо меньшую роль играет государство
в США, Канаде, Австралии. Значительное
место государство занимает в социально
экономическом развитии развивающихся
стран, стран с переходной экономикой.
По мере развития рыночной экономики,
ее трансформации в социально ориентированную
рыночную экономику значение государства
в развитии общества усиливается. Активное
участие государства в экономике — характерный
признак социальной рыночной экономики.
Основная цель деятельности
государства в социальной рыночной экономике
состоит в поддержании социально-экономической
стабильности, в обеспечении максимально
высокого уровня благосостояния, социального
прогресса, в сохранении общественных
ценностей, окружающей природной среды
на основе экономической свободы, конкуренции,
частной инициативы. В социальной рыночной
экономике такие макроэкономические цели,
которые в смешанной экономике традиционно
возлагаются на государство (стабилизация
цен, равновесие экономики и др.), дополняются
социальными целями. Таким образом, экономическая
деятельность государства в социально
ориентированной рыночной экономике направлена
на устранение несовершенств рынка, придание
ему социальной направленности, а не на
ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Государственное
регулирование экономики — это система экономических
мероприятий государства, посредством
которых оно может воздействовать на социально-экономическое
развитие общества.
Государственное регулирование
экономики направлено на достижение следующих
целей:
· создание нормальных условий
для функционирования рыночного механизма;
· обеспечение устойчивых темпов
роста;
· регулирование структурных
изменений в экономике, вызванных потребностями
современной научно-технической революции;
· обеспечение социальной стабильности
и социального прогресса;
· решение экологических проблем.
Государственное регулирование
экономики включает различные направления
экономической деятельности государства.
Одной из важных функций государства
в современной экономике является создание правовой
основы экономической деятельности. Эта
функция государства сводится к разработке
законодательных и нормативных документов,
регулирующих механизм функционирования
экономики в целом и отдельных ее субъектов.
Посредством этой функции государство
определяет совокупность «правил поведения»
в экономике. Одновременно государство
обязано контролировать выполнение установленных
законодательных и нормативных документов.
Создание общественных
благ — другое важное направление
государственного регулирования экономики.
Как уже отмечалось, рынок в состоянии
выявить и удовлетворить лишь спрос на
частные блага. Создание и реализация
общественных благ являются задачей государства
. Вместе с тем государство может гарантировать
лишь такой уровень потребления общественных
благ, который позволяют в данный момент
времени ресурсы государственного бюджета.
Их производство сверх этого уровня возлагается
на негосударственные организации.