Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейнсианского и неоклассического подходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является анализ механизмов государственного воздействия на экономику, роль государства в условия реформирования экономики.
Задачи данной курсовой: раскрыть макроэкономический смысл кейнсианского и неоклассического подходов в сравнительный анализе.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приёмы.

Содержание работы

Введение...........................................................................................3
1. Государство как субъект макроэкономики ...................................4
2. Механизмы государственного воздействия на экономики:
кейнсианский и неоклассический подходы ....................................12
3. Роль государства в условиях реформирования экономики....... 26
Заключение.....................................................................................41
Список литературы........................................................................43

Файлы: 1 файл

Моя курсовая2.docx

— 84.29 Кб (Скачать файл)

На втором этапе реформы решались следующие проблемы: 1) перенос центра тяжести реформ на пересмотр структуры производства; 2) прекращение хода "малой" приватизации и начало "крупной" приватизации, а также формирование на данной основе рациональной структуры производства, подобной имеющимся в развитых странах; 3) слияние с международной экономикой; 4) сохранение равновесия между доходами и расходами и т. д. значительные изменения методов данной реформы обеспечили постепенное продвижение других реформ в условиях социальной стабильности. Разумеется, с точки зрения экономических результатов реформ, скорость и масштабы реформ были недостаточно велики.

3). Центральным звеном  белорусских экономических реформ  являлась городская экономика [4, с.142].

До распада СССР Беларусь была одной из республик, занимавших первые места по средним сельскохозяйственным производительным силам на человека. Хотя по сравнению с некоторыми странами Восточной и Западной Европы, обладающими такими же климатическими и географическими условиями ее производительные силы и производство сельскохозяйственной продукции были низки, но сама по себе она являлась достаточно сбалансированной системой. В соответствии с обычными законами развития производительных сил, развитие сельского хозяйства обеспечивает сильную поддержку развитию промышленности и легкой промышленности, и последние снова стимулируют рост и развитие сельского хозяйства, таким образом народное хозяйство страны оказывается на пути гармоничного развития. Поэтому многие страны придают большое значение месту и роли сельского хозяйства в народном хозяйстве. Но из-за различия конкретной общеполитической обстановки в странах производственная политика также различается. Что касается стран с переходной экономикой, это имеет для них особое значение. Беларусь - индустриальная страна, население, занимающееся сельским хозяйством, составляет менее 15%, однако средняя площадь пахотных земель на человека здесь велика, земля плодородная, количество осадков достаточное, существуют богатые ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Однако количество рабочей силы в сельском хозяйстве мало, большинство рабочей силы сосредоточено в городах, городская экономика играет в Беларуси определяющую роль. Размещение производительных сил, сформировавшееся в условиях традиционной плановой экономики, было нерациональным, в структуре производства также было множество недостатков. Особенно важно, что экономика Беларуси ориентирована на внешний мир, более 50 % производимой продукции идет на экспорт (разумеется, в основном на рынки СНГ). Поэтому с точки зрения содержания организации реформы и некоторых конкретных политических установок, связанных с реформами, данная реформа главным образом касалась городской экономики и почти не затрагивала проблемы сельской и аграрной реформы. Можно сказать, что аграрная реформа стояла на месте, и никак не могла сочетаться с реформой городской экономики. То есть на самом деле не использовался один из чрезвычайно важных ресурсов страны, поэтому невозможно было сформировать законченную систему, которая могла бы эффективно распределять ресурсы, невозможно также было обеспечить гармоничные условия для развития всего народного хозяйства. Таким образом, реформы экономики Беларуси не могли развертываться в достаточно обширных областях, общие результаты экономических реформ также неизбежно оказались ограниченными, было весьма сложно добиться ожидаемых целей.

4). Белорусская экономическая  реформа заключалась в продвижении  перехода на рыночные рельсы  благодаря действиям правительства [4, с.144].

В ходе реформ в социалистических странах одной из важных проблем было определение отношений между рынком и государством. А переход от плановой экономики к рыночной экономике, обновление системы означает необходимость преодоления традиционного ошибочного мнения о противостоянии государства и рынка. Практика реформ доказывает, что в странах с переходной экономикой на любом этапе экономических реформ самым главным является государство. Поэтому мы считаем, что пренебрежение активной экономической ролью государства и смешение его с "обычными" рыночными агентами будет серьезно препятствовать формированию новой концепции рынка и переходу на рыночные рельсы. Однако в условиях плановой экономики проблема вмешательства государства в экономику - одна из главных проблем, которые в первую очередь необходимо решать в ходе экономических реформ. На первом этапе белорусских реформ среди стратегических целей было четко указано на необходимость коренного изменения политики государственного вмешательства в экономику. Однако из-за множества реальных экономических проблем, возникших в ходе реформ, эта задача во многом не была осуществлена. Судя по ходу белорусских реформ в последние десять лет, государство играет ведущую роль при переходе на рыночные рельсы, от утверждения всей стратегии экономических реформ до выдвижения задач каждого этапа реформ и введения реформенных мер во всех отраслях и звеньях экономики, ход реформы полностью подталкивался действиями правительства, такими как определение валютно-финансовой политики; способов реформы крупных предприятий и приватизации средних предприятий и малых предприятий; внешнеторговая политика и конкретные меры по ее проведению в жизнь; политика общего благосостояния; ценовая политика и система распределения и т. д. Данные государства не только утвердили конкретные меры, но также определили сроки выполнения задач. В целом, политика была инициативной, меры - административными, а их функции - активными независимо от того, каким был краткосрочный эффект реформ по переходу на рыночные рельсы, продвижение перехода на рыночные рельсы за счет административных сил - это неоспоримый факт.

Оценивая стратегию экономических реформ и весь пройденный республикой путь реформ с момента принятия суверенитета и до настоящего времени, можно предположить, что реальных этапов реформ было два:

Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией.

В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка "Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста", представленном правительству.

Так, специалисты ВБ рекомендуют белорусскому правительству "решить проблему инвестиционного имиджа страны" и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (издоля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагают эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.

Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект [2].

В заключение вопроса отметим, что избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.

 

 

Заключение

Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

 Во-вторых, имеется избыток  дешевой и высокопроизводительной  рабочей силы, то есть высок  уровень безработицы. Наконец, рабочая  сила должна быть достаточно  мобильной.

 В идеалеследует создать  максимально гибкий, но по возможности  легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей .силы.

 Главным принципом  кейнсианской теории является  необходимость государственного  вмешательства при установлении  макроэкономического равновесия. По  мнению кейнсианцев рыночной  системе сопутствуют нестабильность  и цикличность, она не способна  к саморегулированию. В краткосрочном  периоде цены и ставки заработной  платы с трудом поддаются изменению  и поэтому не могут сбалансировать  совокупный спрос и совокупное  предложение. Равновесный уровень  выпуска не всегда совпадает  с уровнем полной занятости.

 Модель совокупных  расходов способна показать механизм  достижения равновесия и возникновения  дисбалансов в экономике в  зависимости от изменения совокупного  спроса. Прирост совокупных расходов  вызывает больший прирост равновесного  уровня производства. Это явление  лежит в основе эффекта мультипликатора. Вместе с тем она имеет ограниченное  применение, так как не учитывает  изменение цен.

 В модели совокупного  спроса – совокупного предложения, где отдельные рынки агрегируются  в единый рынок, отражаются изменения  уровня производства и уровня цен. Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения на графике кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

 В кейнсианской теории  особо подчеркивается приоритетность  бюджетно-налоговой политики в  установлении макроэкономического  равновесия. Второстепенная и вспомогательная  роль денежно-кредитной политики  связана с ее опосредованным  и неопределенным влиянием на  равновесный уровень производства.

 Проведение экономической  политики затрудняется многими  факторами, но тем не менее  правильное применение ее инструментов  позволяет избежать многих негативных  явлений связанных с цикличностью  экономики и направить экономическое  развитие по нужному пути.

 

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 264с.

2. Вешторт В. ВБ «прописывает  реформы» // Экономическая Газета. -2005. -№48 (866) от 01.07.2005.

3. Данилов А. Уроки социально-экономической  трансформации // Проблемы теории  и практики управления. -1997. -№1.

4. Дин Жуджунь. Экономические  реформы: сравнительный анализ теории  и практики (на примере КНР  и Республики Беларусь). -Мн.: БГУ, 2003. -151с.

5. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы: Сборник науч. ст. -Мн.: ЕГУ, 2001. -336с.

6. Кучуков Р., Савка А. Мировое  хозяйство и тенденции интеграции // Экономист. -2005. -№ 7. - C.10-22.

7. Международные экономические  отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. -М.: дипломатическая академия  при МИД РФ, 1997. -384с.

8. Мировая экономика: Учебник  для вузов / А.С.Булатов, Е.Б.Рогатых, Р.Ф.Волков и др.; Под ред. А.С.Булатова. -М.: Юрист, 1999. -734с.

9. Перспективы интеграции  на рубеже тысячелетий: Материалы  межд. науч.-практ. конф. (Минск, 21-22 декабря 2000 г.) / Ред. кол.: Войтович А.П., Аксенов  В.А., Бригадин П.И., Витязь П.А. -Мн.:, 2001. -776с.

10. Семенов К.А. Международная  экономическая интеграция: Учеб. пособие  для вузов. -2-е изд., перераб. и  доп. -М.: Логос, 2001. -126с.

11. Цыганков П.А. Международные  отношения: Учебное пособие. -М.: Новая  школа, 1996. -320с.

12. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб.пособие / Т.С. Алексеенко. – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 123 с.

13. Дайнеко, А. Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А. Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск : Ин-т аграр. экономики

14. Новикова, И.В. Макроэкономика: курс интенс. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск :ТетраСистем, 2008.

15. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейнсианского и неоклассического подходов