Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в микроэкономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
исследование структуры и классификации предпринимательства
изучение целей и принципов
исследование функций и роли предпринимательства
выявление проблем

Содержание работы

Оглавление
Введение
Сущность предпринимательства……………………………………4
Сущность предпринимательства……………………………..4
Субъекты предпринимательства……………………………..9
Организационные формы предпринимательства…………..14
Анализ предпринимательской деятельности в ЮФО
Анализ деятельности крупного бизнеса в регионе
Роль малого и среднего бизнеса в развитии ЮФО
Перспективы развития предпринимательской деятельности
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

макроэкономика2.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение 

     Сущность  предпринимательства……………………………………4

     Сущность  предпринимательства……………………………..4

     Субъекты  предпринимательства……………………………..9

     Организационные формы предпринимательства…………..14

     Анализ  предпринимательской деятельности в ЮФО

     Анализ  деятельности крупного бизнеса в  регионе

     Роль  малого и среднего бизнеса в развитии ЮФО

     Перспективы развития предпринимательской деятельности

     Выводы

     Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Тема семестровой работы: «Роль предпринимательства в экономике». Развитие предпринимательства является важнейшим фактором становления и развития рыночной экономики страны. Поэтому необходимо максимально способствовать созданию условий для успешного его развития, которое в свою очередь поможет решить не только социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъёма страны. Основной источник занятости населения - это расширение малого бизнеса, который является составляющей предпринимательской деятельности, примерно более 80% новых рабочих мест создаются путём расширения и открытия новых предприятий. Именно поэтому тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день. Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в микроэкономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:

     исследование  структуры и классификации предпринимательства

     изучение  целей и принципов

     исследование  функций и роли предпринимательства

     выявление проблем препятствующих развитию предпринимательской деятельности

     Предметом в данном случае является предпринимательская  деятельность, рассматриваемая как  процесс создания благ и как система  финансовых, экономических, социальных и других отношений. Объектом исследования выступают фирмы и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.  

     Глава 1. Сущность предпринимательства

     1.1. Сущность предпринимательства

     В римском праве «предпринимательство»  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Р. Кантильона (1680–1734). Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают товар по определенной цене, а продают по неизвестной. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист А. Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом, что капитал служит основой всей экономики, а цель предпринимательской деятельности – прибыль, которая считается основой развития производства.

     Предпринимательская деятельность - это организация и  соединение факторов производства для  создания материальных благ и услуг, способных удовлетворить общественные потребности, конечной целью реализации которых являются собственные материальные интересы предпринимателя.

     На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый Р. Хизрич характеризует  предпринимательство как процесс  создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время, силы, вкладывает капитал и при этом берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск. Наградой при достижении успеха становятся полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое испытывает предприниматель от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

     Основные  условия существования предпринимательской деятельности:

     наличие рыночного пространства;

     развитые  товарно-денежные отношения;

     относительная обособленность и экономическая  свобода предпринимателя.

     Предприниматель – это не только профессия, но и  определенная качественная характеристика человека с его наклонностями, привычками, интеллектом, образованием. В современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Однако знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Предпринимателями, конечно, становятся. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Поэтому лишь объединение определенных черт характера с полученными знаниями может дать нужный эффект.

     Для предпринимательства необходимы основные средства: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они  нужны не только непосредственно  для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести какое-нибудь серьезное дело. Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия.

     Нужен для бизнеса и денежный капитал, и не только начальный. Причем деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства.

     К факторам предпринимательства следует  отнести и информационные ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес. В понятие «информационные ресурсы», а точнее, «научно-информационные» ресурсы, входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, проекты, технологии, т. е. сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем.

     В осуществлении бизнеса участвуют  три ведущих действующих лица: непосредственно предприниматель; те, кто снабжает его ресурсами  предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, т. е. собственники этих факторов; лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров и услуг, т. е. покупатели.

     Результат предпринимательства состоит в  том, что бизнесмену, ведущему дело, удается с определенной для себя выгодой удовлетворить запросы  конкретного круга потребителей в товарах, услугах, реализуя им товар G и получая взамен деньги М от покупателей товара. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый в качестве товара, разнообразен. И. Шумпетер (1883–1950) в своей работе «Теория экономического развития» обращает внимание на то, что предприниматель – это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. В соответствии с данной характеристикой предпринимателей можно разделить на условные группы.

     Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые в  основном свою деятельность строят на базе элементарных решений и тривиальных  способов их реализации. Мотивация  их деятельности – однозначно максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

     На  второй ступеньке находятся люди достаточно инициативные, но в рамках традиционного мышления, не способные  в полной мере критически осмысливать  реальную ситуацию. Мотивация деятельности этих предпринимателей схожа с первой группой – получение максимальной прибыли, но также им присущ пусть небольшой, но элемент иной мотивации – обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

     Третью ступень иерархической лестницы занимают предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности – не только получение максимальной прибыли, но не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

     И, наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является «элитной». Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, поскольку это уже пройденный этап. Их предпринимательская деятельность – это постоянное самовыражение: это удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание, борьба за власть, что является основой для формирования пусть небольшой, но собственной частной империи.

     В настоящее время в теоретических  исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интра-пренерству (интрапредпринимательству). Термин «интра-пренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, – «интракапитал».

     Появление интрапренерства связано с тем  фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую  форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

     Таким образом, предпринимательство - это  особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

     Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, так  как его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей –  результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание  нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

     Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.  

     1.2. Субъекты предпринимательства

     Предприниматель - основной субъект предпринимательской активности.

     В целях получения прибыли, удовлетворения конкретных потребностей, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг предпринимателем или группой  создается предприятие как самостоятельный, хозяйствующий субъект.

     По  условиям, целям и характеру функционирования существуют различные предприятия. Они классифицируются по виду и типу хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому  положению и другим признакам.

     Предприниматель – не единственный субъект предпринимательства. И потребитель, и государство  так же относятся к категории  субъектов предпринимательской  активности, как и наемный работник (если предприниматель не работает в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Однако основным контрагентом предпринимателя выступает потребитель, а также государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

     Во  взаимоотношениях с потребителем предприниматель  относится к категории активного  субъекта, а потребителю свойственна  прежде всего пассивная роль. При  анализе этих взаимоотношений потребитель  выполняет своего рода роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

Информация о работе Макроэкономика