Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ предпринимательской деятельности, выявление основных аспектов, а также её роль в микроэкономике. Выполнение поставленной цели требует решение следующих задач:
исследование структуры и классификации предпринимательства
изучение целей и принципов
исследование функций и роли предпринимательства
выявление проблем

Содержание работы

Оглавление
Введение
Сущность предпринимательства……………………………………4
Сущность предпринимательства……………………………..4
Субъекты предпринимательства……………………………..9
Организационные формы предпринимательства…………..14
Анализ предпринимательской деятельности в ЮФО
Анализ деятельности крупного бизнеса в регионе
Роль малого и среднего бизнеса в развитии ЮФО
Перспективы развития предпринимательской деятельности
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

макроэкономика2.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

     качество;

     цена, доступность товара;

     степень универсальности товара;

     внешний вид и упаковка;

     позитивные  отличительные характеристики товара от товаров других производителей и  возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

     возможность воспользоваться услугами послепродажного  сервиса;

     соответствие  общепринятым или государственным  стандартам;

     престижность  и привлекательность рекламы  товара и т. д.

     Можно сделать вывод: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в  роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

     тормозом  развития предпринимательства, когда  оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

     посторонним наблюдателем, когда государство  прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время  и не способствует этому развитию;

     ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства приводит к «буму» предпринимательства).

     Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

     Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата), а часть носит противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

     В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

     Любой предприниматель нуждается в  эффективных партнерских связях: только в таком случае он может  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной представляется ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

     В условиях рынка от предпринимателя  требуются умение и предрасположенность  действовать в союзе с другими  предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности. Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

     Цель  предпринимательской активности –  производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

     Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и  любой другой форме деловой активности, поэтому выделяется такая экономическая  категория, как предпринимательская  прибыль, или предпринимательский  доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

     Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

     обычная прибыль делового человека;

     излишек над обычной прибылью делового человека.

     Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве. Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей.  

     1.3. Организационные формы предпринимательства

     Предприятие - основная хозяйствующая единица  в условиях рыночной экономики. Основные черты предприятия:

     организационное единство;

     определенный  комплекс средств производства;

     обособленное  имущество;

     экономическая и хозяйственная самостоятельность;

     имущественная ответственность;

     участие в хозяйственном обороте от собственного имени.

     Предприятие (фирма) – коммерческая организация, нацеленная на получение прибыли, юридическое лицо, которое имеет конкретного собственника (индивидуальный владелец, группа физических лиц, представленная акционерами, совладельцами имущества), а также различные организации (фонды, ассоциации), органы государственного и хозяйственного управления.

     В Российской Федерации структура  хозяйственно-правовых форм определена Гражданским кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации. К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Они представлены индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

     Юридическими  лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в их отношении обязательствам.

     Коммерческая  организация - предпринимательское  образование, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли. К  коммерческим организациям относятся  хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы.

     Некоммерческой  организацией считается образование, не имеющее в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и  не распределяющее полученную прибыль  среди участников. К некоммерческим организациям относятся: потребительский  кооператив, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.

     Все многообразие предпринимательских  структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных  форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации.

     Названные формы условно можно разделить  на две группы: частные и общественные. К первой группе относятся единоличные  предприятия и партнерства, а  ко второй – корпорации.

     Для единоличного предприятия и партнерства, во-первых, характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца – в отличие от корпорации, где такое отделение четко зафиксировано и ограничивает ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то единоличные предприятия и партнерства вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам.

     Единоличное предприятие – самая простая  и самая распространенная форма  бизнеса. Такого рода фирму также  называют бизнесом одного человека, или  частной собственностью. Владелец имеет  материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в табл.1.

     Таблица 1. Преимущества и недостатки единоличного предприятия
     Преимущества      Недостатки
     Единоличное влияние легко учредить, так как  юридическая процедура оформления весьма легка и регистрация фирмы  такого рода обычно не требует больших  затрат.

     Владелец  сам себе хозяин и располагает  значительной свободой действий для принятия решений о том, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

     Владелец  может предоставлять клиенту  персональные услуги.

     Стимулы эффективной работы - владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.

     Финансовые  ресурсы единоличного предпринимателя  недостаточны для того, чтобы фирма  могла вырасти в крупное предприятие.

     Коммерческие  банки не очень охотно предоставляют  им большие кредиты.

     Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные решения.

     Наиболее  важный недостаток заключается в  том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности - предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Для уплаты долгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.


     Партнерство - это форма организации бизнеса, которая является естественным развитием  единоличного владения.

     Закон о партнерстве 1890 г. определил партнерство (товарищество) как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.

     По  степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все  партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях –  один или несколько участников могут  играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в табл. 2.

     Таблица 2. Преимущества и недостатки партнерства
     Преимущества      Недостатки
     Подобно единоличному (частному) владению, партнерство  легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические  процедуры необременительны.

     Поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единичном предприятии.

     Управление  фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять  на себя ответственность за конкретный участок работы. Например, за управление производством и т.п.

     Разделение  власти, когда несколько человек  участвуют в управлении, может  привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или  бездействию, когда требуются решительные  действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам.

     Финансы компании все еще ограничены, хотя значительно превосходят возможности  частного владения.

     Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой  распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

     Компаньон отвечает по долгам предприятия в  размере тех средств, которые  он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут  принимать участия в ведении  бизнеса - по крайней мере один из них  все же должен принять на себя полноту ответственности.

Информация о работе Макроэкономика