Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:47, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ максимизации прибыли в условиях различных рыночных структур.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие теоретические основы максимизации прибыли на различных рынках конечной продукции;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы максимизации прибыли на различных рынках конечной продукции 5
1.1 Рынок совершенной конкуренции 5
1.2 Максимизация прибыли на рынке чистой монополии и монополистической конкуренции 9
1.3 Максимизация прибыли на рынке олигополии 14
2. Факторы производства и их влияние на прибыль 16
2.1 Функционирование фирмы в условиях рынка 16
2.2 Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде 22
2.3 Максимизация прибыли и отдача от масштаба 28
3. Пути эффективного повышения прибыли предприятия 31
3.1 Мотивация управляющего персонала 31
3.2 Рост прибыли в рыночной экономике 33
3.3 Максимизация прибыли на практике 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Согласно парадигме «структура-поведение-
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.
Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ рыночной структуры отрасли, к которой принадлежит фирма, необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.
Часто применяемый фирмой производственный процесс занимает много временных периодов. Факторы производства, вводимые в момент t, приносят целый поток услуг в более поздние периоды. Например, возведенное фирмой здание фабрики может прослужить 50 или 100 лет. В этом случае фактор производства, введенный в один момент времени, способствует производству выпуска в другие моменты времени в будущем. Рассмотрим более подробно, как связаны факторы производства и максимизация прибыли в следующих трёх разделах данной курсовой работы.
2.2 Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде
Рассмотрим задачу максимизации прибыли в краткосрочном периоде, когда фактор 2 фиксирован на некотором уровне . Пусть f(x1, x2) – производственная функция фирмы, p – цена выпуска, а w1 и w2 – цены двух факторов производства. Тогда задача нахождения максимума прибыли, стоящая перед фирмой, может быть записана в виде:
max pf(x1, )- w1x1 – w2 (1)
Условие оптимального выбора фактора 1 определить нетрудно. Если – выбор фактора 1, максимизирующий прибыль, то произведение цены выпуска на предельный продукт фактора 1 должно равняться цене фактора 1. В условных обозначениях
pMP1( , ) = w1. (2)
Другими словами, стоимость предельного продукта фактора должна равняться цене фактора. Чтобы понять суть этого правила, представьте, что будет, если фирма примет решение об использовании чуть большего количества фактора 1. Если добавить чуть-чуть этого фактора, x1, то вы будете производить больше на y = MP1 x1, и этот прирост выпуска будет стоить pMP1 x1. Но производство этого предельного выпуска обойдется в w1 x1. Если стоимость предельного продукта превышает издержки на него, можно увеличить прибыль путем увеличения количества фактора 1. Если стоимость предельного продукта ниже издержек на него, прибыль можно увеличить путем уменьшения объема использования фактора 1. Если прибыль фирмы максимальна, она не должна возрастать при увеличении или уменьшении количества фактора 1. Это означает, что при максимизирующем прибыль выборе факторов и объемов выпуска стоимость предельного продукта pMP1( , )должна равняться цене фактора w1. Это условие можно вывести и графически на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Кривая максимизации прибыли12
Изображенная на нем кривая представляет производственную функцию при условии сохранения фактора 2 неизменным на уровне . Используя y для обозначения выпуска фирмы, получаем, что прибыль задается выражением p = py – w1x1 – w2 . Фирма выбирает комбинацию факторов производства и выпуска, лежащую на самой высокой изопрофитной линии. Точка максимизации прибыли точка ( , y*).
Из этого выражения можно получить y, выразив тем самым выпуск как функцию x1:
(3)
(4)
+ x1. (5)
Это уравнение описывает изопрофитные линии – все комбинации применяемых факторов производства и выпуска, дающие постоянный уровень прибыли p. По мере изменения p мы получаем семейство параллельных прямых линий, наклон каждой из которых равен w1/p, а точка пересечения с вертикальной осью задана выражением (p/p) + (w2 /p), измеряющим сумму прибыли и постоянных издержек фирмы. Постоянные издержки постоянны, так что единственная величина, которая действительно изменяется при перемещении с одной изопрофитной линии на другую, есть уровень прибыли. Поэтому более высокие уровни прибыли связываются с теми изопрофитными линиями, точки пересечения которых с вертикальной осью лежат выше. Тогда задача максимизации прибыли сводится к нахождению точки кривой производственной функции, связываемой с самой высокой изопрофитной линией. Такая точка показана на рис. 2.1. Как обычно, она характеризуется условием касания: наклон кривой производственной функции должен равняться наклону изопрофитной линии. Поскольку наклон производственной функции есть предельный продукт, а наклон изопрофитной линии есть w1/p, это условие может быть записано также в виде:
MP1 = , (6)
Даже в краткосрочном периоде фирма может иметь дело с несколькими факторами производства: трудом, капиталом, топливом и др. Общее правило оптимизации использования любого i-ресурса таково: величина предельной доходности ресурса должна быть равна предельным издержкам использования его дополнительной единицы: MRPi=MRCi. Общее правило максимизации прибыли при использовании нескольких ресурсов записывается следующим образом:
(7)
В длительном периоде фирма вольна выбирать уровень использования всех факторов производства. Поэтому задачу максимизации прибыли в длительном периоде можно сформулировать как
max pf(x1, x2) – w1x1 – w2x2. (8)
В основном это та же задача, что и описанная выше для короткого периода, но теперь могут изменяться количества обоих факторов производства. Условие, описывающее оптимальный выбор, остается по существу тем же, что и раньше, только теперь мы должны применять его к каждому фактору. Как мы видели ранее, независимо от уровня использования фактора 2 стоимость предельного продукта фактора 1 должна равняться цене этого фактора. Теперь такого же рода условие должно соблюдаться для выбора каждого фактора производства:13
pMP1( , ) = w1. (9)
pMP2( , ) = w2. (10)
При оптимальном выборе фирмой количества факторов 1 и 2 стоимость предельного продукта каждого фактора должна равняться его цене. В точке оптимального выбора прибыль фирмы не может быть увеличена путем изменения уровня использования какого-либо из факторов. Доводы в пользу этого те же, что и при обсуждении принятия решений о выпуске, максимизирующем прибыль в коротком периоде. Если бы, например, стоимость предельного продукта фактора 1 превысила цену фактора 1, использование чуть большего количества фактора 1 привело бы к увеличению выпуска на величину MP1, которая продавалась бы за pMP1 долларов. Если стоимость этого выпуска превышает издержки на фактор, используемый для его производства, то расширение использования этого фактора явно окупится.
Кривые спроса фирмы на факторы показывают взаимосвязь между ценой фактора и максимизирующим прибыль фирмы выбором этого фактора. Выше мы видели, как найти количества факторов, максимизирующие прибыль фирмы: при любых ценах (p, w1, w2A) мы просто находим такие значения спроса на факторы ( , ), которые удовлетворяют условию равенства стоимости предельного продукта каждого фактора цене этого фактора.
Рис. 2.2. Обратная кривая спроса на фактор
Обратная кривая спроса на фактор показывает, какова должна быть цена фактора 1, чтобы при постоянном объеме использования другого фактора, равном B, спрос на фактор 1 составил x1C единиц.
Обратная кривая спроса на фактор показывает ту же самую взаимосвязь, но с другой точки зрения, а именно: каковы должны быть цены фактора, чтобы предъявлялся спрос на некоторое заданное количество факторов. При заданном оптимальном выборе фактора 2 можно изобразить взаимосвязь между оптимальным выбором фактора 1 и его ценой на графике, подобном представленному на рис.8. Это просто график уравнения pMP1(x1D, ) = w1. Вследствие предпосылки об убывании предельного продукта эта кривая будет нисходящей. Для любого уровня x1 эта кривая показывает, какова должна быть цена фактора, чтобы побудить фирму предъявить спрос на данное количество x1E при сохранении постоянным использования фактора 2 в объеме .
2.3 Максимизация прибыли и отдача от масштаба
Существует важная взаимосвязь между максимизацией прибыли конкурентной фирмой и отдачей от масштаба. Предположим, что фирма выбрала максимизирующий прибыль в длительном периоде выпуск:14
y* = f( , ), (11)
который она производит, используя количества факторов производства, равные ( , ). Тогда прибыль фирмы задается выражением:15
p* = py* – w1 – w2 . (12)
Предположим, что производственная функция этой фирмы характеризуется постоянной отдачей от масштаба и что в равновесии фирма имеет положительную прибыль. Рассмотрим, что произойдет, если фирма удвоит объем использования ею фактора производства. Согласно гипотезе постоянной отдачи от масштаба это удвоило бы объем выпуска фирмы. Что произошло бы при этом с прибылью? Нетрудно увидеть, что прибыль фирмы также удвоилась бы. Но это противоречит предположению о том, что исходный выбор фирмы максимизировал ее прибыль! Мы получили это противоречие, предположив, что исходный уровень прибыли был положительным; если бы исходный уровень прибыли был нулевым, проблемы бы не возникло: дважды ноль – по-прежнему ноль.
Эти рассуждения показывают, что в длительном периоде единственным разумным уровнем прибыли конкурентной фирмы с постоянной отдачей от масштаба при всех уровнях выпуска является нулевой уровень прибыли. (Разумеется, если в длительном периоде фирма имеет отрицательную прибыль, ей следует прекратить деятельность). Большинство людей находит это заявление удивительным. Ведь смысл деятельности фирм – в максимизации прибыли, не правда ли? Как же может случиться, что в длительном периоде они получают лишь нулевую прибыль? Представьте себе, что бы могло произойти с фирмой, которая попыталась бы бесконечно расширять свою деятельность. Она могла бы попасть в одну из следующих трех ситуаций:16
- эта фирма могла бы стать настолько крупной, что ей уже не удавалось бы функционировать по-настоящему эффективно. Это равносильно утверждению о том, что на самом деле фирму не характеризует постоянная отдача от масштаба при всех объемах выпуска. С течением времени из-за проблем с координацией деятельности такая фирма могла бы вступить в область убывающей отдачи от масштаба;
- фирма могла бы укрупниться настолько, что стала бы полностью господствовать на рынке производимого ею продукта. В этом случае у нее нет причин вести себя так, как положено конкурентной фирме, а именно: считать цену выпуска заданной. Вместо этого такой фирме было бы разумнее попытаться использовать свои размеры для оказания влияния на рыночную цену. Модель конкурентной максимизации прибыли уже не являлась бы больше разумным способом поведения данной фирмы, поскольку у нее практически не было бы конкурентов. Мы обратимся к исследованию моделей поведения фирмы, более подходящих для подобной ситуации, когда будем изучать монополию;
- если одна фирма может получать положительную прибыль, пользуясь технологией с постоянной отдачей от масштаба, это может делать и любая другая фирма, имеющая доступ к той же самой технологии. Если одна фирма хочет расширять свой выпуск, так же могут поступить и другие фирмы. Но если все фирмы будут расширять выпуск, это, разумеется, собьет цену выпуска и понизит прибыли всех фирм отрасли.
3. Пути эффективного повышения прибыли предприятия
3.1 Мотивация управляющего
Большинство крупных корпораций не управляются своими владельцами. Они принадлежат многим акционерам, которые в принципе осуществляют контроль над фирмой через совет директоров, членов которого они избирают. Совет директоров в свою очередь назначает управляющих в надежде, что те будут руководить фирмой в интересах основных владельцев. Но крупная корпорация обладает весьма сложной организационной структурой, что затрудняет избираемому на определённый срок совету директоров осуществлять постоянный контроль над деятельностью управляющих. Какие же цели могут преследовать эти самые управляющие не могут быть «прямо вынуждаемы» максимизировать состояние акционеров.
Оклады управляющих тем выше, чем крупнее фирма, поэтому они заинтересованы скорее в разрастании руководимых ими фирм, чем в максимизации состояния акционеров. Но для того, чтобы расширить компанию, необходимо сохранить нераспределённой часть прибыли, используя её для строительства дополнительных фабрик. Существуют и другие ситуации, в которых управляющие могут действовать вопреки интересам акционеров. Например, когда некая фирма-аутсайдер предпринимает попытку захвата контроля над плохо руководимой фирмой, администрация этой фирмы может возражать против слияния, поскольку при этом управляющие потеряют свои места. Чтобы разрешить эти проблемы, акционеры пытаются заинтересовать управляющих в максимизации прибыли фирмы.17
Нередко управляющим среднего звена платят частично акциями компании в надежде, что тогда они будут действовать так, чтобы сохранить высокой их стоимость и тем самым максимизировать состояние всех акционеров. Если же эти меры не дают желаемого результата, акционеры плохо управляемой фирмы могут поддержать попытки аутсайдеров к слиянию, и эти попытки зачастую удаются, несмотря на сопротивление управляющих.
Информация о работе Максимализация прибыли в условиях различных рыночных структур