Максимализация прибыли в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ максимизации прибыли в условиях различных рыночных структур.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие теоретические основы максимизации прибыли на различных рынках конечной продукции;
- изучить модели рыночной структуры;
- изучить поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, рассмотрев экономические потери и операционную прибыль, равновесие фирмы в долгосрочном периоде и условия максимизации прибыли в конкурентной борьбе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы максимизации прибыли на различных рынках конечной продукции 5
1.1 Рынок совершенной конкуренции 5
1.2 Максимизация прибыли на рынке чистой монополии и монополистической конкуренции 9
1.3 Максимизация прибыли на рынке олигополии 14
2. Факторы производства и их влияние на прибыль 16
2.1 Функционирование фирмы в условиях рынка 16
2.2 Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде 22
2.3 Максимизация прибыли и отдача от масштаба 28
3. Пути эффективного повышения прибыли предприятия 31
3.1 Мотивация управляющего персонала 31
3.2 Рост прибыли в рыночной экономике 33
3.3 Максимизация прибыли на практике 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Максимализация прибыли в условиях различных рыночных структур.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, те управляющие, которые не служат интересам акционеров, имеют меньше шансов сохранить своё место.18

Предприятия, в частности крупные корпорации, иногда делают пожертвования на благотворительные цели, что непосредственно не увеличивают величину их прибыли. Но благотворительная деятельность может на самом деле косвенным образом увеличить прибыль в долгосрочной перспективе, потому что благодаря этому в общественном окружении, в котором действует фирма, о ней складывается хорошее мнение. Возможно, фирме будет легче получить «добро» от городских властей на строительство нового здания или, если вдруг на фирме произойдёт случайный выброс загрязняющих веществ, ей простят это, поскольку корпорация имеет хорошую репутацию. Некоторые считают, что даже если благотворительная деятельность корпораций не приносит выгод акционерам, всё равно корпорации должны поступать скорее как граждане, чем как машины для максимизации прибыли, т.е. должны обладать общественным сознанием. Другие утверждают, что корпорации должны ограничиваться максимизацией богатства своих владельцев. Они убеждены, что деньги, которые корпорации жертвуют, принадлежат акционерам корпораций и именно они должны решать, какие благотворительные мероприятия поддерживать.

Хотя эти вопросы сами по себе интересны, полезно помнить, что корпорации редко тратят значительную часть денег акционеров на благотворительные нужды. Благотворительные взносы даже крупнейших компаний США составляют в среднем менее 1% их дохода до уплаты налогов.

3.2 Рост прибыли в рыночной  экономике

 

Раскрытие сущности прибыли показывает ее особое место среди существующих в рыночной экономике различных форм вознаграждения и особую роль в экономике. Если значение заработной платы, процента и ренты ограничено сферой применения соответствующих факторов производства, то роль прибыли носит всеобъемлющий характер, распространяя свое влияние на всю экономику, определяя состояние всех ее сфер. Отметим наиболее важную пункты той роли, которую играет прибыль в рыночной экономике.

Прежде всего, следует отметить ее распределительную и регулирующую роль. Именно из-за различий в прибыли происходит межотраслевое и территориальное движение ресурсов. Они направляются туда, где более всего нужны, так как высокая прибыль в отрасли оказывается обусловленной недостаточным производством товаров и вследствие превышения спроса над предложением высокими ценами. Мы также знаем, что межотраслевое движение ресурсов приводит к установлению относительного равновесия на рынках факторов производства и производимой с их помощью товаров.

Регулирующая роль прибыли заложена в механизм мотивации поведения предпринимателей. Каждый из них стремится найти наиболее выгодную сферу приложения своих сил и капитала. Прибыль выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в основу такого поиска. Но для общества подобное расчетливое поведение предпринимателей означает направление ресурсов в производство нужных товаров, на которые возник повышенный спрос. Высокая прибыль, получаемая от производства таких товаров, предстает в виде оценки обществом предпринимательских усилий, точности расчета в выборе сферы деятельности. Получение предприятием нормальной (средней) прибыли означает, что его средства вложены туда, где они нужны. Более высокая прибыль свидетельствует о большей необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.19

Очевидна стимулирующая роль прибыли. Она побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что означает экономию ресурсов для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса. Она также заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства.

Прибыль играет также учетную роль, выступая в качестве показателя состояния производства на предприятии, прежде всего показателя его эффективности. В хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность производства и рентабельность продукции. Поскольку предприятия производят не один, а несколько видов товаров, то ему важно знать, какой товар производить выгодно, а какой нет. Для этого используется норма рентабельности продукции. Она определяется путем отношения прибыли, получаемой от реализации данной продукции, к издержкам ее производства или к цене товара. Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели определяют степень их выгодности и перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Тем самым межотраслевой перелив капитала возможен и в рамках отдельных предприятий. Общая рентабельность производства на предприятии позволяет сравнивать свою работу с работой других предприятий и принимать необходимые меры по совершенствованию производства.

Прибыль играет также воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия, чистая прибыль обычно делится на две части: распределяемую и не распределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия. Источником расширенного воспроизводства в масштабах всего общества служит и государственный бюджет. То, что в формировании госбюджета принимают участие и предприятия, платя налоги, в том числе налог на прибыль, позволяет отметить не только прямую, но и косвенную роль прибыли в воспроизводстве.20

Вышеизложенное позволяет также говорить и о социальной роли прибыли. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные нужды работников предприятия может направляться часть нераспределяемой прибыли, скажем, на строительство столовой или спортивного зала. В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий.

Таким образом, в заключение можно сказать, что значение прибыли выходит за рамки не только отдельных предприятий, но экономики в целом. Она распространяет свое влияние и на социальную сферу.

 

3.3 Максимизация прибыли на практике

 

Теперь посмотрим, как описанные нами ранее правила максимизации прибыли можно применить на практике, на условном примере.

Мистер Эмерсон владеет фермой по производству молока. Выясним, как же он может получить наибольшую прибыль от производства своего товара, то есть, какой объём выпускаемой им продукции будет оптимальным.

 

Таблица 3.1

Данные для примера

Объём выпуска, галлон

Валовый доход, $

Совокупные издержки, $

Прибыль, $

Средний доход, $

Предельные издержки, $

Q

TR

TC

TR-TC

MR

MC

0

0

3

-3

6

 

1

6

5

1

6

2

2

12

8

4

6

3

3

18

12

6

6

4

4

24

17

7

6

5

5

30

23

7

6

6

6

36

30

6

6

7

7

42

38

4

6

8

8

48

47

1

6

9


 

Как видно из таблицы, ничего не производя, ферма несёт убыток равный $3. Если ферма произведёт 1 галлон молока, то получит прибыль в $1; если 2 галлона – прибыль в $4 и т.д. Естественно мистер Эмерсон выберет такой объём производства, при котором он получит наибольшую из всех вариантов прибыль (т.е. он стремятся к максимизации прибыли). В нашем примере этот объём равен либо 4-м, либо 5-ти галлонам молока, так как прибыль здесь максимальна и равна 7-ми. Но какой конкретно объем выбрать? Рассмотрим решение Эмерсона с другой стороны. Фермер может определить максимизирующий прибыль объём выпуска посредством сравнения предельного дохода MR с предельными издержками производства MC. До тех пор пока предельный доход превышает предельные издержки, рост объёма производства означает увеличение прибыли. Но как только ферма достигает объёма выпуска в 5 галлонов, ситуация становится прямо противоположной. В результате Эмерсон будет производить не более 5 галлонов молока.

Один из 10 принципов экономики гласит, что рациональным людям свойственно мыслить в категориях предельного анализа. Теперь нам ясно как могут применить этот принцип Эмерсон. Пока MR>MC, фермер будет наращивать выпуск молока. Руководствуясь предельным принципом, осуществляя малые приращения Q, Эмерсон естественным образом придет к максимизирующему прибыль объёму своей продукции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведём итог данной курсовой работы. Прежде всего, следует сказать о так называемых общих способах или путях максимизации прибыли различными предприятиями:

- увеличение выпуска продукции – за счет увеличения объема работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;

- улучшение качества продукции – за счет улучшения качественных показателей производства: роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости работ. Это интенсивный путь роста;

- продажа излишнего оборудования или сдача в аренду – предприятие для получения дополнительной прибыли продаёт ненужное оборудование или сдаёт его в аренду на определённый срок за определённую плату;

- снижение себестоимости продукции – самое лучшее мероприятие для получения дополнительной прибыли;

- диверсификация производства;

- расширение рынка продаж – за счёт расширения территорий продаж на рынке прибыль увеличивается;

- найм более квалифицированных работников – за счёт этого продукция становится наиболее качественной, продукция выполняется точно в срок и т.д.

Итак, прибыль есть разность между общим доходом и издержками. В этом определении важно то, что все издержки должны измеряться в соответствующих рыночных ценах.

Постоянные факторы – это такие факторы, количество которых не зависит от объема выпуска; переменные факторы – такие факторы, используемое количество которых изменяется по мере изменения объема выпуска.

В коротком периоде некоторые факторы должны использоваться в предопределенных количествах. В длительном периоде все факторы могут изменяться.

Если фирма максимизирует прибыль, то стоимость предельного продукта каждого переменного фактора должна равняться цене этого фактора.

Логика максимизации прибыли подразумевает, что функция предложения конкурентной фирмы должна быть возрастающей функцией цены выпускаемой продукции и что функция спроса на каждый фактор должна быть убывающей функцией цены этого фактора.

Если конкурентная фирма демонстрирует постоянную отдачу от масштаба, то ее прибыль в длительном периоде должна равняться нулю.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Уч. пособие для ВУЗов. – М.: Мысль, 2010.
  2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма-Инфра-М, 2010;576 с.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е изд. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2012. – 974 с.
  5. Нуреев Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики. – М.: Норма, 2010.
  6. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И Леусский - М.: ЮРАЙТ.- 2010.
  7. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции / В. Гордеев // МЭиМО. - 2014.- № 1. - С.42-49
  8. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов / Московский государственный университет коммерции. М.: Юрист. 2010. - 801 с.
  9. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия. / В. Кудров // Вопросы экономики.- 2013 - № 3.- С. 45-49.
  10. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. - 832 с.
  11. Курс экономической теории: Учебник./ Под общ ред. М.К. Чепурина, Е.И. Киселевой.- Киров: «АСА», 2012. - 832 с.
  12. Микроэкономика / Под ред. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. – М.: Проспект. 2010.
  13. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. – СПб.: Питер, 2013.
  14. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова - М.: ИТК «Дашков и К°», 2011.- 864 с.
  15. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник / З.К. Океанова - М.: НТК «Дашков и К», 2012.- 596 с.
  16. Основы финансового менеджмента \\ Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. – М.: Проспект, - 2012.
  17. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. – М.: Дашков и Ко, 2012.
  18. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2011. - 456 с.
  19. Седов В.В. Экономическая теория. Часть 2. Микроэкономика. – М.: БЕК, 2010.
  20. Экономическая теория: опорный конспект по микроэкономике. / Под ред. Г.М. Бастракова. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  21. Современный экономический словарь (http://slovari.yandex.ru)

Информация о работе Максимализация прибыли в условиях различных рыночных структур