Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и
фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат
методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем
концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономические школы
При движении от точки В вправо увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, ибо на каждую единицу товара растут добавочные расходы. Выход за точку В приводит к неустойчивости финансов фирмы и в конце ее поведение будет определятся бегством из рыночных структур.
Средние издержки
Средние издержки- Общие издержки производства, деленные на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки могут сокращаться до тех пор, пока объем производства не достигнет величины, при которой ограниченные производственные…
Наряду с анализом динамики суммарных постоянных, переменных и общих издержек важно знать их величины, приходящиеся на единицу продукции. Именно этот вид издержек позволяет осуществлять сопоставление затрат с ценой или выручкой, получаемой от реализации единицы продукции. Средние издержки — это затраты на производство единицы продукции. Их можно рассчитать по отношению к постоянным, переменным и общим издержкам, если соответствующие суммарные величины разделить на число единиц выпускаемой продукции. Это можно записать в следующем виде:
где , - соответственно средние постоянные, переменные и общие издержки; Q – количество выпущенной продукции.
Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма ограждает себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек.
Если валовые издержки отнести к количеству выпускаемой продукции , получим средние издержки (кривая ).
Билет №32
Производственная функция (также функция производства) — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий.
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией, которая показывает максимальный выпуск продукции при использовании имеющихся ресурсов.
.Для осуществления производства
необходимы труд, капитал и природные
ресурсы, т.е. факторы производства или
производственные ресурсы.
Так, факторы производства для выпуска
телевизора включают: производственные
помещения, станки, машины, оборудование,
труд работников, участок земли, на котором
построены производственные здания и
сооружения и т.д.
В зависимости от скорости, с которой может
изменяться количество вовлекаемых в
производство ресурсов, они подразделяются
на постоянные и переменные. Те из них,
которые в течение определенного промежутка
времени остаются неизменными, формируют
постоянные факторы производства, а те,
количество которых меняется — переменные
факторы производства. Все производственные
ресурсы, участвующие в процессе производства,
имеются в ограниченном количестве. Вследствие
этого объем производства товаров и услуг
ограничены количеством доступных ресурсов.
Поэтому перед обществом в целом и каждым
товаропроизводителем в частности всегда
стоит задача их наиболее эффективною
использования, Таким образом, объем произведенных
товаров определяется наличием необходимых
ресурсов. Причем различные варианты их
использования позволяют товаропроизводителю
получить большее или меньшее количество
товаров или услуг. Поэтому предприятие
должно быть заинтересовано, обеспечить
наиболее полное использование трудовых,
материальных и финансовых ресурсов и
их оптимальное сочетание.
Закон убывающей производительности факторов производства.
Тенденция к сокращению предельного продукта труда (и предельного продукта других вводимых факторов) настолько преобладает, что фраза «закон убывающей отдачи» часто используется для его описания. Закон убывающей отдачи гласит, что по мере того, как возрастает использование какого-нибудь производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах), в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.
Когда в качестве фактора
производства рассматривается труд (при фиксированном капитале),
небольшой рост трудозатрат существенно
увеличивает выпуск продукции, так как
рабочие получают возможность дополнительной
специализации. Однако в конце концов,
вступает в силу закон убывающей отдачи.
Когда становится слишком много рабочих,
отдельные операции оказываются неэффективными
и предельный продукт труда снижается..
Закон описывает уменьшение предельного
продукта, но не обязательно до отрицательного
значения. Так, на закон убывающей отдачи
применим к производственному процессу
при трудозатратах в 3 и более единиц, несмотря
на то, что предельный продукт труда не
становится отрицательным, пока затраты
труда не превышают 8 единиц.
При определенном уровне знаний и техники
увеличение вложения одного фактора производства
при неизменном количестве остальных
факторов ведет к убывающей производительности
этого фактора производства.
Рыночная структура — совокупность качественных характеристик определяющих поведение фирм на рынке.
В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур:
1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж.
2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.
3. Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.
4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.
5. Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных, покупателей.
6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.
7. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.
8. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.
Совершенная конкуренция и её признаки.
Совершенная конкуренция-это такая форма организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями.
Признаки совершенной конкуренции:
1.Кол-во как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы.
2.Всеми продавцами
3.Вся изнанка рынка обладает различными объёмами рыночной основы.
4.Покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законных, финансовых, технологических ограничений.
Билет 33
В краткосрочном периоде производственные конкурентной фирмы фиксированы, и она может максимизировать свои прибыли (или минимизировать), лишь изменяя количество используемых переменных ресурсов (материалов, труда и т.п.). Ее экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и общими издержками. Для того чтобы установить объем производства фирмы, максимизирующий ее прибыль, нужно свести воедино данные о доходе издержках.
Существую два подхода к определению объема производства, при котором фирма добивается максимальных прибылей
убытков. Первый заключается в сравнении валового дохода и общих издержек; второй - в сравнении предельного дохода и предельных издержек.
Принцип сопоставления валового дохода
с общими издержками
Сталкиваясь с заданной рыночной ценой на свой продукт, конкурентный производитель тем самым сталкивается с необходимостью решать для себя три взаимосвязанных вопроса: 1. Следует ли вообще чтолибо производить? 2. Если да, то в каком количестве? 3. Какую прибыль (или убыток) это принесет?
• В краткосрочном периоде фирме следует заниматься производством, если она в состоянии получать прибыль или нести убыток, меньший по величине, чем ее совокупные постоянные издержки.
• Прибыль достигает максимального значения, когда валовой доход превосходит общие издержки на наибольшую величину.
• Убытки минимизируются, когда общие издержки превышают валовой доход на минимальную величину, которая несколько меньше совокупных постоянных издержек.
• Если убытки при всех объемах производства превосходят совокупные постоянные издержки, то в краткосрочном периоде фирме следует прекратить свою деятельность (закрыться).
Принцип сопоставления предельного
дохода с предельными издержками
Три отличительные черты этого правила:
Билет 34
В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат, решение предприятия об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, включая и размеры предприятия. Если при существующей рыночной цене несколько предприятий терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения при постоянном спросе является повышение цены. Возросшая цена позволит предприятиям, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые предприятия, привлеченные возросшей прибылью. В результате предложение возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда у предприятий не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выход из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума долгосрочных средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет Совершенно конкурентное предприятие производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних валовых издержек.
Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних валовых издержек, имеют место убытки и отток предприятий из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном периоде средних валовых издержек достигается долгосрочное равновесие совершенно конкурентного предприятия.
Условие равновесия предприятия в долгосрочном периоде:
Рыночная цена, по которой фирма продает свою продукцию, равна ее долгосрочным предельным затратам и одновременно — минимальным долгосрочным средним затратам.
Положение кривой средних долгосрочных издержек предприятия объясняется так называемым положительным или отрицательным эффектом масштаба производства.
Эффект масштаба производства будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние валовые издержки уменьшаются, а отрицательным – если увеличиваются. Общего закона, выражающего изменение эффекта масштаба, не существует, однако можно выделить ряд факторов, которые обусловливают тот или иной эффект масштаба.