Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и
фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат
методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем
концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономические школы
Но вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.
Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных объектов – участников экономической жизни, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма. [8,c.31]
Вторая особенность микроэкономики – ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами – те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлениях действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма.
Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Особое значение здесь имеет так называемый принцип предельного подхода.
Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику, прежде всего, считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.
Функции экономической теории |
Содержание функции |
1. Познавательная |
Объяснение экономической
практики. |
2. Теоретическая |
Познавание сущности экономических |
3. Методологическая |
Разработка и уточнение общих и частных приемов исследования. |
4. Практическая |
Выработка конкретных рекомендаций
по |
5. Идеологическая |
Выработка системы ценностей,
определение ориентиров и идеалов экономического
развития. |
Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики. Известно, что в экономике проблема выбора возникает, прежде всего, из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования экономической свободы у субъектов экономики. Прежде всего, возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.
Микроэкономика считает, что принимать эффективные экономические решения помогает именно рынок, посылая рациональным субъектам соответствующие импульсы и сигналы. Решающую роль в этом играет конкуренция и цены. Конкуренция заставляет принимать эффективные решения и действия, а цены дают необходимую для этого информацию. Благодаря им производители знают, что, сколько, как и для кого производить, а потребители какие и сколько товаров приобретать при минимальных затратах на них и как их потреблять (в каком сочетании) для максимального удовлетворения своих потребностей. Вот почему микроэкономика значительное внимание уделяет вопросам функционирования рыночного механизма, законам, которым он подчиняется, и тому, как он определяет поведение субъектов экономики.
Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений и выдвинуть конкретные практические рекомендации, микроэкономика обязана руководствоваться соответствующей научной методологией.
Среди общенаучных методов познания современная микроэкономика активно использует такие методы как:
• научное абстрагирование,
• анализ и синтез,
• индукцию и дедукцию,
• единство качественного и количественного анализа,
• системно-структурный анализ и др.
Билет 21Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.
В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).
Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.
Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община.
Домашнее хозяйство (домохозяйство) это субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельного хозяйства индивида или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.
К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения.
Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители, население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.
Распределение доходов между домохозяйствами
В микроэкономической теории домашние хозяйства выступают в двух ролях:
Домашние хозяйства как основные потребители товаров и услуг
Такое допущение справедливо, хотя товары и услуги потребляются не только домохозяйствами, но и самимифирмами, которые в ходе производственной деятельности потребляют так называемые инвестиционные товары и услуги - машины и оборудование, сырье и материалы, финансовые и посреднические услуги. Более того, крупным потребителем товаров и услуг является государство, которое закупает как инвестиционные товары (для коммунального хозяйства, электростанций и т.д.), так и потребительские товары (для армии, школ, детских домов и др.). Наконец, товары и услуги потребляются некоммерческими организациями, многие из которых созданы для этого (потребительские кооперативы и др.). Тем не менее главными покупателями, особенно потребительских товаров и услуг, остаются домашние хозяйства. Домашние хозяйства как основные поставщики экономических ресурсов для фирм.
Это еще большее допущение, чем предыдущее, но и оно в конечном счете справедливо. Собственниками трудовых ресурсов во всем мире являются домашние хозяйства. Предпринимательские способности и знания (особенно в виде образования) тоже принадлежат не столько фирмам и государству, сколько отдельным людям, т.е. домашним хозяйствам. В развитых странах они являются также основными собственниками природных ресурсов (особенно земли) и капитала (через владение банковскими вкладами, а также паями, акциями и облигациями фирм). Поэтому основная часть доходов от экономических ресурсов в развитых странах поступает домашним хозяйствам через заработную плату, ренту от природных ресурсов, проценты и прибыль от вложенного капитала, доходов от предпринимательских способностей и знаний. Часть этих доходов домохозяйства оставляют в распоряжении фирм для их дальнейшего развития, часть доходов отдают государству в виде налогов, получая частично их обратно в виде социальных трансфертов. Но и после этого домашние хозяйства остаются основными получателями доходов.
Распределение доходов между домашними хозяйствами
В экономике важно не только то, каковы доходы всех вместе взятых домохозяйств, но и то, как эти доходы распределяются между домохозяйствами. В 2002 г. в руках 20% населения концентрировалось 46% денежных доходов всех российских домохозяйств (причем основная часть этих доходов находилась в руках наиболее богатых 5% населения), а в руках бедных и беднейших 60% населения — 31% денежных доходов.
Первая группа населения предъявляет ограниченный спрос на товары российского производства, предпочитая высококачественный импорт, а основная масса населения, ориентированная на российские товары, не имеет достаточно средств для покупки этих товаров (особенно жилья и товаров длительного пользования), тратя свои денежные доходы в основном на продовольствие или же производя его из-за бедности преимущественно вручную в личных подсобных хозяйствах в деревнях и на садовых, огородных и дачных земельных участках вокруг городов.
Сильная социальная дифференциация российских домохозяйств отражается и на их роли поставщиков экономических ресурсов. Так, чрезмерная концентрация денежных доходов в руках небольшой группы российских домохозяйств и вытекающая из этого боязнь лишиться этих доходов вследствие возможно более равномерного их распределения (например, через пересмотр результатов приватизации или увеличение ренты за пользование государственными природными ресурсами) толкает их на существенный вывоз капитала из страны (прямо или через принадлежащие им российские компании). В то же время основная масса российских домохозяйств не обладает достаточными доходами для накопления капитала и тем более для его вложения в российскую экономику через банки или покупку ценных бумаг.
Билет 22
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
|
Общая полезность |
Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
|
Предельная полезность |
Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:
По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)
КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.