Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и
фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат
методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем
концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономические школы
К числу факторов, определяющих положительный эффект масштаба производства, относятся:
1) специализация ресурсов: труда, оборудования, менеджмента;
2) использование наиболее
современного
3) расходы на научно-
4) развитие производства
из отходов основного
Факторы положительного
эффекта масштаба производства
при чрезмерном «увлечении»
35. Понятие монополии и монопсонии. Виды монополий
МОНОПОЛИЯ - тип структуры
рынка, в котором существует только один
продавец, контролирующий всю отрасль
производства определенного товара, не
имеющего близкого заменителя. Слово «монополия»
образована от двух греческих слов «монос»
- 1 и «полео» - продаю.
Если рынок характеризуется наличием
только одного покупателя и множества
продавцов, то это монопсония. Слово «монопсония»
образовано также от двух греческих слов
««монос» - 1 и «псонио»-покупаю. Примером
монопсонии может быть государство, которое
является единственным покупателем некоторых
видов вооружений или труда офицеров.
Виды монополий
36. Установление цены и объема производства в условиях чистой монополии.
Признаки чистой монополии:
1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли.
2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив.
3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход.
4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм.
Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологий низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии. Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек.
В целом последствия монополизации носят отрицательный характер.
1. Ресурсы общества
используются не в полном
2. Монополия подрывает
конкуренцию, исключает возможность
сопоставления эффективности
3. Монополия не стремится
к снижению издержек пр-ва, у
неё нет стимула к
4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.
билет 37 Антимонопольное законодательство
Система правовых норм и институтов, комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий, призванная обеспечить защиту потребителя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов (система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции, система юридических санкций и т.д.). Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты
Энциклопедический словарь экономики и права
Сфера применения Закона
Принятие Закона "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках" преследовало две основные
цели. Во-первых, ограничить и пресечь
монополистическую деятельность и недобросовестную
конкуренцию, во-вторых, обеспечить условия
для создания и эффективного функционирования
товарных рынков. В антимонопольном законодательстве
определены запретительные и процессуальные
нормы, а также нормы, направленные на
создание условий для развития рыночных
отношений.
Сфера применения Закона определяет действие
его на всей территории России, включая
случаи, когда действия или соглашения,
совершаемые или заключаемые за пределами
России, приводят к ограничению конкуренции
или иным вредным последствиям на республиканском
(РФ) или местных товарных рынках. Иначе
говоря, Закон предусматривает меры ответственности
российских хозяйствующих субъектов,
органов управления, должностных лиц независимо
от места совершения ими противоправного
действия. Важно наличие вероятности вредных
последствий от этих действий на российских,
республиканском или местном рынках. Этим
вводится используемый в ряде стран критерий,
согласно которому антимонопольные меры
направлены не на нарушения, как таковые,
а на негативные их последствия. Не менее
важно и то, что Закон применяется не только
к российским, но и к иностранным хозяйствующим
субъектам, функционирующим на российских
рынках.
На отношения, регулируемые нормами правовой
охраны изобретений, промышленных образцов,
товарных знаков и авторских прав, Закон
не распространяется, исключая случаи,
когда соответствующие права умышленно
используются их обладателями в целях
ограничения конкуренции.
С точки зрения правоотношений конкуренции
покупка акций рассматривается как инструмент
установления контроля над акционерным
обществом. Какой рынок при этом монополизируется,
зависит от предмета деятельности общества
- эмитента скупаемых акций. При покупке
акций промышленных или иных предприятий,
действующих на товарном рынке, применяется
ст. 18 Закона (Государственный контроль
за соблюдением антимонопольного законодательства
при приобретении акций, паев, долей участия
в уставном капитале хозяйствующих субъектов).
Но на покупку акций фондовых бирж эта
статья не распространяется. Соответствующие
нормы включены в "Положение о выпуске
и обращении ценных бумаг и фондовых биржах
в РСФСР", утвержденное правительством
России 28 декабря 1991 г. (№78).
Антимонопольные правила применительно
к рынкам банковских операций установлены
ст. 31 Закона РСФСР "О банках и банковской
деятельности в РСФСР". Банкам запрещается
использовать свои союзы, ассоциации и
другие объединения для соглашений, направленных
на монополизацию рынка банковских операций
в вопросах установления процентных ставок
и размеров комиссионного вознаграждения,
на ограничение конкуренции в банковском
деле.
В Законодательстве определена сфера
действия государственной монополии.
Исключительно государственным предприятиям
разрешено осуществлять следующие виды
деятельности:
- производство любых видов оружия, боевых
припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических
изделий, ремонт боевого оружия;
- изготовление и реализация наркотических,
сильнодействующих и ядовитых веществ;
- посев, возделывание и сбыт культур,
содержащих наркотические и ядовитые
вещества;
- переработка руд драгоценных металлов,
радиоактивных и редкоземельных металлов;
- лечение больных, страдающих опасными
и особо опасными инфекционными, онкологическими
заболеваниями, а также психическими заболеваниями
в агрессивных формах;
- производство ликероводочных и табачных
изделий;
- изготовление орденов и медалей.
(Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской
деятельности, п. 3, ст. 21).В Законе определены
полномочия Антимонопольного комитета
РФ и его территориальных управлений.
Число территориальных управлений определяется
Комитетом и не является постоянным. Они
могут создаваться и ликвидироваться
в зависимости от потребностей реализации
антимонопольной политики на соответствующей
территории. Комитет может наделить территориальные
управления любыми из своих полномочий,
минимальные объемы оговорены в ст. 13,
14, 17, 18,21,22,24,27,29 Закона.
На практике территориальные управления
в первую очередь должны осуществлять
государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства и
рассматривать дела о его нарушениях,
затрагивающих рынок соответствующей
республики, края, области, организовывать
сбор информации о состоянии местных товарных
рынков, анализировать ее, принимать меры,
направленные на демонополизацию, развитие
конкуренции и предпринимательства в
регионе.
билет 38Монополистическая конкуренция и ее признаки
Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована. Типичными примерами рынка монополистической конкуренции являются производство одежды, обуви. Большое распространение монополистической конкуренции присуще сфере услуг, где множество мелких и средних фирм предлагают дифференцированную продукцию.
Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. На практике это означает следующее:
Во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали пользоваться спросом». То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Таким образом сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.
Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Дифференциация продукции - незначительные различия у товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
Дифференциация продукции может проявиться в следующих направлениях:
1.Различия в качестве.
Продукты могут различаться по
своим физическим, или качественным,
параметрам. «Реальные» различия, включающие
функциональные особенности, материалы,
дизайн и качество работы, являются
крайне важными сторонами
2. Предоставление сопутствующих
услуг (доставка, гарантийное обслуживание
и т.д.). Услуги и условия их
предоставления, являются важным
аспектом дифференциации
3.Оформление (обложка, обертка и т.д.). Красиво и аккуратно упакованный товар найдет своего покупателя, который готов заплатить более высокую цену за привлекательную эстетику приобретаемого товара.
4.Представление продукта
на рынок (реклама). Дифференциация
может также являться и результ
5.Близость места сбыта
продукции к месту проживания
потребителя. Продукты могут также
быть дифференцированы на
6.Система скидок для потребителя на предлагаемый товар, услуги.
Дифференциация предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм. Чем в большей степени ей удается сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.