Максимизация прибыли на рынке чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Файлы: 1 файл

referat_2 (2).doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

                                     РЕФЕРАТ

 На тему:максимилизация прибыли  на рынке чистой монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая монополия  (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда  существует только один продавец  данного  товара,  который не имеет  близких заменителей.  Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

 

Фирма обладает монопольной  властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя  количество, которое она готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.  В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры  для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает  легальная монополия. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс.

Кривая спроса на продукт монополии  является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем  производства и назначать цену (рис.7.1). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем  продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

 


Общественная  ценность монополи. 
Оценим чистую монополию с точки зрения общества в целом: 
1.Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель. 
2.Монополист, максимизирующий прибыль, имеет своим результатом недораспределение ресурсов. 
3.Монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что является оправданным с точки зрения общества.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию  фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий  индекс:

где IL - лернеровский индекс монопольной власти;

 

Pm - монопольная  цена;

 

MC - предельные  издержки;

 

E – Коэффициент  ценовой эластичности спроса  на продукцию.

 

Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.

 

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации     рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

где S1 –  удельный вес самой крупной фирмы  в выпуске всей отрасли;

 

S2 - удельный  вес следующей по величине  фирмы в выпуске всей отрасли;

 

Sn - удельный вес наименьшей фирмы  в выпуске всей отрасли.

В долгосрочном периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает  свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий  равенству предельного дохода и  долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Когда фирма-монополист прибыльна, она  может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в  долгом периоде. Она контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая  цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции. В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде

В реальной жизни чистая монополия,так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистичиской конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

Единственный  производитель (продавец) конкретного товара или услуги. В условиях чистой монополии у фирмы нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю. Напомню, что данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли  коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель (как это имеет место при чистой монополии) может сам определять рыночные цены и игнорировать реакцию других фирм на свои действия. другой рыночной модели.

 

Основные черты  чистой монополии. Виды монополий 

 

 

 

Абсолютная  или чистая монополия возникает  в том случае, когда одна фирма  становится единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт:

 

 

 

 

Отсутствие  совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или  дифференцированную продукцию, но в  любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей.

 

 

 

 

Барьеры входа  на рынок в отрасль очень высоки. Монополия может существовать только потому, что вход на рынок для  других фирм является невыгодным или  невозможным. Если другим фирмам удастся  войти в отрасль, монополия исчезнет. (Ведь монополия подразумевает присутствие на рынке только одного продавца). Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии.  Входные барьеры при монополии многочисленны и разнообразны:

наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

существование правительственных лицензий, квот или  высоких пошлин на импорт товаров;

контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

наличие существенной экономии от масштаба, допускающей  присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную  прибыль;

высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и  т.п.

Кроме того, и  само предприятие-монополист может проводить такую ценовую политику, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Например, монополист может занижать рыночные цены, а потенциальные конкуренты не смогут придерживаться такого же уровня цен и не разориться при этом.

3. Одному продавцу  противостоит большое количество  покупателей. Если на данном  рынке единственному продавцу  противостоит и единственный


Информация о работе Максимизация прибыли на рынке чистой монополии