Максимизация прибыли в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать процесс принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на рынке в условиях монополии. В курсовой работе я попытался объяснить влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………...……….3
Монополия. Виды и функции монополий……....……..…...….……4
Прибыль и ее максимизация в условиях монополии…………...…10
Функционирование монополий в Республике Беларусь…….……25
Заключение….……………………………...……………..…………….……30
Список литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.docx

— 130.49 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………….…………………………………………………...……….3

  1. Монополия. Виды и функции монополий……....……..…...….……4
  2. Прибыль и ее максимизация в условиях монополии…………...…10
  3. Функционирование монополий в Республике Беларусь…….……25

Заключение….……………………………...……………..…………….……30

Список литературы………………………………………….31

 

 

Введение

В любом Европейском государстве  можно найти монополию, будь то государственная  или иной формы монополия. Т.е. данная форма хозяйственной деятельности очень распространена во всем мире.

Цель данной курсовой работы – исследовать процесс принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на рынке в условиях монополии. В курсовой работе я попытался объяснить влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Когда экономист рассматривает прибыльность какого-либо предприятия, он упрощает цели фирмы. Во-первых, считается, что любая фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что главной целью фирмы является только лишь максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея – максимизации прибыли – позволяет объяснить законы поведения конкурентной фирмы.

Конкуренция, я думаю, является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее степень может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Монополия является исключительным  правом деятельности в какой-либо сфере, отрасли промышленности. По владельцу данного права экономисты различают государственные и капиталистические монополии. Государственными монополиями можно назвать монополии,  принадлежащие государству. Они возникают вследствие строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых отраслей) или  национализации некоторых предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Капиталистические монополии  хозяйственные объединения, которые осуществляют контроль над рынками через концентрацию материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели,  синдикаты,  тресты, концерны.

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Монополия. Виды и функции монополий

 

Сначала я хотел бы сконцентрировать внимание на описании несовершенной  конкуренции, ее видах, а так же на описании монополии.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Обычно выделяют три основные модели несовершенной конкуренции:

- монополия;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия.

Существуют два подхода к  понятию "монополия".

  1. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом.
  2. Монополия как экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее нужно рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. В случае, когда товар уникален, покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки, так как количество продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К примерам монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг.

Так как фирма-монополист обычно имеет  боле высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и  других производителей. Однако попасть  в монополизированную отрасль практически  невозможно, так как барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как естественные препятствия, так и любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм.

К естественным барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие:

  1. Эффект масштаба производства.

В условиях крупного производства при  монополизации рынка объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые  ресурсы. Следовательно, издержки на единицу  продукции у такой фирмы значительно  ниже, что позволяет с общественной точки зрения значительно экономить производственные ресурсы.

В целом, рассматривая монополию, как  определенный тип экономической  структуры, позволяющий диктовать  свои условия на рынке определенного  товара или услуг, необходимо иметь  в виду, что, независимо от вида монополии, новым конкурентам пробиться  в такую отрасль чрезвычайно  трудно, так как при прочих условиях это требует огромных капиталовложений.

 Организационная монополия – объединение одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации).

  1. Исключительные права монополий.

В некоторых странах правительство  официально предоставляет некоторым  фирмам статус единственного продавца. Правительство сохраняет за собой  право регулирования их действий для того, чтобы фирмы-монополисты  не злоупотребляли своей монопольной  властью. В такой обстановке войти в такую отрасль новой фирме практически невозможно.

  1. Патентная и лицензионная защита монополий.

Правительство дает гарантии на патентную защиту новых продуктов и производственных технологий, тем самым обеспечивая производителям монопольные позиции на рынке и временно гарантируя их исключительное право на владение рынком данного товара.

  1. Собственность монополий на важнейшие виды сырья.

Некоторые компании являются монополистами  потому что владеют всеми ресурсами, необходимыми для изготовления товара.

Из вышесказанного можно сделать  вывод: возникновению монополий способствует естественные и юридические барьеры для вступления в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых фирм.

Говоря простыми словами, под монополией нужно понимать рыночную структуру, отвечающим следующим условиям:

  1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом.
  2. Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.
  3. Монополия закрыта для входа в отрасль новых фирм.

 

Теперь я хотел бы обсудить формы монополизации. Широкое распространение получила вертикальная интеграция, которая значительно снижает риск, на который идет фирма-монополист и способствует получению большей прибыли. Но до этого существовали другие методы получения как можно большей прибыли, которые применяются и сейчас.

К настоящему времени проявились три основные формы подобной монополизации.

  1. Первая форма монополизации – это полное господство на отраслевом рынке одной крупной компании, которая диктует цены на свою продукцию. Крупная компания захватывает либо все отраслевое производство, либо его преобладающую часть. "Иначе говоря, такая форма монополизации отраслевого рынка предполагает господство того направления в сосредоточении производства, которое носит название горизонтальной интеграции. В качестве типичного примера подобной монополизации отраслевого рынка может служить компания «Aluminium Company of America» (AlCoA), которая с 1903 г. вплоть до второй мировой войны удерживала в своих руках все производство первичного алюминия в США."1
  2. Вторая форма монополизации отраслевых рынков – заключение между всеми или значительной частью компаний в отрасли юридических соглашений в отношении тех или иных сторон рыночной и иногда производственной политики. Такие соглашения создают картели и синдикаты, в той или иной степени монополизирующие отраслевые рынки и проводящие единую ценовую политику.
  3. Третья форма монополизации отраслевых рынков – согласование определенных направлений рыночной политики между крупными компаниями в отрасли. Такая форма монополизации отраслевых рынков ныне господствует в преобладающем большинстве промышленных отраслей. Согласование рыночной политики между крупными компаниями в отрасли носит различные формы от картельных соглашений до простой ориентации на единые правила поведения.

Сейчас крупные монополистические  компании стремятся усилить свое экономическое господство с помощью вертикальной интеграции. "Эти направления концентрации в отличие от горизонтальной интеграции одновременно с усилением мощи крупных компаний-концернов способствуют сохранению в отдельных отраслях промышленности группы крупных компаний, что исключает безраздельное господство на отраслевом рынке какой-либо одной из этих компаний."2

А теперь я хотел бы показать, что кроме «минусов» монополия  имеет и «плюсы». Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения.

Первые аргументы Шумпетера  связаны с усилиями, направленными на достижение технического прогресса. Смысл данного аргумента состоит в том, что крупные фирмы, обладающие монопольной властью, будут тратить большую долю дохода от реализации на исследования и разработки, чем мелкие конкурентные фирмы. "Этот вывод подтверждается тем фактом, что очень мелкие фирмы мало занимаются исследованиями и разработками. Но в большинстве секторов экономики с устоявшимся размером фирм связь между размером фирмы и долей ее дохода от реализации, идущей на исследования и разработки, оказывается слабой. В то время как отрасли, структура которых приближается к конкурентному идеалу, оказываются немногим лучше. Малая власть над рынком может увеличить усилия, связанные с изобретательством, но всеобъемлющая власть над рынком может уменьшить их."3

Вторая часть аргументации Шумпетера  связана с результатами затрат на исследования и развития науки. "Если фирма «А» расходует в два раза больше средств, чем фирма «В», то насколько вероятно, что достигнутый ею в области технического прогресса результат будет также примерно в 2 раза больше? Конечно, измерить результаты исследований и разработок очень трудно. Факты свидетельствуют о том, что для большинства секторов экономики маловероятно, чтобы результаты фирмы «А» в 2 раза превосходили результаты фирмы «В». К тому же, при изучении значимых изобретений часто обнаруживается, что фирмы средних размеров перегоняют отраслевых лидеров."4

Таким образом, фирмы, предпринимающие  усилия в области исследований и  разработок, должны быть разумных размеров, и некоторая власть рынком может  тут помочь. Но технический прогресс в большинстве областей, по всей вероятности, зависит не от огромных фирм, обладающих огромной монопольной властью. Скорее в силу патентного законодательства монополия является результатом технического прогресса, а не его причиной.

"На основе доводов Шумпетера  процесс внедрения нововведений  был признан в западной экономической  теории в качестве одной из  важнейших функций управления, ответственной  за формирование прибыли."5

Однако нельзя утверждать, что теория Шумпетера идеальна. Существование  монополий оправдывается вышесказанными аргументами, но потери, прежде всего потребителей, от монополии тоже велики.

 

Как известно, для максимизации прибыли монополии иногда стараются  выйти на внешний рынок. Именно это  я и хочу обсудить.

Для обеспечения экономической  эффективности выпуска продукции  важнейшую роль начинает играть крупномасштабность производства. Исходя из этого, строительство предприятий имеет смысл только тогда, когда они рассчитаны на изготовление продукции массовыми сериями на автоматизированном оборудовании. Только в этом случае возможно существенное снижение издержек производства и получение сверхприбыли. В современных условиях все больше монополий не рассматривают себя частью рыночного механизма какой-либо одной страны.

Можно отметить, что в образовании крупномасштабного производства очень важно именно перераспределение прибыли.

Следовательно, на расширение производства и выход во внешний рынок монополию толкает перепроизводство, вызванное ею самой для получения монопольной прибыли. "Усиление трудностей сбыта произведенной продукции поставило монополии перед необходимостью тщательно разработать мероприятия, направленные на поиск новых рынков сбыта, закрепление позиций на уже освоенных рынках, выработку более совершенных форм конкурентной борьбы, адаптацию производственного и сбытового комплекса к требованиям рынка с целью обеспечения дальнейшего роста обычной сверхприбыли (добавочной прибыли) и монополистической сверхприбыли.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях монополии