Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть принципы антимонопольной политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
сформулировать понятие «монополии» в экономике;
определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий;
Введение
3
Глава 1. Конкуренция: понятие, сущность, виды.
6
1.1. Конкуренция в рыночной системе
6
1.2. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
8
Глава 2. Монополии
13
2.1. Чистая монополия
13
2.2. Рыночная цена в условиях монополии
15
2.3. Монополистическая конкуренция
17
Глава 3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
21
3.1. Антимонопольная политика
21
3.2. Особенности антимонопольного регулирования в России
23
3.3 Естественные монополии и рынок
26
Заключение
31
Список литературы
Введение |
3 |
Глава 1. Конкуренция: понятие, сущность, виды. |
6 |
1.1. Конкуренция в рыночной системе |
6 |
1.2. Общая характеристика
рынков несовершенной |
8 |
Глава 2. Монополии |
13 |
2.1. Чистая монополия |
13 |
2.2. Рыночная цена в условиях монополии |
15 |
2.3. Монополистическая конкуренция |
17 |
Глава 3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики |
21 |
3.1. Антимонопольная политика |
21 |
3.2. Особенности антимонопольного регулирования в России |
23 |
3.3 Естественные монополии и рынок |
26 |
Заключение |
31 |
Список литературы |
34 |
Введение.
Особенностью
современного этапа развития России
является формирование стабильного
эффективного рыночного хозяйства.
Радикальная перестройка
Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть принципы антимонопольной политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы экономической теории: описание и сравнение, непосредственное наблюдение в исследуемых сферах экономики, также данная работа базируется на анализе и примерах, взятых преимущественно из российской хозяйственной жизни.
Объектом исследования является монополия как крайняя форма несовершенной конкуренции.
Предметом исследования выступают механизмы функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции, особенности влияния монополизма на поведение фирмы.
Теоретической
основой курсовой работы явились труды отечественных
ученых и экономистов-практиков, посвященные
проблемам регулирования деятельности
монополий и защиты конкуренции в условиях
свободного предпринимательства, перехода
от централизованно-
В курсовой работе использована литература таких авторов как И.П.Николаева, Е.А. Кисилевава, М.Н. Чепурин, А.С.Булатов, А.Г.Грязнова, А.Ю.Юданов и др.
Объем данной курсовой работы составляет 35 страниц и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Конкуренция: понятие, сущность, виды
1.1. Конкуренция в рыночной системе
Важнейшим признаком рынка является
его конкурентный характер. Это означает,
что в рыночной системе каждый
субъект выступает как
Конкуренция обусловлена, во-первых,
безграничными потребностями лю
Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:
Выделяют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.
Ценовая конкуренция – это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижение цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция – предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товара; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой и др.
В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция – это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимают технический шпионах, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака и т.п. [1, с.102].
Следует различать два термина: конкурентную борьбу, под которой понимается степень соревновательности фирм, и конкурентность рынка, которая характеризует рыночную структуру. Понятие рыночной структуры отражает важнейшие аспекты рынка – количество фирм в отрасли, количество покупателей товаров и услуг, тип производимого продукта. Возможности для выхода в отрасли и выхода из нее, способность фирм воздействовать на спрос и др.
Совершенная конкуренция – это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов , свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не может влиять на цену. В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция – форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
Данная курсовая работа посвящена особенностям функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции, а также принципам антимонопольной политики государства, о чем и пойдет речь в следующих главах.
1.2. Общая характеристика
рынков несовершенной
Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий.[1, с. 240]
Итак, совершенно конкурентный рынок рассматривается как модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.
Существующие хозяйственные
Ограниченность входа новых фирм на рынок может быть вызвана многими причинами. Наиболее типичными являются две:
Барьеры мобильности экономических ресурсов могут быть связаны с любыми условиями, препятствующими свободному перемещению экономических ресурсов (труда, земли, капитала) и консервирующими их секторальную и отраслевую привязку.
В России рынок труда характеризуется весьма значительными препятствиями для циркуляции ресурсов: работник имеет серьезные ограничения смены места жительства из-за неразвитости рынка жилья и действия системы прописки.
Неполнота рыночной информации характеризует состояние рыночной среды в российских условиях. В результате рыночные агенты не могут принять наилучшие хозяйственные решения, что затрудняет процесс самоорганизации рыночного хозяйства.
Достоверность, широта и качественный
уровень рыночной информации во многом
зависят от развитости рыночной инфраструктуры,
от доступности и
В тоже время поведение капитала в условиях жесткой конкуренции приводит к сокрытию информации, связанной с коммерческой тайной, с возможной дезинформацией потенциальных конкурентов, с чем обычно борется государство. Подобные искажения информации оказывают существенное влияние на поведение рыночных субъектов, уводя их от хозяйственных решений, адекватных рынку совершенной конкуренции.[5, с. 264)]
Немаловажное значение имеет действующая система отчетности, призванная обеспечить прозрачность и достоверность результатов хозяйственной деятельности предприятий. Существующая система бухгалтерского учета и отчетности предприятий в России не отвечает таким требованиям: в России реальное для многих предприятий реальное положение дел не имеет ничего общего с официальными данными бухгалтерского учета.
В подобной ситуации становится проблематичным не только сбор налогов государством, но и оценка состояния дел предприятия потенциальным инвесторами. В результате российский рынок теряет столь нужные новые капиталы, в том числе прямые иностранные инвестиции. Неполнота и искажение информации являются серьезными факторами, осложняющими формирование благоприятного инвестиционного климата в стране.
Выпуск дифференцированной продукции является порождением нового состояния конкурентной среды, которая связана с переполнением рынков, их уплотнением.
В таких условиях весьма сложно продать товар, поэтому продавцы выбирают стратегию завоевания рынка через конкуренцию качества. Стремясь как-то выделить, дифференцировать свою продукцию от продукции других производителей, фирмы используют торговые марки, подбирают красочную упаковку товара, предоставляют дополнительные услуги, например, бесплатное гарантированное обслуживание своей продукции.