Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:53, реферат

Описание работы

Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсек-торов или стран. Анализ проблем сектора малого и среднего предпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии.

Файлы: 1 файл

3722 1 Глава.doc

— 779.50 Кб (Скачать файл)

Создание хозяйственного общества предполагает подписание учредительного договора и утверждение Устава общества. Гражданский кодекс перечисляет те обязательные сведения, которые должны содержаться в этих документах.

Уставный капитал  — это денежная оценка имущества, необходимого для организации и  функционирования хозяйственного общества. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников и не может быть меньше суммы, определенной законом. Это создает определенные гарантии для вступающих в экономические отношения с обществом контрагентов.

Управление  такими обществами строится на следующих принципах.

Высший орган  — общее собрание его участников, которое создает исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным, но всегда подотчетным общему собранию. Принципиальные вопросы решаются общим собранием (к таким вопросам отнесены — изменение устава общества, размеров уставного капитала, утверждение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков) и относятся к его исключительной компетенции. Решение о реорганизации или ликвидации общества также правомочно принимать только общее собрание. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Этим обеспечивается демократический" характер управления делами хозяйственных обществ.

Что касается общества с дополнительной ответственностью, то его уставный капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена — они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества, причем в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью обязательно должно содержать указание на соответствующий экономический статус («...с дополнительной ответственностью»). Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут без энтузиазма.

Названные выше организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия. И такая форма предпринимательства создается акционерным обществом.

Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.

Акция — это  ценная бумага, свидетельствующая о  доле ее владельца в капитале и  дающая право на участие в его  прибылях. Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом.

Важной характеристикой  данной организационно-правовой формы  хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия членов в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием. На это же основание опирается и распределение имущества, остающегося после ликвидации кооператива. Вместе с тем современное законодательство не предъявляет чрезмерно жестких требований для кооперативных предприятий, оставляя возможность решения многих вопросов, связанных с их деятельностью, на усмотрение членов кооператива. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива солидарную ответственность.

Необходимо  подчеркнуть, что общие положения, содержащиеся в действующем законодательстве, не раскрывают особенности данной организационно-правовой формы. В то же время те деформации, которые испытали кооперативные предприятия в прошлом, и те новые подходы к их деятельности, которые определяются переходом к рыночной экономике, делают особенно ощутимым отсутствие прочной, всесторонне обеспечивающей деятельность этих форм правовой базы. Поэтому разработка закона о кооперативных предприятиях в современных условиях развития — настоятельная необходимость и дело первостепенной важности.

 

    1. Направления  поддержки   малого  бизнеса   на    федеральном   и  региональном уровнях

 

Государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства характеризуется недостаточным уровнем прозрачности и информационной открытости. Не всегда понятные для предпринимателей «правила игры» снижают доверие к государственному аппарату.

В последнем послании Президента РФ Федеральному собранию развитие малого и среднего предпринимательства в очередной раз было обозначено в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед руководителями страны. «В России нужно создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса», – заявил Президент. В начале января 2012 года тематика малого бизнеса вновь стала объектом внимания высших руководителей страны. Сколько бы слов не говорили о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, важно понимать, что для устойчивого функционирования бизнеса требуются стабильные, а главное прозрачные «правила игры». При этом эти правила должны лежать в основе не только регуляторной деятельности государства, но и условий и принципов получения государственной поддержки. Однако сложившуюся систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства очень сложно охарактеризовать как прозрачную и понятную.

Среди малых и средних предприятий преобладает мнение, что региональные власти не уделяют достаточного внимания вопросам развития предпринимательства. Лишь каждое десятое предприятие (из опрошенных) участвует в какой-либо региональной программе поддержки малого и среднего бизнеса. В муниципальные программы поддержки вовлечено меньшее количество предприятий – порядка 7% от опрошенных компаний. Вполне вероятно, что низкая вовлеченность предпринимателей в реализацию программ обусловлена именно недостаточным уровнем прозрачности условий предоставления поддержки, слабым информационным сопровождением программ.

Как представляется, «задавать тон» всей системе государственной поддержки должен федеральный уровень, однако здесь ситуация с прозрачностью выглядит еще хуже, чем на региональном и муниципальном уровнях. Такой вывод можно сделать на основе анализа ряда фактов.

Очевидно, что в условиях широкого распространения информационных технологий для продвижения государственных  программ должны быть максимально задействованы возможности сети Интернет. К сфере поддержки малого и среднего предпринимательства это относится в меньшей степени. Официальные федеральные порталы Минэкономразвития России, содержащие информацию о развитии малого и среднего предпринимательства (http://www.economy.gov.ru и http://smb.gov.ru/), не дают полной картины о системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В идеале Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru/) должен играть интегрирующую роль в этой системе. Он должен разъяснять предпринимателям условия и схемы предоставления различных мер поддержки, а также максимально широко освещать результаты государственной политики. Сейчас же он выполняет эту функцию крайне формально. Из основных документов в сфере предоставления поддержки на портале можно найти тексты государственных программ. Это уже неплохо, но недостаточно для того, чтобы сориентировать предпринимателей.

Неотъемлемой частью информационного сопровождения  мер государственной поддержки предпринимателей должен выступать мониторинг результатов реализации программ. Информация об основных результатах и о преимуществах программ поддержки необходима предпринимателям для того, чтобы принимать обоснованные решения об участии в этих программах. В настоящий момент система мониторинга фактически не сформирована. Конечно, с некоторыми зачатками этой системы, интегрированными в Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (например, специальный раздел «Отчеты» на портале), можно ознакомиться, однако основная информация о результатах реализации программ является отрывистой и по большинству субъектов РФ не доступна. Более того, используемые для отчетности показатели носят формальный и неинформативный характер (например, количество субъектов МСП, которым была оказана поддержка; сумма средств, выделенных на мероприятие; количество выданных грантов; количество предоставленных консультаций и т.п.), легко подвергаются искусственному воздействию и не отражают уровень доступности мер поддержки для предпринимателей, влияние мер на функционирование бизнеса.

Важным индикатором, демонстрирующим  отношение государства к поддержке малого и среднего предпринимательства, является и то, что оно недостаточно эффективно выполняет функции по раскрытию информации о состоянии предпринимательского сектора, напрямую предписанные ему законодательно. Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относится «ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию…и опубликование в средствах массовой информации этого доклада». Вместе с тем с 2008 года – с момента вступления в силу данного закона – был подготовлен лишь один доклад «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году», при чем сам доклад был опубликован (размещен на официальном сайте Минэкономразвития России) только в январе 2010 года.

Зачастую на решение предпринимателей об участии в государственных программах поддержки влияет мнение их «коллег» – других предпринимателей. В этой связи информация об успешных примерах и передовом опыте деятельности предпринимателей, получивших государственную поддержку, приобретает особое значение. На федеральном уровне тиражирование лучшей практики почти не осуществляется, поэтому малым и средним предприятиям не всегда видна польза от федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Возникает вопрос, что можно сделать для изменения ситуации с прозрачностью системы государственной поддержки предпринимательства в лучшую сторону. В принципе рецепт возможных действий очень прост и не требует приложения сверхусилий.

Во-первых, необходимо разобраться с подготовкой ежегодных докладов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию. Такие доклады следует готовить на регулярной основе.

Во-вторых, требуется оптимизировать структуру и информационное наполнение Федерального портала малого и среднего предпринимательства. Данный портал должен удовлетворять спрос различных категорий предпринимателей на информацию, необходимую им от государства для ведения собственного бизнеса.

В-третьих, необходимо усовершенствовать систему мониторинга за результатами реализации федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе уточнения форм отчетности и перечня показателей, своевременной актуализации информации о результатах, широкого освещения достигнутых результатов.

В-четвертых, особое внимание следует уделить тиражированию лучшей практики и лучшего опыта поддержки малого и среднего предпринимательства и широко освещать успехи, которые удалось достигнуть предпринимателям, получившим государственную поддержку.

Наконец, самое главное, необходимо обеспечить публичное обсуждение любых инициатив в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с участием в таком обсуждении экспертного сообщества, бизнес-ассоциаций и непосредственно самих предпринимателей.

Опыт показывает, что эффективными могут быть меры комплексной поддержки малого бизнеса. Ниже, остановимся на конкретных механизмах поддержки малого предпринимательства, проверенных реальной российской практикой. Задача государства - во взаимодействии с предпринимательским сообществом создать понятные и равные для всех правила поведения на рынке. Поддержка малого предпринимательства, с одной стороны, связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой стороны с помощью начинающим свое дело. Поддержка малым предприятиям оказывается через прямую адресную поддержку конкретным предприятиям, действующим в приоритетных отраслях, и устранение тех препятствий и проблем, которые существуют на пути малого предпринимательства. Каковы же основные проблемы?

Проведенный анализ социально-экономической ситуации и уровня развития малого предпринимательства в малых городах позволяет выделить следующие основные проблемы, сдерживающие развитие этого сектора экономики:

  • отсутствие у граждан, желающих заняться предпринимательством, необходимых знаний и навыков в этой области; недостаток информации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности;
  • недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
  • сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и проч.;
  • непосильное налоговое бремя, вынуждающее предпринимателя уходить в “тень”;
  • фактическая незащищенность предпринимателя от неправомерных действий многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора и др.);
  • настороженное отношение к предпринимательству значительной части населения.

Информация о работе Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики РФ