Малое предпринимательство в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявить особенности такого вида деятельности, как малое предпринимательство, определить его место в экономике России, рассмотреть наиболее острые проблемы, существующие на современном этапе и предложить пути их решения.
Исходя из цели и структуры работы в целом следует выделить основные задачи:
• выявить сущность и признаки предпринимательской деятельности;
• установить значение малого предпринимательства в экономике развитых стран;
• обозначить особенности и место малого предпринимательства России;
• исследовать проблемы, существующие в сфере малого предпринимательства;
• рассмотреть методы и механизмы, направленные на поддержку малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Определение малого предпринимательства и его признаки…………………………………………………………………….....5
1.2 Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран………………………………………………………………7
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии России………………………………………………………………………...11
2.1 Особенности и место малого предпринимательства в экономике России………………………………………………………………………...10
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения……………………………………………………………………....15
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИКРОЭКОНОМИКА

 

Малое предпринимательство  в экономике России

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент(ка)  1 курса

очной формы обучения                                                            Кокарева А.В.

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент                                                                             Куранова Н.А.                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012

 

 

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2012

 

 

Работа выполнена на кафедре ___________________________ Института права, экономики  и управления ТюмГУ

по направлению (специальности) «________________» 

по дисциплине  «______________________»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:                                      _____________201_

                                                                        _________________                                                                 

                                                                                  (подпись)  

Защищена

Оценка______________                               _____________201_

                                                                        _________________

                                                                                  (подпись)

                                                                                                                                                         

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений……………………………………………………………………..5

    1. Определение малого предпринимательства и его признаки…………………………………………………………………….....5
    2. Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран………………………………………………………………7

Глава 2. Роль малого предпринимательства  в экономическом развитии России………………………………………………………………………...11

2.1 Особенности и место малого предпринимательства в экономике России………………………………………………………………………...10

2.2 Проблемы развития малого  предпринимательства и пути их решения……………………………………………………………………....15

2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….19

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика любой страны находится  в постоянном развитии и на современном  этапе для государства крайне важно поддерживать экономический климат на высоком уровне, чтобы вывести страну на лидирующие позиции.

Субъекты рыночной экономики  выступают главными двигателями прогресса в данной сфере. Одним их таких субъектов является малое предпринимательство.

 Развитие малого предпринимательства  имеет важное значение для достижения экономического успеха, способствует продвижению инновационных видов деятельности и укреплению механизмов рынка. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития сектора малого предпринимательства, так как его модернизация будет способствовать успешной реализации рыночных реформ.

Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.[16; с.7]

Целью работы является выявить  особенности такого вида деятельности, как малое предпринимательство, определить его место в экономике России, рассмотреть наиболее острые проблемы, существующие на современном этапе и предложить пути их решения.

Исходя из цели и структуры  работы в целом следует выделить основные задачи:

  • выявить сущность и признаки предпринимательской деятельности;
  • установить значение малого предпринимательства в экономике развитых стран;
  • обозначить особенности и место малого предпринимательства России;
  • исследовать проблемы, существующие в сфере малого предпринимательства;
  • рассмотреть методы и механизмы, направленные на поддержку малого бизнеса в России.

 

Объект исследования в  данной работе – малое предпринимательство, его место в экономическом  развитии России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений

    1. Определение малого предпринимательства и его признаки

 

Под предпринимательской  деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.[16; с.6]

Впервые глубоко погрузился в эту сферу экономист Ричард Кантильон, выдвинувший особое определение предпринимателя. Как же он определял такую необычную для того времени профессию?

Предприниматель – это  человек с нефиксированными доходами, который покупает товар по известной цене, а продавать будет по пока ему неизвестной цене. Он также отмечал важнейшие качества, присущие предпринимателю: склонность к риску и предвидение возможных ситуаций на изменяющемся рынке.

Вслед за ним изучением  данного вида деятельности занимались Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Вернер Зомбарт, Йозеф Шумпетер и другие известные деятели науки.

Обратимся к признакам, характеризующим  предпринимательскую деятельность в современных условиях.

Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние мотивы, каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.[16; с.7]

Далее следует принцип личной выгоды и желание получить максимальную прибыль. Собственная выгода является лидирующим  фактором ведения собственного дела.

Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.[16; с. 8]

Определяющим признаком  предпринимательской деятельности можно считать внедрение новых, инновационных идей. Понятие предпринимательства непосредственно связано с новаторством и процессом создания новых товаров и услуг, которые в то же время будут иметь ценность для покупателей на определенном рынке.

Законодательством Российской Федерации определяются субъекты малого и среднего предпринимательства, некоторые критерии, которые отличают малое предпринимательство от других видов деятельности.

 К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников должна составлять до ста человек, для микропредприятий – до пятнадцати.[4]

Однако последнее требование можно конкретизировать:

- в промышленности, строительстве  и на транспорте к малым  относятся предприятия, численность  которых не превышает 100 человек; 

- в сельском хозяйстве  - 60 человек;

- в научно-технической  сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  - 30 человек;

- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности - 50 человек.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22.07.2008 года №556 предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную  стоимость не должно превышать 400 млн. рублей.

Следовательно, малое предприятие  отличает масштаб деятельности, однако цели предпринимателей остаются неизменными: ориентация на коммерческий успех, эффективное  использование комбинаций факторов производства, предотвращение рисков.

 

 

    1.  Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран

 

В экономике России, как  и других развитых странах, одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает микрохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует множество небольших предприятий разнообразного профиля.[7]

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупными фирмами: близость к местным  рынкам и приспособление к рыночному спросу, производство товара малыми партиями и быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры.[7]

Развитие малого предпринимательства  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики: развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места. Развитие и модернизация малого предпринимательства ведет  к полному насыщению рынка  товарами и услугами, лучшему использованию  сырьевых и других ресурсов.

Во многих зарубежных странах  малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку  в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного  населения. Количество малых предприятий  во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии – 2,3 млн., в Великобритании – 3,0 млн., в Италии – 5,0 млн., в Японии – 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США – 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей.[8; с.1]

Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран  мира. В последние несколько лет  в странах Западной Европы, в США, Канаде, Японии малый бизнес представлен  совокупностью различных малых  и средних предприятий. Доля малого бизнеса в ВВП этих стран составляет более 50%. Малый бизнес в развитых странах активно работает в финансовой, производственной и научной сфере.

В малом предпринимательстве  кроются большие резервы, которые  можно эффективно использовать и  в России.

В этой связи следует отметить определенные преимущества малого предпринимательства:

  • мобильность и гибкость управления фирмой;
  • небольшое количество управленческого персонала;
  • быстрая адаптация к конъюнктуре рынка;
  • высокая восприимчивость к новшествам;
  • использование сфер, которые невыгодны крупным предприятиям;
  • возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания предприятия.[13; с.67]

Информация о работе Малое предпринимательство в Российской экономике