Малое предпринимательство в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявить особенности такого вида деятельности, как малое предпринимательство, определить его место в экономике России, рассмотреть наиболее острые проблемы, существующие на современном этапе и предложить пути их решения.
Исходя из цели и структуры работы в целом следует выделить основные задачи:
• выявить сущность и признаки предпринимательской деятельности;
• установить значение малого предпринимательства в экономике развитых стран;
• обозначить особенности и место малого предпринимательства России;
• исследовать проблемы, существующие в сфере малого предпринимательства;
• рассмотреть методы и механизмы, направленные на поддержку малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Определение малого предпринимательства и его признаки…………………………………………………………………….....5
1.2 Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран………………………………………………………………7
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии России………………………………………………………………………...11
2.1 Особенности и место малого предпринимательства в экономике России………………………………………………………………………...10
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения……………………………………………………………………....15
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них высокий  уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению  практических знаний.

Предпринимательская деятельность выполняет  ряд очень важных функций. Обратимся к основным и наиболее значимым из них.

Новаторская функция предполагает содействие процессу продуцирования новых  идей, осуществление опытно-конструкторских  разработок, создание новых товаров  и услуг.

Организационная функция означает введение новых форм и методов организации производства.

Хозяйственная функция включает наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция определяет выпуск и производство товаров, необходимых для удовлетворения потребностей общества.[13; с.23]

Таким образом, малый бизнес является основой функционирования экономики в современный период, обуславливает успешное развитие различных сфер деятельности, в том числе инновационных.

 

 

 

 

Глава 2. Роль малого предпринимательства  в экономическом развитии России

2.1. Особенности и место малого предпринимательства в экономике страны

 

Сегодня многие экономисты считают, что основой экономики  должен стать малый бизнес. И это  не безосновательно. Подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов.

Малое предпринимательство  прошло определенные этапы в своем  развитии.

Стадия I (1987 – 1991 гг.) началась со вступлением в действие в 1987 г. Закона «О госпредприятии (объединении)», вводившем новые формы хозяйственного расчета и стимулировавшем освоение новых гибких форм арендных отношений, и Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», снимавшем ограничения на занятие народно-художественными промыслами, ремесленничеством, бытовым обслуживанием, надомным трудом, началось стихийное создание новых предприятий, обусловленное также отсутствием системной нормативно-правовой базы.

Стадия II (1992 – 1994 гг.) - предпринимательский  сектор расширялся: общее число малых  предпринимательских структур за этот период увеличилось с 268 тыс. до 896,9 тыс. Этому поспособствовала либерализация цен и массовая приватизация государственного имущества.

Стадия III (1995 – 1997 гг.) – замедление прироста числа МП из-за перерегистрации малых предприятий, созданных в СССР.

 Стадия IV (1998 - 2001гг.) - неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре  вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков.

Стадия V (2002 г. - по настоящее  время) – относительная стабильность в сфере малого предпринимательства.[6]

Для того, чтобы определить значимость малого предпринимательства в экономике России стоит обратиться к основным статистическим данным.

Несмотря на серьезные  проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, число малых компаний медленно, но верно растет, хотя темпы  роста каждый год предсказать с уверенностью невозможно. Динамику изменения числа малых предприятий, представленную Росстатом,  можно проследить по рисунку 2.1.

Рис.2.1 Динамика изменений количества малых предприятий в России в период с 2000-2009 гг., тыс. ед.

 

Что же происходит в сфере  малого предпринимательства в настоящее  время?

По данным федеральной  службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 июля 2010 года в Российской Федерации осуществляли деятельность 5 650 313 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

• 1 374 661 микропредприятий;

• 219 607 малых компаний.

По сравнению с первым полугодием 2009 года (227 706  малых предприятий) количество малых компаний в среднем  уменьшилось на 3, 6 % и составило 219 607 единиц. В период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г. отмечено сокращение числа  малых компаний в большинстве  отраслей, в том числе в оптовой  и розничной торговле (- 6,6%), строительстве          (-  4,8%), сельском хозяйстве (- 4,5%), обрабатывающих производствах     ( - 3,3%). Число малых предприятий в области операций с недвижимым имуществом практически не изменилось (- 0,5%). Положительная динамика наблюдалась в сферах ресторанного и гостиничного бизнеса (+ 5,5), здравоохранения и социальных услуг (+ 2,2%).

Сохраняется тенденция нарастания темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2009 годом общее число индивидуальных предпринимателей в среднем по Российской Федерации выросло на 5% и составило 4 037 785 млн. человек. По данным ФНС России, наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей во всех федеральных округах.

Число постоянно занятых  на малых предприятиях в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года снизилось  на 193 279чел. (- 3,3%)  и составило 5 578 247 чел.

По данным Федеральной  службы Государственной статистики число малых предприятий по видам  деятельности распределяется определенным образом. Исходя из данных рисунка 2.1 можно сделать вывод, что малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капиталовложений: в льн, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. В этом состоит главная особенность состояния малого предпринимательства на данный момент. Прейдя этот рубеж, страна сможет эффективно осваивать научные разработки, привлекая молодых предпринимателей-инноваторов.

 

Рис.2.2. Распредление малого предпринимательства по видам деятельности.

 

Далее, для определения  места малого предпринимательства  в экономике страны нужно обратить внимание на его долю в ВВП страны. Сложность состоит в том, что нет конкретного значения, которое бы определяло эту долю. Если в развивающих странах данный показатель превышает 50%, то в России, по данным экс-главы Минэконом развития Эльвиры Набиуллиной, доля малого бизнеса в занятости населения и в объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 20–25%. Хотя программа долгосрочного развития малого и среднего предпринимательства рассчитана на увеличение показателя до 60-70% к 2020 году, остается неизвестным, каким образом предполагается совершить такой скачок.

В целом, наблюдаются темпы  роста в сфере предпринимательства, но существуют и негативные факторы, тормозящие развитие малого бизнеса в России, которые будут рассмотрены далее. Только комплексный подход к данной проблеме может принести положительные результаты, поскольку следует признать, что основные проблемы малого бизнеса так и не решены.

 

2.2 Проблемы развития малого  предпринимательства и пути их  решения

 

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами. Одной из проблем является ограниченный доступ к финансовым ресурсам для развития предприятия.

У малого бизнеса по различным  причинам затруднен доступ к материальным ресурсам для своего развития, прежде всего финансовым. Причины такой ситуации вполне очевидны – в целом в стране пока нет достаточных институциональных предпосылок ни для массового обращения банков к кредитованию малого бизнеса, ни для развития системы государственного кредитования, государственных гарантий и взаимного кредитования представителей малого предпринимательства.[15; с.303]

Но на этом проблемы малых  предприятий не заканчиваются,  и  для создания более эффективных  мер поддержки малых фирм в  России проводятся независимые исследования под руководством общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства  «Опора России». Основная цель деятельности организации – содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Исследования и опросы, проведенные в 2010-2011гг., выделили три  основных фактора, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса и повышение  его доли в регионах:

    • условия спроса в регионе;
    • специфика отраслевой структуры региона;
    • региональный бизнес-климат.

Последний фактор, в большей  степени, чем первые два, может определяться политикой властей и служить  оценкой работы региональных администраций.

Неразвитость бизнес-климата вызывает определенные сложности в реализации поставленных предпринимателями целей. На фоне международных сопоставлений российский бизнес-климат для малого предпринимательства выглядит непривлекательно. По большинству показателей Россия находится во второй, неблагополучной половине рейтингов, при этом по ряду показателей – в числе явных аутсайдеров. Так, наиболее серьезное отставание России отмечается в вопросах доступа к финансированию, доступности квалифицированных кадров и, в частности, квалифицированных управленцев, а также в вопросе введения новых технологий. Так, в результате исследований были выявлены следующие проблемы, существующие на данный момент:

  1. низкая доступность земельных участков и ситуация доступности недвижимости: для каждой третьей компании достаточно сложно или невозможно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения;
  2. низкая доступность новых энергетических мощностей и высокие тарифы на электроэнергию. Более половины компаний, занятых в малом и среднем бизнесе, испытывают трудности с подключением дополнительных мощностей;
  3. неспособность рынка труда удовлетворить потребности компании в квалифицированных инженерах, рабочих. Только 23% руководителей малого и среднего бизнеса заявили, что у их компаний с наймом персонала проблем нет;
  4. коррумпированность местных органов власти;
  5. низкая доступность венчурного финансирования. Подавляющее большинство руководителей компаний заявляют, что в их регионе нереально привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты. [12]

Не маловажной проблемой, волнующей предпринимателей, является низкий уровень финансирования образования и науки. Так, с 2005 по 2007 год количество публикаций в научно-технических изданиях сократилось на 3,3%, а расходы на НИОКР с 2005 по 2008 год не превышали 1% ВВП. Это грозит потерей позиций в глобальной экономике, характеризующейся ростом интеграции и усилением конкуренции.[1]

Инновационные проекты крайне востребованы в развитых странах  ввиду стремительного развития информационных технологий, появления качественного  новых методов производства. Например, в США основная часть инвестиций направляется в высокотехнологичные отрасли: программное обеспечение, медицина. В России инновационный бизнес сталкивается с рядом проблем: отсутствие источников финансирования, законодательной базы, касающейся рисковых фондов и рискового капитала. Как следствие, доля России в объеме мирового рынка инноваций составляет всего 0,3 %, тогда как доля США — 39%, Японии — 30%, Германии — 16%.

С дополнительными проблемами малый бизнес может столкнуться  в этом году в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Для большинства малых и средних предприятий жизнь в результате присоединения к ВТО усложнится, нужно будет срочно думать о повышении конкурентоспособности на глобальных рынках, использовать государственные дотации определенным видам бизнеса, запускать государственные программы продвижения своих товаров на мировых рынках.[10]

 

2.3 Государственная поддержка  малого предпринимательства

 

Успешное развитие экономических  отношений в государстве  невозможно без обеспечения хозяйствующим субъектам гарантий защиты прав при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев  отмечал, что Россия и дальше будет продолжать вести твёрдый курс на свободное развитие предпринимательства, защиту права частной собственности, укрепление  принципов рыночной экономики.[2; с.5]

В настоящее время регулирование  государственной поддержки и  осуществление мер политики осуществляются через Федеральный закон № 209 о развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации. Согласно данному закону основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

    1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
    2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
    4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
    5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
    6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
    7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
    8. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[4]

Информация о работе Малое предпринимательство в Российской экономике