Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью работы является выявить особенности такого вида деятельности, как малое предпринимательство, определить его место в экономике России, рассмотреть наиболее острые проблемы, существующие на современном этапе и предложить пути их решения.
Исходя из цели и структуры работы в целом следует выделить основные задачи:
• выявить сущность и признаки предпринимательской деятельности;
• установить значение малого предпринимательства в экономике развитых стран;
• обозначить особенности и место малого предпринимательства России;
• исследовать проблемы, существующие в сфере малого предпринимательства;
• рассмотреть методы и механизмы, направленные на поддержку малого бизнеса в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Определение малого предпринимательства и его признаки…………………………………………………………………….....5
1.2 Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран………………………………………………………………7
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии России………………………………………………………………………...11
2.1 Особенности и место малого предпринимательства в экономике России………………………………………………………………………...10
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения……………………………………………………………………....15
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26
В России разработку, реализацию
и оценку эффективности программ
государственной поддержки
Государство, в свою очередь, создает комплекс мер, которые направлены на поддержание малого бизнеса. К ним относятся: облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание венчурных гарантийных фондов, расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых и средних предприятий.
Стоит сказать, что существует 4 уровня государственной поддержки малого бизнеса. Они включают в себя:
В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составили 24 млрд. рублей, в 2011 году – 21 млрд. рублей. При реализации программы в 2011 выделили 2 основных блока мероприятий. В рамках первого предусматривались расходы на создание капитальных объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков. На это направление было выделено 4,8млрд.рублей. Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Также, за период 2009 - 2010 гг. принят ряд решений по резкому ограничению возможностей проверок деятельности субъектов МСП. В соответствии с внесенными в законодательство поправками в настоящее время органы надзора могут проводить проверки предпринимателей сферы малого бизнеса не чаще одного раза в три года. За разрешением проводить внеплановую проверку полиция должна сначала обратиться в прокуратуру. За последние два года кардинально расширилась инфраструктура поддержки субъектов МСП. Она включает центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, венчурные фонды, фонды содействия кредитованию, правовые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы. [3; с149.]
Но все же до сих пор остаются проблемы в рамках создания благоприятной инфраструктуры. Так, например, В 2006 г. стартовала Федеральная целевая программа «Технопарки». Технопарки планировалось построить в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях; Республиках Татарстан, Мордовия и г. Санкт-Петербурге в период 2006-2010гг. Администрации субъектов РФ и муниципальных образований в рамках своих полномочий обеспечивали решение вопросов по выделению земельных участков и созданию необходимой инфраструктуры. Однако, проведенный Правительственной комиссией в 2009 г. мониторинг степени готовности технопарков показал значительное отклонение фактических результатов от планируемых. Принято решение о прекращении финансирования строительства технопарков в Тюменской, Московской и Калужской областях, а также в г. Санкт-Петербурге. Основные причины такого решения: технопарки не развиваются согласно приоритетам программы, у регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков. Но самое главное – низкие темпы освоения инвестиций из федерального бюджета. Из 241,7 млн. руб. средств федерального бюджета, направленных на строительство технопарков в 2007-2008 гг. в Московской области и г. Санкт-Петербурге, не освоено ни рубля; в Калужской области из 513,0 млн. руб. освоено только 9,418 млн. руб., т.е. всего 1,83% от общего объема федеральных средств.[11]
Следовательно, запуск и реализация определенный программы не является залогом успешного развития экономики региона, очень часто существует проблема отсутствия инновационных бизнес-проектов, а коррумпированность местных органов власти приводит к потере денежных средств.
Государственная поддержка
играет важную роль в формировании
базы для развития предпринимательства,
но все механизмы четко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство безусловно имеет потенциал к дальнейшему развитию в реалиях современной экономики, так как обладает серьезными преимуществами в отличие, например, от крупных предприятий. Еще раз кратко следует обобщить их:
Малое предпринимательство России сильно отличается в своем развитии и функционировании от схожих систем в странах запада и развитых регионах мира. Российская экономика нуждается в такой сильной опоре, как малый бизнес, но на данный момент статистика, обозначающая довольно низкий уровень малого и среднего бизнеса в ВВП страны, показывает несовершенство и недостатки малого предпринимательства страны.
Назревает вопрос: что мешает российскому малому бизнесу подняться на новую ступень? Прежде всего определённые проблемы, которые можно сгруппировать в четыре основные группы: административно-правовые, финансово-экономические, организационные и социальные. Решение названных проблем обеспечит рост количества МП и приведет к повышению занятости, созданию новых рабочих мест, стабилизации рынка труда, понижению уровня потенциальных безработных в стране; увеличению объемов продукции, работ и услуг МП, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и товарами местного производства; снижению уровня социальной напряженности и повышению благосостояния населения.
В постоянно изменяющемся экономическом пространстве все больше внимания уделяется инновационному бизнесу, российская практика в этой области пока не приносит должных результатов, так как компании, которые можно отнести к инновационным занимают только 2% от общего числа, но несмотря на всю важность государственного стимулирования развития инновационной экономики, ключевую роль в ее возникновении и становлении играет и частная инициатива, поэтому следует также изменять настроения в обществе, культуру и восприятие новых тенденций. Наука должна принимать экономическую значимость.
Итак, малому предпринимательству в России есть куда расти, и даже в условиях посткризисной экономики, неустойчивых показателях малый бизнес продолжает развиваться, преодолевать различные трудности.
Задача государства –
создать нормальные условия для
функционирования всех видов бизнеса,
перенести государственную
Если сейчас посмотреть на тенденции мирового развития, то можно сделать однозначный вывод о хороших перспективах для развития малого бизнеса. В развитых странах малый бизнес уже создает больше половины ВВП и обеспечивает работой до 70% активного населения.
У российского малого бизнеса тоже есть будущее, главное – правильно расставить приоритеты и обозначить долговременные цели, это то, что требует новая экономика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Малое предпринимательство в Российской экономике