Малое предпринимательство в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявить особенности такого вида деятельности, как малое предпринимательство, определить его место в экономике России, рассмотреть наиболее острые проблемы, существующие на современном этапе и предложить пути их решения.
Исходя из цели и структуры работы в целом следует выделить основные задачи:
• выявить сущность и признаки предпринимательской деятельности;
• установить значение малого предпринимательства в экономике развитых стран;
• обозначить особенности и место малого предпринимательства России;
• исследовать проблемы, существующие в сфере малого предпринимательства;
• рассмотреть методы и механизмы, направленные на поддержку малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Малое предпринимательство в системе экономических отношений……………………………………………………………………..5
1.1 Определение малого предпринимательства и его признаки…………………………………………………………………….....5
1.2 Значение и функции малого предпринимательства в экономике развитых стран………………………………………………………………7
Глава 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии России………………………………………………………………………...11
2.1 Особенности и место малого предпринимательства в экономике России………………………………………………………………………...10
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения……………………………………………………………………....15
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….19
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

В России разработку, реализацию и оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют: на федеральном уровне – Минэкономразвития  Правительства РФ, на региональном и муниципальном уровнях –  администрации субъектов РФ и  муниципальных образований. На федеральном уровне были провозглашены цели поддержки малого и среднего бизнеса на 2011 год: увеличение доли малого бизнеса в ВВП с 21 до 29%; повышение доли занятых в секторе - до 28%; увеличение доли инновационных компаний, компаний в сфере социальных услуг, здравоохранения.

Государство, в свою очередь, создает комплекс мер, которые направлены на поддержание малого бизнеса. К ним относятся: облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание венчурных гарантийных фондов, расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых и средних предприятий.

 Стоит сказать, что  существует 4 уровня государственной  поддержки малого бизнеса. Они  включают в себя:

  • гранты и субсидии;
  • микрозаймы, гарантии по кредитам;
  • инвестиции и налоговые льготы;
  • развитие моно-городов, бизнес-инкубаторов;

В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы  поддержки предпринимательства составили 24 млрд. рублей, в 2011 году – 21 млрд. рублей. При реализации программы в 2011 выделили 2 основных блока мероприятий. В рамках первого предусматривались расходы на создание  капитальных объектов  – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков. На это направление было выделено 4,8млрд.рублей. Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Также, за период 2009 - 2010 гг. принят ряд решений по резкому ограничению возможностей проверок деятельности субъектов МСП. В соответствии с внесенными в законодательство поправками в настоящее время органы надзора могут проводить проверки предпринимателей сферы малого бизнеса не чаще одного раза в три года. За разрешением проводить внеплановую проверку полиция должна сначала обратиться в прокуратуру. За последние два года кардинально расширилась инфраструктура поддержки субъектов МСП. Она включает центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, венчурные фонды, фонды содействия кредитованию, правовые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.          [3; с149.]

Но все же до сих пор  остаются проблемы в рамках создания благоприятной инфраструктуры. Так, например, В 2006 г. стартовала Федеральная целевая программа «Технопарки». Технопарки планировалось построить в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях; Республиках Татарстан, Мордовия и г. Санкт-Петербурге в период 2006-2010гг. Администрации субъектов РФ и муниципальных образований в рамках своих полномочий обеспечивали решение вопросов по выделению земельных участков и созданию необходимой инфраструктуры. Однако, проведенный Правительственной комиссией в 2009 г. мониторинг степени готовности технопарков показал значительное отклонение фактических результатов от планируемых. Принято решение о прекращении финансирования строительства технопарков в Тюменской, Московской и Калужской областях, а также в г. Санкт-Петербурге. Основные причины такого решения: технопарки не развиваются согласно приоритетам программы, у регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков. Но самое главное – низкие темпы освоения инвестиций из федерального бюджета. Из 241,7 млн. руб. средств федерального бюджета, направленных на строительство технопарков в 2007-2008 гг. в Московской области и г. Санкт-Петербурге, не освоено ни рубля; в Калужской области из 513,0 млн. руб. освоено только 9,418 млн. руб., т.е. всего 1,83% от общего объема федеральных средств.[11]

Следовательно, запуск и  реализация определенный программы  не является залогом успешного развития экономики региона, очень часто  существует проблема отсутствия инновационных  бизнес-проектов, а коррумпированность местных органов власти приводит к потере денежных средств.

Государственная поддержка  играет важную роль в формировании базы для развития предпринимательства, но все механизмы четко разработаны  на текущий момент, но нельзя и отрицать и положительные изменения, которые  происходят в сфере кредитования, налогообложения и других областях. В ряде регионов созданы фонды поддержки малого предпринимательства, реализуются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. В тех регионах, где созданы региональные фонды поддержки малых предприятий, осуществляется отбор, экспертиза и финансирование предпринимательских проектов (полное или частичное) за счет средств этих фондов. А такие инструменты как лизинг, установление льгот при налогообложении, совершенствование законодательства, разработка комплексных программ поддержки и развития малых компаний – все это в значительной степени снижает риски ведения малого бизнеса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство безусловно имеет потенциал к дальнейшему развитию в реалиях современной экономики, так как обладает серьезными преимуществами в отличие, например, от крупных предприятий. Еще раз кратко следует обобщить их:

  • гибкость и мобильность в управлении фирмой, что позволяет быстро скоординировать действия, снизить различные виды рисков;
  • умение приспособиться к изменяющейся конъюнктуре рынка, как следствие, малые компании гораздо реже теряют позиции на определенном сегменте рынка и особенно во время кризиса могут эффективнее перестроить деятельность и мобилизовать ресурсы;

Малое предпринимательство  России сильно отличается в своем  развитии и функционировании от схожих систем в странах запада и развитых регионах мира. Российская экономика  нуждается в такой сильной  опоре, как малый бизнес, но на данный момент статистика, обозначающая довольно низкий уровень  малого и среднего бизнеса в ВВП страны, показывает несовершенство и недостатки малого предпринимательства страны.

Назревает вопрос: что мешает российскому малому бизнесу подняться  на новую ступень? Прежде всего определённые проблемы, которые можно сгруппировать в четыре основные группы: административно-правовые, финансово-экономические, организационные и социальные.  Решение названных проблем обеспечит рост количества МП и приведет к повышению занятости, созданию новых рабочих мест, стабилизации рынка труда, понижению уровня потенциальных безработных в стране; увеличению объемов продукции, работ и услуг МП, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и товарами местного производства; снижению уровня социальной напряженности и повышению благосостояния населения.    

В постоянно изменяющемся экономическом пространстве все  больше внимания уделяется инновационному бизнесу, российская практика в этой области пока не приносит должных  результатов, так как компании, которые  можно отнести к инновационным  занимают только 2% от общего числа, но несмотря на всю важность государственного стимулирования развития инновационной экономики, ключевую роль в ее возникновении и становлении играет и частная инициатива, поэтому следует также изменять настроения в обществе, культуру и восприятие новых тенденций. Наука должна принимать экономическую значимость.

Итак, малому предпринимательству  в России есть куда расти, и даже в условиях посткризисной экономики, неустойчивых показателях малый бизнес продолжает развиваться, преодолевать различные трудности.

Задача государства –  создать нормальные условия для  функционирования всех видов бизнеса, перенести государственную поддержку  на региональный и местный уровень, так местные власти лучше осведомлены  о потребностях предпринимателей.

Если сейчас посмотреть на тенденции мирового развития, то можно  сделать однозначный вывод о  хороших перспективах для развития малого бизнеса. В развитых странах  малый бизнес уже создает больше половины ВВП и обеспечивает работой  до 70% активного населения.

У российского малого бизнеса  тоже есть будущее, главное – правильно  расставить приоритеты и обозначить долговременные цели, это то, что  требует новая экономика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бизнес-барометр [Электронный ресурс] // Журнал Эксперт. – URL : http://expert.ru/2012/03/27/biznes-barometr/
  2. Бут Н.Д. Государственный контроль и защита предпринимательства / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. – М.: Издательство Генеральной прокуратуры РФ, 2009. – 418 с.
  3. Виленский. А.В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса / А.В Виленский // Вопросы экономки. – 2011. - №6. – С. 149-154.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011
  5. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. Пособие / под. ред. А.Д. Шеремета. – М.: Инфра-М, 2009. – 480 с.
  6. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России / М.В. Аликаева, М.Б. Ксанаева
  7. Малый бизнес: учеб. пособие / под. ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: - Кнорус, 2009. – 336 с.
  8. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики России / М.В. Макарова, В.В. Погорелов
  9. Малым не покажутся [Электронный ресурс] // Российская Газета. - URL : http://www.rg.ru/2012/04/02/pomosh.html
  10. На грани выживания малый бизнес [Электронный ресурс]. – URL : http://www.ofintrade.ru/news/2880/Na_grani_vizhivaniya_maliy_biznes.html
  11. Организационно-методические аспекты формирования института оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства/ Ю.Н. Александрин
  12. Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010-2011/результаты исследовательского проекта/[Электронный ресурс]. – URL : http://opora.ru/legal/analysis/research/#collapsed/12167/
  13. Попоков В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы / В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  14. Проблемы теории и практики предпринимательства [Электронный ресурс]. – URL : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3110
  15. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: учеб. пособие / А.Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета, 2006. – 324 с.
  16. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / И.К. Шевченко. – Таганрог.: ТРТУ, 2004. – 92 с.

 


Информация о работе Малое предпринимательство в Российской экономике