Малое предпринимательство в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение положения и значения малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть как осуществляется поддержка малого бизнеса;
- рассмотреть проблемы и особенности развития малого бизнеса в регионе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

• в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 чел.;

• в научно-технической  сфере – 60 чел.;

• в оптовой торговле – 50 чел.;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  – 30 чел.;

• в других отраслях и  при осуществлении других видов деятельности – 50 чел [2].

Таким образом, в настоящее  время в РФ для отнесения предприятий  к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

1.2 Правовые формы малых  предприятий. Создание и ликвидация  малого бизнеса

Государственной Думой 21 октября 1994 года была принята первая часть, 22 декабря 1995 года вторая и 1 ноября 2001 третья часть Гражданского кодекса  РФ, определяющего все стороны  экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» говорится о том, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут  быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участникам) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке [5].

Хозяйственные товарищества и товарищества являются наиболее распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса. Создание юридического лица часто дает возможность снизить предпринимательский риск учредителя, переложив ответственность по обязательствам на само предприятие.

Различие правового положения  хозяйственных обществ и товариществ  заключается в том, что общества являются объединениями капиталов, а товарищества – объединениями лиц, что предполагает также и непосредственное участие учредителей в деятельности товарищества. Участники товарищества несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, в то время как участники общества отвечают в пределах своих взносов в его уставный капитал.

Предприятие может быть учреждено  либо по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, вы-деление, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются  в случаях:

• признания банкротом;

• принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

• признания судом недействительными учредительные документы и решения о создании предприятия;

• по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

 Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной  комиссией, образуемой собственником  имущества предприятия или уполномоченным  им органом, совместно с трудовым  коллективом. По их решению  ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ [6].

 

 

1.3 Система налогообложения малого бизнеса

    Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы  налогообложения организациями  предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество  организаций и единого социального  налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Условием перехода на упрощенную налоговую систему является соответствие требования ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей.

Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию, организации, имеющие филиалы или представительства, организации, занимающиеся игорным бизнесом, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также некоммерческие организации.

Объектом налогообложения  организаций в упрощенной системе  признаются доходы, полученные за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Единый налог на вмененный  доход для определенных видов  деятельности

Единый налог на вмененный  доход – это налог, взимаемый  с потенциально возможного дохода налогоплательщика. Потенциальный доход налогоплательщика рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемого для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Новая глава НК РФ с 1 января 2003 года заменила Федеральный закон  от 301.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности». При этом в порядке  исчисления и уплаты ЕНВД произошли значительные изменения.

Платить ЕНВД будут только те организации, которые занимаются:

1. оказанием бытовых услуг.

2. оказанием ветеринарных  услуг.

3.оказанием услуг по  ремонту, техобслуживанию и мойке  автотранспорта.

4. розничной торговлей  через магазины либо павильоны  с площадью помещения не превышающей 150 кв. м., палатки, лотки и другие объекты, в том числе имеющие стационарной торговой площади.

5. оказанием услуг по  хранению автотранспортных средств  на платных стоянках.

6. общественным питанием  с использованием зала площадью, не превышающей 150 кв. м.

7. перевозкой пассажиров  и грузов с использованием  не более 20 автомобилей.

8. распространением или  размещением наружной рекламы.

Уплата организациями  единого налога предусматривает  замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организации  и единого социального налога.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Ставка ЕНВД устанавливается равной 15 % величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).

Вмененный доход рассчитывается по формуле:

Вмененный доход = Базовая  доходность на единицу физического  показателя × Количество физических показателей × Коэффициенты базовой доходности.  

Коэффициентов базовой доходности всего три, и они указаны в  Налоговом кодексе:

1. коэффициент К1 – это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения. Определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной государственным земельным кадастром для данного вида деятельности.

2. коэффициент К2 учитывает прочие особенности деятельности (напри-мер, сезонность или время работы). Этот коэффициент устанавливают региональные власти, однако его значение должно находиться в пределах от 0,005 до 1 (включительно);

3. коэффициент К3 - это  коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение индекса цен. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.

Изменение суммы единого  налога, произошедшее вследствие изменения  величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная  регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Государственная поддержка  малого бизнеса

Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Государственная программа - комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и иных мероприятий.

Правительство Российской Федерации  ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете  ежегодно предусматривается выделение  ассигнований на ее реализацию.

Информация о работе Малое предпринимательство в современной экономике России