Малое предпринимательство в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение положения и значения малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть как осуществляется поддержка малого бизнеса;
- рассмотреть проблемы и особенности развития малого бизнеса в регионе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

Заботу о бизнесе, в  первую очередь малом и среднем, призвал проявить Дмитрий Медведев, который буквально на первой неделе своего президентства подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (от 15.05.2008 № 797).

Глава государства потребовал от правительства, в частности, ограничить плановые проверки, навести порядок  с внеплановыми визитами контролеров, ввести уведомительный порядок организации  бизнеса, сократить количество разрешительных документов, заменить лицензирование по ряду видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий, а обязательную сертификацию - декларированием качества выпускаемой продукции.

 

 

2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики

Становление предприятий  малого бизнеса должно, прежде всего, внести существенный вклад в развитие регионов. До настоящего времени региональные потребности ущемлялись.

Причина кроется во многих случаях в том, что предприятия  из-за высокой концентрации производственных мощностей ориентированы на широкий  рынок сбыта своей продукции, значительно перекрывающий территорию региона. Для изменения ситуации необходимо переориентировать работу предприятий на региональный рынок, развивать сеть мелких предприятий, специализированных на выпуске необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу малых мощностей и своей специализации будут  тесно связанны с территорией.

Необходимо развивать  сеть торговых сервисных организаций, предприятий по бытовому обслуживанию, расположенных в непосредственной доступности для населения. Повсеместно нужны небольшие предприятия, как в строительстве, так  и во всей цепочке хранения, транспортировки, переработки и доведения до потребителей сельскохозяйственной продукции. Большую роль они могли бы сыграть в удовлетворении потребности населения  в производстве из местных источников сырья, промышленных и бытовых отходов.

Регионы, дифференцируя муниципальные  налоги, имеют возможность стимулировать  малое предпринимательство в  тех направлениях, которые в наибольшей степени отвечают их интересам по насыщению внутреннего рынка  потребительскими товарами, товарами широкого потребления, открытию новых рабочих мест, решению экологических проблем, содействию инновационной деятельности, освоению прогрессивных технологий, “ноу-хау” и т.д.

В Иркутской области действует  в настоящий момент около 13 тысяч  малых предприятий, что составляет 29,7 % от общего количества предприятий области.

Малый бизнес охватывает практически  все отрасли экономики. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании—40%, в промышленности—21%, в строительстве—15%, общеэкономической деятельности—7% и прочие виды деятельности—17%. Количественное и качественное распределение предприятий малого бизнеса по территории неравномерно. Только в областном центре сосредоточено более 40% всех субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено, прежде всего, двумя факторами: во-первых, здесь существует более или менее развитая рыночная инфраструктура, позволяющая реализовывать предпринимательские проекты; во-вторых, имеется более широкий и объемный потребительский рынок [9].

В районах области, как  правило, преимущественное развитие получают предприятия торговли и общественного  питания.

Проблемой Восточно-Сибирского региона, в частности Иркутской  области, является  низкий уровень обеспечения продовольствием за счет собственного производства, огромная зависимость от ввоза продовольствия извне. Такое же положение наблюдается по промышленным товарам народного потребления. Ввоз этих товаров из других отдаленных регионов повышает транспортные расходы, снижает качество скоропортящихся продуктов, увеличивает потери.

Одним из путей решения  указанных проблем является создание сети мелких предприятий, производящих продукцию, максимально приближенную к источникам сырья и материалов.

Скапливающиеся в области  и не утилизируемые бытовые и  промышленные отходы являются одной из наиболее острых проблем Прибайкалья. Многие их них, по утверждению ученых, представляют собой своеобразные “экологические мины” замедленного действия, которые могут “взорваться” при достижении определенных критических масс.

Решить эти проблемы могут предприятия малого бизнеса организовав производство, основанное на утилизации отходов. Так, утилизация древесных отходов методом горячего прессования, в результате которого получается отделочная плитка. Очень важно, что она будет экологически чистой, так как при ее производстве не требуется искусственного скрепляющего материала и смол.

Подобные предприятия  можно организовать в бумажной промышленности, работающих на макулатуре, т.е. сферами деятельности небольших предприятий могут стать различные производства, ориентированные на местные источники сырья и материалов, а также отходов.

Все указанные свойства малого предпринимательства делают его  развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Имеется в виду образование регулируемого, социально-ориентированного рыночного механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства, стабилизация экономики и обеспечение предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем развитии.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской деятельности у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего  торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. По состоянию на 1 апреля 2000 года на территории Новосибирской области действовало 23 725 малых предприятий, что составляет 48% от общего количества предприятий области. По сравнению с 1999 годом прирост составил 10,2%. В связи с проводимой социальной политикой (реальное повышение денежных доходов на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям; восстановление заработной платы до кризисного уровня за счет индексации денежных доходов и прежде всего заработной платы работников бюджетной сферы; повышение пенсий) и прогнозируемым снижением темпов инфляции (до 12-14%) вырастет платежеспособность населения, что будет способствовать расширению потребительского спроса и дальнейшего развития малого бизнеса [10].

Одной из причин резкого  роста в последние годы числа  малых предприятий явился экономический и политический кризисы, приведшие к разрушению крупной промышленности и заставившие население страны самостоятельно заботиться о собственном выживании.

В 2000 году на 1000 человек постоянного  населения Новосибирской области приходилось в среднем 8,6 малых предприятий, по России – 6.

Предприятиями частной собственности  произведено 87,8% общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 96,4% розничного товарооборота , 90,7% оборота общественного питания, 90,4 % прибыли, 92,8% инвестиций в основной капитал.

Налоговые поступления от малого бизнеса в 2000 году составили 13,4% от общей суммы налоговых поступлений.

В 2000 году малыми предприятиями  осуществлено инвестиций в основной капитал на 110,8 млн. руб., 66% инвестиций освоено строительными предприятиями, 19,5% - предприятиями торговли и общественного питания [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления

Проблема дальнейшего  развития малого предпринимательства  в России остается в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

- недостаточность начального  капитала и собственных оборотных  средств;

- трудности с получением  банковских кредитов;

- усиление давления криминальных  структур;

- нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

- сложности с получением  помещений и крайне высокая  арендная плата;

- ограниченные возможности  получения лизинговых услуг;

- отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых предприятий и др.[11].

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.

Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

Следующая проблема - законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ), однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правого нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое  предпринимательство находится  в условиях, которые весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего  учета результатов их работы, практически  отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний.

Непростая проблема связана  и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к  значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом [12].

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 11 мая 1993 г. № 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

Информация о работе Малое предпринимательство в современной экономике России