Малое предпринимательство в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение положения и значения малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть как осуществляется поддержка малого бизнеса;
- рассмотреть проблемы и особенности развития малого бизнеса в регионе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по формированию  инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

- перспективные направления  развития малого предпринимательства  и приоритетные виды деятельности  субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для  реализации основных направлений  и развития форм поддержки  малого предпринимательства;

- меры по вовлечению  в предпринимательскую деятельность  социально не защищенных слоев  населения, в том числе инвалидов,  женщин, молодежи, уволенных в запас  (отставку) военнослужащих, безработных,  беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

- предложения по установлению  налоговых льгот и ежегодному  выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

- меры по обеспечению  передачи субъектам малого предпринимательства  результатов научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

- меры по обеспечению  передачи субъектам малого предпринимательства незавершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

- меры по обеспечению  субъектам малого предпринимательства  возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы  поддержки малого предпринимательства  должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.

Объем финансирования указанных  программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов указывается  в расходной части соответствующих  бюджетов отдельной строкой.

Кредитование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется также на льготных условиях. При  этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами.

Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между страховой организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства [8].

В настоящее время с  участием Федерального фонда разработаны  финансово-кредитные механизмы, которые, при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства, должны обеспечить более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволить многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.

Одна из форм поддержки  малого бизнеса заключается в  участии их в производстве продукции  и товаров (услуг) для государственных нужд. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики  при формировании и размещении заказов  и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд по видам продукции обязаны  размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления разрабатывают  и осуществляют меры по созданию соответствующей  информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Также разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфра-структуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, пользуются льготами.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов  малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном институте управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательства», созданы современные учебные и учебно-методические материалы [3].

 

 

2.2 Нормативная база на  поддержку малого бизнеса

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений.

До 1 января 2008 г. вопросы  поддержки и развития малого бизнеса  регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее Закон № 88-ФЗ), а ранее Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446 (далее Постановление № 446).

В Постановлении № 446 отмечается, что государственная поддержка  малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

Законом № 88-ФЗ были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и её субъектами.

Однако с 1 января 2005 г. из Закона № 88-ФЗ был исключен целый  ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные  принципы.

Таким образом, отсутствие реального  нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом.

В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 209-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 г. и  признающий утратившим силу положения Закона № 88-ФЗ. Данный Закон должен стать первым звеном системы поддержки малого бизнеса в нашей стране. В Законе дается определение малым, средним и микропредприятиям - правда, пока только по численности (классификация предприятий по размерам выручки и (или) по стоимости активов вступит в силу в 2010 г.).

Вместе с тем стоит  отметить, что, несмотря на то, что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер.

Для того чтобы нормы данного  Закона работали и предприятия малого и среднего бизнеса в РФ могли  получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная работа на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном).

Согласно Закону № 209-ФЗ Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах.

1. Финансовая поддержка  (ст. 17) - может осуществляться в  соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

3. Информационная поддержка  (ст. 19) - осуществляется в виде  создания федеральных, региональных  и муниципальных информационных  систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка  (ст. 20) - осуществляется в виде:

- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

- компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21);

- поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);

- поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);

- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);

- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Информация о работе Малое предпринимательство в современной экономике России