Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.
Для этого мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные проблемы малого предпринимательства в России и выявить возможные способы их решения.
Введение
Глава 1 Сущность малого предпринимательства
1.1 Понятие и отличительные черты
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 2. Малый бизнес в современной рыночной экономике
2.1 Функции и роль малого предпринимательства в экономике государства
2.2 Российская практика существования малого бизнеса
2.3 Программы развития и поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Анализ проблем и перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1 Сущность малого предпринимательства
1.1 Понятие и отличительные черты
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 2. Малый бизнес в современной рыночной экономике
2.1 Функции и роль малого предпринимательства в экономике государства
2.2 Российская практика существования малого бизнеса
2.3 Программы развития
и поддержки малого
Глава 3. Анализ проблем и перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Малое предпринимательство составляет основу любой экономики – страны, региона, города и района. Онo создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам оно обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Предприниматели сегодня – это представители нового явления в российской экономике. Люди, которые, рискуя своим капиталом, вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства.
Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.
Для этого мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность,
понятие, функции малого
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные проблемы малого предпринимательства в России и выявить возможные способы их решения.
Глава 1 Сущность малого предпринимательства
1.1 Понятие и отличительные черты
Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Согласно Федеральному
закону «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
1) для юридических
лиц - суммарная доля участия
Российской Федерации,
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:
· микропредприятия - 60 млн. рублей;
· малые предприятия - 400 млн. рублей.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
В Федеральном Законе
РФ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в
Главной отличительной чертой является средняя численность рабочих: в промышленности - 100 человек;в строительстве - 100 человек;на транспорте - 100 человек;в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек;в сельском хозяйстве - 60 человек; в бытовом обслуживании населения - 30 человек.
В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и так подобное. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.
Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного. В России малым бизнесом в основном занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику: выпуска некоторых продовольственных товаров, розничной торговли, объема бытовых услуг.Вследствие недостаточной государственной поддержки малого бизнеса и слабой законодательной базы в течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность. Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.
К сожалению, государственная поддержка малого бизнеса до сего времени фактически сводилась к разработке программ содействия его развитию. Средства же на их реализацию доставались не самим малым предприятиям, а различным структурам. Однако, стремительного роста численности субъектов малого бизнеса почему-то не наблюдалось.
Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал той единственной лазейкой, через которую легальное малое предпринимательство смогло пробиться на свет.
Тем не менее, вклад малого
бизнеса в поддержание
Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:
«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней малых предприятий.
Таким образом, из положений статьи 3 Закона №88-ФЗ следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия: организация должна быть только коммерческой; доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %; доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %; средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности. Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.
Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:
- хозяйственных товариществ и обществ;
- производственных кооперативов;
- государственных и
муниципальных унитарных
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:
- хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:
а) полного товарищества;
б) товарищества на вере;
- хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:
а) общества с ограниченной ответственностью;
б) акционерного общества;
в) общества с дополнительной ответственностью.
В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.