Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.
Для этого мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные проблемы малого предпринимательства в России и выявить возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность малого предпринимательства
1.1 Понятие и отличительные черты
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 2. Малый бизнес в современной рыночной экономике
2.1 Функции и роль малого предпринимательства в экономике государства
2.2 Российская практика существования малого бизнеса
2.3 Программы развития и поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Анализ проблем и перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая микроэконом.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

4. Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса:

Первое - поменять психологию власти к малому бизнесу. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. В-третьих, внести ясность в акты купли-продажи имущества, решить вопрос с землей. Четвертое - стимулировать инвестиции населения.

Я считаю, что государство  играет очень важную роль в развитии малого предпринимательства, и может  помочь преодолеть большинство трудностей благодаря своей  системе поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ проблем и перспективы развития малого бизнеса в современной России

 

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных  субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально  развиваться?

Проблемы малого бизнеса  можно разделить на следующие  группы:

1.     Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2.     Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3.     Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4.     Кредитная необеспеченность.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное  сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную  нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов.

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Также требует решения  проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. . Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Одним из перспективных  направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные  предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

 

В качестве основного  фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

 В большинстве развитых  и развивающих стран мира эффективно  работают налоговые льготы, более  того налоговое стимулирование  бизнеса является мощным инструментом  развития экономики страны, например в Китае для мотивации развития производственного сектора экономики в особых экономических зонах был снижен налог на прибыль до 15%, и это оказало нужный экономический эффект. В России же много говорят о необходимости разработки и применении налоговых льготах, но в то же время выражают недовольство выпадающими бюджетными доходами. В России огромная природно-ресурсная база, но налоговое законодательство устроено таким образом, что собственникам компаний невыгодно вкладывать в свои основные фонды. Необходимо четко определить круг экономических сфер, которым необходимо помогать в развитии. Я считаю возможным представлять налоговые льготы таким предприятиям.. Необходимо освободить от уплаты налога на прибыль предприятия вновь созданные, на период убыточности предприятия, при этом необходимо разработать систему налоговых скидок, после того как предприятие вышло на прибыльный уровень. Замечу, данные меры необходимо сопровождать принятием и выполнением антикоррупционных мер, без сопровождения данными мерами, в стране победу одержит коррупция,  а вследствие чего развитие малого бизнеса окажется под вопросом.

Также думаю необходимым  разработать систему, при которых  бизнес будет вынужден вкладывать денежные средства на обновления основных производственных фондов, например, возродить потерянный амортизационный фонд, средства которые в него поступают должны расходоваться только на обновление производственных фондов предприятия, это можно сделать также в виде стимулирования предприятие в частности, и малый бизнес в целом, кстати данная мера полезна не только для малого бизнеса, но и для субъектов среднего и крупного бизнеса.          

Особое внимание необходимо уделить  проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий  малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. 

Россия не должна становиться  «перепродажной страной», для этого  необходимо развивать производственный сектор экономики. При решении данных проблем образуется стабильная стимулирующая налоговая среда, благоприятная для ведения малого бизнеса в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подведя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы: 

Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других, что необходимо учесть при выработке стратегии его развития. Малое предпринимательство оказывает большое влияние на экономику.

 Малый бизнес создает  такие экономические условия,  без которых немыслима  высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики.

            Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.   

        В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.    

В ходе работы мы выявили ряд проблем  малого предпринимательства и способы их решения, увидели какую большую роль играет малый бизнес в рыночной экономике, да и во всем мире.

  Необходимо отметить, что малый бизнес  в  России  уже  имеет  довольно

широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в  том,  что она  однобока  и  принятые  правовые  аспекты  не  реализуются,  что  делает абсурдным  принятие  каких-либо  новых  нормативно-правовых  актов.  И   как следствие – несовершенство налоговой системы.

      Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу  в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от  работы,  как с целыми  предприятиями-гигантами,  так  и  с  отдельным  человеком.  Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     На данном этапе развития малого бизнеса в  качестве  основных  проблем

выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые  поразили  всю  Россию.

      Можно сказать, что малый бизнес в России  -  уже  реальность,  от  его

развития, от  отношения  общества  и  государства  к  этой  сфере  экономики

зависит и развитие всей России в целом.

       Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна,  учитывая

обширный зарубежный  опыт,  пойдет  по  пути  адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования  в  России. 

Малое   предпринимательство   ведет   к   оздоровлению

экономики в целом, что  наглядно  видно  из  данной  работы.  Следовательно,

лучшим  выходом  из  создавшейся  в  России  кризисной  ситуации   была   бы

государственная  политика  правительства,  направленная  на   расширение   и

развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

          Я считаю, что именно малые предприятия, особенно  в  случае

удовлетворительной  разработки  новой  государственной  политики  в  области

малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во  многих отраслях,  обеспечить  перелив  инвестиций  в  сферы  наиболее  эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы  структурной  политики  и формирование всероссийского рынка.

 

 

          Развитие малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс РФ
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007г
  4. Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)
  5. Гражданский кодекс РФ
  6. Бусыгин А.В. Предпринимательство Основной курс: - М. ИНФРА -М, 2003.
  7. Малкина М.Ю. Экономическая теория. Часть I Микроэкономика-Нижний Новгород. Издательство ННГУ 2009.-436с
  8. Махлин М.М. Миллионы для малого бизнеса 2009г-534с
  9. Макконнелл, К.Р. Экономикс / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. –М.: Инфра-М, 2011. – 1040 с.
  10. Национальная экономика под редакцией Савченко П.В. 2005.-813с
  11. Журнал Налоговая политика и практика №9/1,№11сентябрь 2011г.-107с
  12. Интернет ресурсы: www.nalog.ru, www.audit-it.ru, www.gsk.ru, www.chelt.ru, www.nisse.ru.

Информация о работе Малое предпринимательство