Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России.
Для этого мы должны решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные проблемы малого предпринимательства в России и выявить возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Сущность малого предпринимательства
1.1 Понятие и отличительные черты
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 2. Малый бизнес в современной рыночной экономике
2.1 Функции и роль малого предпринимательства в экономике государства
2.2 Российская практика существования малого бизнеса
2.3 Программы развития и поддержки малого предпринимательства
Глава 3. Анализ проблем и перспективы развития малого бизнеса в современной России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая микроэконом.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

В последние десятилетия  малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших  секторов экономики. По данным главы  Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России - пока не превышает 17%.

Особенностью российского  малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота  субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть - перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть - перестала вообще функционировать.

Перед государством стоит  задача развития производства и поддержки  малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных  городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой.

На начало июля в России было зарегистрировано 238,2 тысячи малых  предприятий (+3% к июлю 2011 года). Количество малых предприятий в расчете  на 100 тысяч жителей увеличилось  на 4,7 единицы и составило 161,5 компаний.. Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации в первом полугодии превысил 6,54 млрд рублей (+21,8%, рост 16,8% с учетом индекса потребительских цен – ИПЦ). На Южном Урале объем оборота с учетом ИПЦ вырос на 46,7 процента и превысил 163 млрд рублей.

 

Для оценки текущей ситуации состояния малого бизнеса в России используются следующие показатели:

- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2011 года по 1 апреля 2012 года;

- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-марте 2012 года по сравнению с январем-мартом 2011 года;

- рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2012 года по сравнению с январем-мартом 2011 года;

- рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2012 года по сравнению с январем-мартом 2011 года;

 

Используемые сокращения: АО – автономный округ, ИОК –  инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, ИПЦ – индекс потребительских цен, МП – малые  предприятия, СН – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности, РФ – Российская Федерация, ФО – федеральный округ.

Динамика развития малого предпринимательства  в регионах России в январе-марте 2012 года

 

1. Количество зарегистрированных  малых предприятий 

Таблица 1

Количество  зарегистрированных малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 апреля 2012 года в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц 

прирост / сокращение за период

01.04.2011-01.04.2012

в % от

среднего по РФ

РФ 

166,4

4,8

100,0

Центральный ФО

185,9

1,1

111,7

Северо-Западный ФО

244,6

-18,1

147,0

Южный ФО

131,7

7,8

79,1

Северо-Кавказский ФО

58,7

-6,3

35,3

Приволжский ФО

162,2

3,8

97,5

Уральский ФО

170,7

33,8

102,6

Сибирский ФО

152,2

10,3

91,5

Дальневосточный ФО

171,6

18,4

103,1


 

Таблица 2

Распределение регионов по группам с различной  динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 апреля 2011 года по 1 апреля 2012 года Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество  регионов

Сильное сокращение (свыше 30 ед.)

5

Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.)

9

Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.)

17

Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.)

27

Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.)

16

Сильное увеличение (свыше30 ед.)

9


 

Среднесписочная численность работников малых предприятий 

Таблица 3

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2012 года Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля  занятых на МП в общей среднесписочной  численности занятых 

тыс. чел.

в % к январю-марту 2011 г.

%

изменение относительно января-марта 2011 г., п.п.

РФ 

6 566,3

115,1

14,2

1,9

Центральный ФО

1 928,7

117,7

14,5

2,2

Северо-Западный ФО

740,9

114,5

14,6

1,8

Южный ФО

534,7

109,9

14,3

1,4

Северо-Кавказский ФО

170,4

106,4

10,3

0,6

Приволжский ФО

1 400,9

111,1

14,5

1,5

Уральский ФО

610,9

139,7

13,6

3,8

Сибирский ФО

861,2

111,4

14,1

1,4

Дальневосточный ФО

318,5

105,4

14,3

0,6


 

Оборот малых предприятий 

Таблица 4

Объемы оборота  МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2012 года Федеральные округа

Объем оборота МП в январе-марте 2012 года

млн. руб.

на душу населения, руб.1

в % к январю-марту 2011 г.2

РФ 

2 962 968,2

20 711,9

115,3

Центральный ФО

1 117 241,7

28 990,9

111,2

Северо-Западный ФО

335 476,1

24 558,8

117,5

Южный ФО

201 881,6

14 540,5

115,0

Северо-Кавказский ФО

52 134,8

5 492,0

104,8

Приволжский ФО

522 035,3

17 511,2

113,3

Уральский ФО

304 455,3

25 071,6

135,5

Сибирский ФО

318 158,1

16 518,3

118,4

Дальневосточный ФО

111 585,3

17 808,5

113,0


 

 

«Итоги деятельности малых предприятий в январе–июне 2012 года в региональном разрезе можно  рассматривать как позитивные, –  заключили аналитики НИСИПП. –  Малый бизнес продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий возрастают».

       А  это значит, что наша страна  может   стать лидером во  всем мире в сфере рыночной  экономики, ведь у нее есть  для этого все необходимые  ресурсы и большой потенциал. Конечно, для этого нужно преодолеть  множество  проблем и основной проблемой является проблема, главным образом, представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

    1. Программы развития и поддержки малого предпринимательства

 

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены: Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; лекарственных препаратов и медицинской техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения. Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое  развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями  специальные службы по оказанию различных  консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ

Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

1. Приоритетное развитие  малого предпринимательства - не  самоцель, а одно из основных  условий экономического и социального возрождения России.

2. Массовое широкомасштабное  развитие малого предпринимательства  позволит предоставить работу  миллионам граждан, высвобождающихся  из государственных и приватизированных  предприятий. 

3. Реализация мероприятий  по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Информация о работе Малое предпринимательство