Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:03, курсовая работа
Что такое переходная экономика? Какие закономерности ей присущи? Каким образом переходная экономика проходит в современной России? На эти и ряд других вопросов я постараюсь ответить в своей курсовой работе на тему “ Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика ”.
Прежде всего, цель – разобраться в экономической жизни России с 1985 г. (начало переходных процессов в России) по сегодняшний день - этот период времени можно назвать переходным периодом в экономике России. На сегодняшний день в России уже произошли радикальные изменения в экономике, в социальной и политической сферах.
Ведение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Переходная экономика в России..………………………………...5
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России переходного периода……………………………………………………………11
Глава 3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.....29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………….…..38
Если в России еще в 1992 -1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое- либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предпритятии на уровне, колеблющимся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков, возникли крупные, хорошо оформленные, торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные малые предприятия также не выдерживают экономической конкуренции с крупными и средними фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению числа малых предприятий. Но я думаю, что в дальнейшем в связи со складывающимися хозяйственными отношениями во время переходной экономики новые крупные и средние предприятия будут активно стимулировать создание новых малых предприятий.
На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий созданных еще по законам СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новую организационную форму, а прекратившие свою деятельность - просто ликвидировались. Поскольку величина, числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации реально не работающих предприятий проявил себя в полной мере в 1995 г. в связи с введением в хозяйственную практику нового Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с положениями его первой части, малые предприятия, имеющие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны переоформить свои учредительские документы, приняв другие, предусмотренные ГК хозяйственные формы. Если учесть, что даже по официальным данным Госкомстата РФ, что более трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995 г. перерегистрация и следовательно официальная ликвидация должны привести к дальнейшему существенному снижению числа малых предприятий в Росси. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действовало чуть более половины зарегистрированных малых предприятий (по данным Госкомстата), перерегистрация на данный момент уже внесла определенные коррективы в региональную структуру малого предпринимательства страны.
Замедление роста числа
новых малых предприятий
Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства, кстати, на мой взгляд характерная и неотъемлемая черта российского малого бизнеса и российского бизнеса вообще в переходный период. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости малых предприятий от криминальных структур, а как раз, наоборот - на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Рассмотрим данное “ненормативное” явление в российском бизнесе. Вымогательства, угрозы - насущная проблема малых предприятий и их руководителей, практически каждую неделю в средствах массовой информации мелькает информация о покушении на того или иного бизнесмена. Известно, что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем. Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 год было убито 94 руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам. По данным Госкомстата, свыше 1/4 руководителей малых предприятий (26.2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57.1%) читают это нередким явлением, и только 16.7% опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют. В 1993 г. 3/4 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен. Отчасти это связано с тем, что заданный четыре года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и организованного насилия.
В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное изменение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые и крупные предприятия вынуждены искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три категории организаций: представители официальных правоохранительных органов (на коммерческой основе), официально зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, криминальные группировки, занимающиеся обеспечением так называемых “крыш”. В результате бизнесмены регулярно оплачивают услуги “своих” охранников и не платят “чужим” .
Спектр силовых методов достаточно широк. Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение “братков” обходится в половину возвращенной суммы, официальные агентства берут от 15 до 40%. (Полянский А. “Выше “крыши” ” - Эксперт, 1996, с 20) Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами. Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального давления на партнеров. При отсутствии действенного законодательного и судебного регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль глуха, зарвавшихся возвращают в нормативные рамки более грубым и примитивным способом. И зона силовых методов судя по всему продолжает расширяться. Думаю стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого предпринимательства Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства.
Криминал - одна из актуальных проблем российских предпринимателей, но есть и другие не менее важные: взяточничество и бюрократизм, невыполнение деловых обязательств, острая проблема финансирования и т.п. Рассмотрим некоторые из них.
К “силовым методам”, только иного рода относится вымогательство со стороны чиновников. Проблемы бюрократизма обычно характеризуются высоким рейтингом среди наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители малых предприятий. Известно, что чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации - со всем этим предприниматель вынужден сталкиваться, еще не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции, которые устраивают проверки по поводу и без повода. Представители властей не раз доказывали свою возможность разрушить любое предприятие, причем в кратчайшие сроки. Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы существуют в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50) наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы законодательных норм. Речь идет о “добровольно- обязательных” отчисления на разного рода муниципальные нужды. Власти обладают достаточно мощными “рычагами” для того, чтобы заставить предпринимателя стать “благотворителем”. И действия их, по сути своей незаконные, - в данном случае принимают вполне законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде взяток. Причем суммы взяток в настоящий момент достигли таких размеров, что даже в самом фантастичном сне не могли присниться советскому чиновнику. В современной России взятка помогает получить доступ к более дешевым ресурсам и индивидуальные льготы, освободиться от части легальных платежей и избежать “благотворительных” сборов.
Многое говорится об отсутствии деловой обязанности у новых русских предпринимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий заключенных договоров. Порой за ними скрывается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизованность. Сказываются конечно и обстоятельства независимые от роли нарушителя. Насколько распространенными эти явления кажутся самим предпринимателям? Сталкиваться с нарушением обязательств приходится большинству представителей малого бизнеса, более половины которых (52%) считают это нередким явлением, а, по мнению 41.2% руководителей, такие нарушения встречаются часто.
Резкий спад темпов прироста числа малых предприятий по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18% и 19% соответственно 1995 г.) . В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслуживании произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-18.7% и -5.6%) .
В 1995 г. среднесписочная численность занятых в малых предприятиях по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0.8%. Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители малых предприятий высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И, что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной существующим законам.
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности малых предприятий. Общий объем их капитальных вложений за 1996 г. в 4 раза причем в промышленности - в 7.4 раза.
Можно констатировать, что в 1995-96 гг. проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным снижением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малых предприятий стали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Политика государственной поддержки малых предприятий осуществлялась на базе налоговых льгот, создания (хотя пока и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирование сети бизнес-парков, налаживание эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также местными органами власти.
Малые предприятия в
борьбе за выживание научились
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малого предпринимательства на всех его уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнес, стимулирование его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно расширение научной и инновационной деятельности малых предприятий в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Глава 3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их
преодоления.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране практически отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.