Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Что такое переходная экономика? Какие закономерности ей присущи? Каким образом переходная экономика проходит в современной России? На эти и ряд других вопросов я постараюсь ответить в своей курсовой работе на тему “ Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика ”.
Прежде всего, цель – разобраться в экономической жизни России с 1985 г. (начало переходных процессов в России) по сегодняшний день - этот период времени можно назвать переходным периодом в экономике России. На сегодняшний день в России уже произошли радикальные изменения в экономике, в социальной и политической сферах.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Переходная экономика в России..………………………………...5
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России переходного периода……………………………………………………………11
Глава 3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.....29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………….…..38

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Кризис в экономике, последовавший после 17 августа 1998 г., привел к тому, что в первом полугодии 1999 г. инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с 1998 годом (в сопоставимых ценах) упали на 32,5%, составив лишь 7,2млрд руб. (табл. 2.).

 

 

 

 

 

Таблица    2

Инвестиции  в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики

 


 

 

1998

Первое полугодие 1999

Отрасль экономики

млн руб.

% к итогу

млн руб.

% к итогу

Инвестиции — всего

22 541,9

100,0

7205,3

100,0

В том числе:

       

Промышленность

3838,7

17,0

1881,4

26,2

Строительство

5911,6

26,2

2609,3

36,2

Сельское  хозяйство

208,2

0,9

62,8

0,9

Транспорт

238,8

1,1

139,7

1,9

Торговля и общественное питание

8608,8

38,2

1394,0

19,4

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

243,9

1,1

226,2

3,0

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

731,9

3,2

87,3

1,2

Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение

138,3

0,6

14,0

0,2

Другие отрасли  экономики

1935,4

8,6

738,0

10,3


По данным Центра экономической конъюнктуры  при Правительстве РФ, лишь 20% малых производственных предприятий осуществляли инвестиции в приобретение отечественного оборудования в виде отдельных установок и только 2% внедряли технологические линии. На приобретение дорогостоящего импортного оборудования у малых предприятий и вовсе нет денег. В сложившейся экономической ситуации очень важно правильно распределять имеющиеся ресурсы. Для этого требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая определять приоритеты для тех, кто более полезен обществу. На сегодня предпочтение должно быть отдано сфере производства при детальной дифференциации самого производства. Причем такая дифференциация должна быть весьма динамичной, основанной на грамотном изучении общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференции, в том числе и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время  малое предпринимательство находится  в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), то предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

Отсутствует система  проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.


Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения  государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установления дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Следует отметить некоторое оживление производственного  малого предпринимательства после кризиса 17 августа 1998 г. Дело в том, что многократный рост цен на импортную продукцию после девальвации заставил население переключиться с подорожавшей импортной продукции на аналогичные российские товары. В результате производство импортозамещающей продукции стало делом вполне доходным. Эта тенденция стимулирует российских производителей чаще обращаться в банки за кредитом на расширение производства или приобретение нового оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Непоследовательность  проведения экономических реформ в  России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в фазу роста; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ (а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес.

Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал на ноги. Люди занятые  в сферах малого бизнеса имеют  неплохой доход зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить характерное изменение отношений производитель - потребитель. Во многом именно малому бизнесу в России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое главное качественные товары.

Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”, ”спекулянтов”, “теневой” экономики, до относительно независимого малого предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее время малое предпринимательство в России становится все более похожим на европейский малый бизнес, как эталон “нормального”, цивилизованного предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем: криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств, бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д. Какие же существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому предпринимательству в России требуется более серьезная государственная поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату. В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых обязательств.

Сегодня российское малое  предпринимательство вступает в  четвертый этап своего развития, и  будем надеяться, что в скором времени оно будет соответствовать  самым высоким стандартам рыночного предпринимательства.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1, от 26.01.1996 N 14-ФЗ – Часть 2.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

3. О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446.

4. Архипов Д.И., Большаков А.К. Экономика: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 839 с.

Информация о работе Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика