Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития малого предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5
1.2 Становление, функционирование и развитие малого бизнеса…………7
1.3 Виды малых предприятий………………………………………………..10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Динамика развития малого бизнеса в современной России……………14
2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства Самарской области………………………………………………………………….………..21
3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ …………..…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС КУРСОВАЯ.doc

— 5.34 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Экономический

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Кафедра: Бухгалтерский  учет и аудит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

план

введение

  1.  Специфика предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса

    1. Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5

    1. Становление, функционирование и развитие малого бизнеса…………7

    1. Виды малых предприятий………………………………………………..10

  1. анализ развития малого бизнеса в РФ и Самарской области

2.1 Динамика развития малого бизнеса в современной России……………14

2.2  Анализ развития малого и среднего предпринимательства Самарской области………………………………………………………………….………..21

  1. ПРОГРАММА Развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области …………..…….30

Заключение………………………………………………………………….43

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как мы знаем, предприятие - это обособленный хозяйствующий  субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо изучение развития и состояния малого предпринимательства актуально в настоящее время.

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и  место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления  малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития малого предпринимательства.

Поставленная цель предопределяет необходимое решение следующих  задач:

  • изучить специфику предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса;
  • проанализировать развитие малого бизнеса в РФ и Самарской области;
  • рассмотреть программу государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.

Курсовая работа выполнена  на 47 листах, включает в себя 4 таблицы и 5 рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Специфика предпринимательской  деятельности в сфере малого бизнеса

1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности

Малое предпринимательство  представляет собой составную часть  общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.

Предприниматель, которым  может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.

Предприниматель не может  хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а конкурируя, - организовывать производство.

Конкуренция - это для  предпринимателя естественный и  единственно возможный способ хозяйствования.

В толковом словаре В. Даля предприниматель характеризуется  следующим образом: "Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый и решительный на дела такого рода"1. Причем условием деятельности предпринимателя Даль называет личную свободу: "Торг любит волю, а ум простор".

На уровне научных  концепций ХХ века предприниматель  выступает, прежде всего, как новатор. Создателем теории предпринимателя-новатора является немецкий экономист Йозеф Шумпетер. Он связывает предпринимательство с внедрением новых технологий, новых продуктов, новых источников снабжения и новых форм индустриальной организации.

Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие:

во-первых, это деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит  деятельностью предприятия и  берет на себя весь предпринимательский  риск. Соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общее правило, а лишь как тенденция, с которой, однако, связаны основные успехи малого бизнеса;

во-вторых, это направленность на укрепление независимого индустриального предприятия и на активную конкуренцию в целях противостояния росту монополий. В этом проявляется нетождественность понятий "малое предпринимательство" и "предпринимательство";

в-третьих, это выражение  определенных черт внутренней организации и особых внешних условий функционирования части предприятий, деятельность которых строится на высоком уровне развития производительных сил и ориентирована на гибкое и мобильное хозяйствование. Для этих предприятий характерны благоприятные возможности раскрытия предпринимательского и человеческого потенциала работников на основе различных вариантов соединения собственности и управления, а также наиболее полное использование преимуществ небольших по размеру хозяйственных единиц.

Таким образом, малое предпринимательство - это единство капитала-собственности и капитала-функции.

Малый бизнес как экономическая  категория характеризуется совокупностью  определенных свойств и качеств, составляющих его отличительную  особенность.

К основным свойствам  малого бизнеса относятся: гибкость, свобода организации своей внутренней и внешней деятельности, быстрая оборачиваемость средств и на этой основе возможность скорого технического перевооружения, высокая восприимчивость к новым идеям и быстрое переключение на новую продукцию, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной организации и управления производством.

Как экономическая категория  малый бизнес выражает отношения  между субъектами (юридическими и  физическими лицами), ведущими экономическую деятельность по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения дохода и удовлетворения определенных потребностей людей.

Успех предпринимательства  напрямую зависит от того, каким  образом будет обеспечен контакт с потребителями. Это требует активного изучения запросов, рыночных тенденций, осуществления грамотной маркетинговой деятельности. Поэтому структура предпринимательства неразрывно связана с менеджментом (наукой об управлении общественным производством), задачей которого является принятие решений, направленных на оптимальное сочетание материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

 

1.2 Становление, функционирование и развитие малого бизнеса

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

В настоящее время  в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

Для определения роли малого бизнеса в отечественной  экономике важно реально оценить  потенциальные и фактические  возможности максимального проявления его сущности:

  • быстрой реакции на изменение рыночной конъюнктуры, что придает экономике необходимую гибкость (в современных условиях это свойство приобретает особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг);
  • мобилизация значительных финансовых и производственных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых);
  • активного участия в достижениях научно-технического прогресса и быстром внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий);
  • вклада в смягчение социальной напряженности и решение проблем занятости населения;
  • мобилизация личного фактора;
  • удовлетворение определенного круга потребностей людей;
  • развитие конкуренции.

Кроме того, предприятия  малого бизнеса включаются в систему  крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на подчинении и диктате, а на партнерстве и взаимной выгоде. Весьма характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, особенно там, где нецелесообразно массовое производство. Крупные фирмы нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных полуфабрикатов, деталей, узлов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных фирм. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность, освободившись от "мелких дел", расширить свое производство за счет увеличения мощностей. Одновременно крупные заводы постепенно освобождаются от ремонтных цехов, передавая их функции мелким специализированным предприятиям.

Однако малый бизнес не ограничивается вспомогательной  ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия сориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особо важное значение для региональной экономики. Ведь малые предприятия близко расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Этим требованиям малые предприятия способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с меньшими издержками. Не меньшее значение имеет возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями. Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате более полного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды.

Заметна роль малых предприятий  в решении проблемы занятости  населения, поскольку они имеют  возможность использования таких  резервов рабочей силы, которые не могут быть применены на крупных предприятиях из-за особенностей технологии и режима производства на них. Речь идет об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение этих категорий населения в общественное производство, прежде всего на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания.

Малые предприятия не только активно привлекают работников на условиях совместительства, но и являются основным источником новых рабочих мест (в силу чего требуют к себе особого внимания в периоды экономического спада).

Малый бизнес служит также  своего рода амортизатором колебаний  экономики, т.к., несмотря на жесткую конкуренцию между мелкими предприятиями, он создает необходимую для рынка атмосферу состязательности, обладает возможностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

Немаловажно и то, что  оживление конкуренции и духа предпринимательства противодействует монополистическим тенденциям, что является одним из факторов обеспечения стабильности экономических устоев хозяйственной системы.

Информация о работе Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики