Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития малого предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5
1.2 Становление, функционирование и развитие малого бизнеса…………7
1.3 Виды малых предприятий………………………………………………..10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Динамика развития малого бизнеса в современной России……………14
2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства Самарской области………………………………………………………………….………..21
3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ …………..…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС КУРСОВАЯ.doc

— 5.34 Мб (Скачать файл)

 

1.3 Виды малых предприятий

Существуют различные  факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

- используемые ресурсы, 

- отраслевая принадлежность.

- местоположение,

- размер предприятия, 

- форма собственности, 

- организационно-правовая  форма, 

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

- использующие в основном  трудовые ресурсы (трудоемкие),

- интенсивно использующие  средства производства (фондоемкие),

- интенсивно использующие  материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:

Негативные последствия  специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

- промышленные предприятия,  которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров,

- торговые предприятия,  которые сами не производят  товары, но выполняют дистрибьюторские  функции, банки, которые собирают  финансовые средства и предоставляют  кредиты, 

- транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств,

- страховые организации,  которые осуществляют страхование  от различных видов рисков, предприятия  в сфере услуг, например, гостиницы,  консалтинговые фирмы и другие.

 Наиболее удобным  местоположением является такое,  когда обеспечивается максимально  возможная прибыль и рентабельность  производства при прочих равных  условиях. При этом нельзя забывать  экологический принцип деятельности  предприятия. 

Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

- Ориентация на материалы  - с целью снижения транспортных  расходов на материалы, это  особенно важно для материалоемких  предприятий. 

- Ориентация на трудовые  ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

- Ориентация на продажу  товаров и налоги - в случаях,  когда в разных регионах действуют  различные системы налогообложения,  финансовой поддержки, налоговой  политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

- Ориентация на транспортные  средства - выбор такого места  расположения, которое обеспечивает  предприятию наиболее выгодные  гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия  вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей.

- Ориентация па источники  энергии, что особенно важно  для энергоемких предприятий.  Однако в настоящее время это  имеет не такое значение, как  раньше, благодаря более широкому  использованию электроэнергии.

- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

- Ориентация на потребителя  особенно важна для торговых  предприятий.

- Ориентация на особенности  местности играет существенную  роль для транспортных предприятий,  которые должны учитывать особенности  ландшафта и климата. 

- Ориентация на зарубежных  партнеров - в случаях, когда  предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или  крупным в зависимости от следующих  факторов: количество работников, годовой  оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

По количеству работников выделяют:

- малые (до 50 человек);

- средние (50 - 500 человек);

- крупные (более 500 человек), в том числе особо  крупные (более 1000 человек).

Также различают предприятия  применительно к формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные и прочие).

На сегодняшний день важным критерием различия предприятий  стала принадлежность капитала. Выделяют национальные, иностранные, совместные предприятия. 

 

2 анализ развития малого бизнеса в РФ и Самарской области

2.1  Динамика развития малого бизнеса в современной России

Состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.

О состоянии  малых предприятий в I квартале 2009 г.

На фоне резкого изменения  условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,8 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической  деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятий в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

В рамках создания более 2,5 тыс. малых предприятий ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов  строительства на 19,3% , оборота розничной  торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий.

В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.

В российской экономике  структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий.

Изменение структуры  инвестиций в основной капитал малых  предприятий в территориальном  разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах (рис. 2). В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%. Ключевым направлением программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. было направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства были увеличены до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам ббыло выделено 6,2 млрд руб.

В 2009 г. впервые предоставилась возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса – до 60% в течение I–III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства было осуществлено пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования была учитана расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета была сфинансирована ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволило, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд руб.

2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства Самарской области

По состоянию на 01.01.2010 года в Самарской области насчитывалось 120 144 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 5 118  малых предприятий (без микропредприятий), 41 302 микропредприятий, 473 средних предприятий,- юридических лиц и 73 251 чел. индивидуальных предпринимателей. Общепризнанным показателем развития сектора предпринимательства независимо от масштабов региона является плотность малого и среднего предпринимательства - число субъектов бизнеса на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель (без учета микропредприятий) составляет 37,9 субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 1,61 малых предприятий на 1000 жителей; 13,03 микропредприятий на 1000 жителей, 23,11  индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей и 0,15 средних предприятий на 1000 жителей. 

Информация о работе Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики