Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой - попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития малого предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5
1.2 Становление, функционирование и развитие малого бизнеса…………7
1.3 Виды малых предприятий………………………………………………..10
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Динамика развития малого бизнеса в современной России……………14
2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства Самарской области………………………………………………………………….………..21
3 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ …………..…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС КУРСОВАЯ.doc

— 5.34 Мб (Скачать файл)

Программой предусмотрено предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, на проведение мероприятий по информационно-консультационной поддержке и содействию субъектам малого и среднего предпринимательства Самарской области в целях установления и развития взаимовыгодного делового сотрудничества с организациями России и стран Европейского союза.

В настоящее время  часть муниципальных образований  Самарской области не имеет собственных  муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, часть действующих программ не финансируется, в том числе из-за дефицита местных бюджетов. Поэтому важным элементом является координация усилий органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Программой предусмотрено  предоставление субсидий местным бюджетам за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств федерального бюджета, в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, за исключением мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в сфере содействия (создания условий) развитию малого и среднего предпринимательства.

Система финансового  обеспечения реализации мероприятий  Программы основывается на принципах  и нормах действующего законодательства.

Объемы и источники  финансирования мероприятий Программы:

средства областного бюджета - 1 290,6096 млн. рублей, в том  числе формируемые за счет планируемых  к предоставлению в областной  бюджет в соответствии с федеральным  законодательством средств федерального бюджета в размере 722,3000 млн. рублей:

в 2009 году - 918,2996 млн. рублей, в том числе формируемые за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством  средств федерального бюджета в  размере 722,3000 млн. рублей;

в 2010 году - 190,7700 млн. рублей;

в 2011 году - 90,7700 млн. рублей;

в 2012 году - 90,7700 млн. рублей.

Механизм реализации Программы включает разработку нормативных  правовых актов, методических рекомендаций и иных документов, организацию в  установленном порядке отбора исполнителей Программы, обеспечение организации взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления.

Реализация комплекса  программных мероприятий позволит:

  • создать на территории Самарской области единую эффективно действующую инфраструктуру поддержки СМСП;
  • увеличить количество СМСП;
  • увеличить вклад СМСП в решение задач социально-экономического развития Самарской области;
  • повысить конкурентоспособность СМСП;
  • увеличить долю производимых СМСП товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта;
  • увеличить налоговые поступления от СМСП в бюджеты всех уровней.

Реализация мероприятий  Программы обеспечит развитие производственной и инновационной деятельности малых  и средних предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, будет способствовать превращению Самарской области в регион, благоприятный для развития предпринимательства и привлекательный для инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Функционирование малых  предприятий демонстрирует хорошую  адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор.

Развитие малого бизнеса  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и является надежным источником бюджетных поступлений.

В данной курсовой работе были поставлены и решены следующие  задачи:

  • изучена специфика предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса;
  • проанализировано развитие малого бизнеса в РФ и Самарской области;
  • рассмотрена программа развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.

Анализируя развитие малого бизнеса в РФ и Самарской  области можно сделать следующие  выводы:

В Российской Федерации:

  1. По итогам 2009 г. в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением количества зарегистрированных малых предприятий, отмечается негативная динамика.
  2. Количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению, а на фоне увеличения количества среднесписочная численность занятых на МП, напротив, снизилась.  Другие показатели также оказались в минусе.
  3. Итоги деятельности малых предприятий в 2009 г. можно рассматривать как относительно негативные.

По Самарской области:

  1. По области отмечено увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. В  сферах экономической деятельности малых предприятий в среднем отмечается положительная динамика.
  3. Отмечается увеличение фонда заработной платы по области, а также увеличение заработной платы работников почти по всем видам экономической деятельности.

При рассмотрении программы по развитию малого и среднего предпринимательства в Самарской области можно отметить ряд важнейших задач, которые планируется решить за весьма короткий срок, как например:

внедрение новых форм финансовой поддержки, расширение доступа  к кредитным, трудовым и иным ресурсам, оказание финансовой поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства;

развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для СМСП и организаций инфраструктуры, развитие и поддержка предпринимательской инициативы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009.
  2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. - М., 2009.
  3. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2005.
  4. Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.
  5. "Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" (утв. Правительством РФ) - [Электронный ресурс] -

http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90574;p=1

  1. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007.- 495с.
  2. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 608 с.
  3. Е.В.Гражданкина ЭКОНОМИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ГроссМедиа", 2008, "РОСБУХ", 2008.
  4. ОПОРА –КРЕДИТ: Все о финансах для малого бизнеса - [Электронный ресурс] - http://www.opora-credit.ru/
  5. Ворническо Н.И. Малый бизнес в экономике России. Новосибирск: НГТУ, 2005.
  6. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10.
  7. Костин А.С. Государство нуждается в предпринимателях // Гражданское Общество, 2005. №15.
  8. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Регионы, 2009. от 23 марта.
  9. Кредит Бизнес.ru (Кредитный портал) - [Электронный ресурс] - http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/405-programma-podderzhki-malogo-biznesa-2010.html
  10. "Российская Бизнес-газета" №739 (6) от 16 февраля 2010 г.

 

 

 

1 В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов)

Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г.


Информация о работе Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики