Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Цель моей работы - наиболее подробно рассмотреть малый бизнес. А задачей является рассмотреть состовные части малого бизнеса, его характеристики, преимущества и проблемы становления.

Содержание работы

Введение 2
1. Что такое малый бизнес...................................................................................................................................................................4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3. Характерные черты малого бизнеса............................................................................................................................ 8
1.4. Условия и факторы развития малого бизнеса...........................................................................................................10
2. Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................................................................................12
3. Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса...................................................................................................14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.......................................................................................................18
5. Меры поддержки малого бизнеса..................................................................................................................................21
Заключение.........................................................................................................................................................................23
Список использованной литературы.................................................................................................................................25

Файлы: 1 файл

реферат по экономике2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

- объективность;

- дифференциация  величины критериев в зависимости  от специфики и отраслевой  принадлежности предприятия;

- простота  в понимании и использовании;

- минимизация  количества критериев (их не  должно быть больше трех);

- стабильность  критериев.

На  первоначальном этапе становления  малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий  к малым являлась численность  работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с  постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

- доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

- доля  участия других юридических лиц,  не являющихся субъектами малого  и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25 %;

- средняя  численность занятых за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек, а для  «микропредприятий», выделенных в  составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

- предельные  выручки от реализации товаров  (работ, услуг) за предшествующий  год без учета НДС для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые  предприятия - 400 млн. руб.;

- средние  предприятия - 1 000 млн. руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности  работников либо размера выручки  от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предела 1-ых значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.4

 

1.4. Условия и факторы развития малого бизнеса

 

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные  возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят  из тех рыночных ниш, которые большие  фирмы оставили незанятыми, а малые  видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса:

- политическая  обстановка в обществе;

- состояние  экономики страны;

- политика  государства в области экономики;

- меры поддержки  малого бизнеса;

- правовое  обеспечение малого бизнеса;

- налоговая политика;

- финансово-кредитная  политика;

- уровень жизни  населения;

- цивилизованность  предпринимательства.

В настоящее  время в России условия для  развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически  по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

По моему  мнению, комплекс первоочередных мер по развитию

малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое  и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая  деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.5

 

2. Преимущества и недостатки малого бизнеса.

 

Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся  в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы же эти достоинства?

  • Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой  атмосферы в малой форме и  возможности эффективного    

хозяйствования  способствует соединение в одном лице собственника и управленца,

характерное для многих малых предприятий.

  • Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
  • Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры  фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость  при сравнительно

низких управленческих расходах.

  • Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако  наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.

  • Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
  • Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
  • Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.
  • У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
  • Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Таковы  основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.6

 

3. Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса

 

Необходимость рассмотрения зарубежного опыта  по внедрению инноваций в  малое  предпринимательство продиктовано тем фактом, что в настоящее время в России наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то, что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели.

 В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиска и внедрения новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Инновации являются одним из основных факторов получения конкурентных преимуществ  фирмам, регионам или целым странам.

В современной  мировой экономике насчитывается  примерно 50 миллионов разнообразных  предпринимательских структур, из которых 68% относятся к малому бизнесу. В  России действует около 1,5 миллионов различных фирм, примерно столько же их в Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии.

Однако  если сравнивать состояние малого бизнеса  в России и в развитых странах, то, например, в странах Европейского Союза насчитывается 23 миллиона малых предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Свыше 20 миллионов фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). Примерно 5 миллионов фирм - в государствах не входящих в Европейский союз - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.

Становится  очевидным, что малое предпринимательство  в России нуждается в развитии и государственном регулировании. Следует заметить, что благодаря усилиям Правительства РФ, в России принимаются определенные меры по поддержке и развитию инноваций в малом предпринимательстве.

Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, что зачастую обеспечивало "выживание" крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.

Следовательно, роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, например, только по количественным показателям. Такая оценка будет поверхностной. Малое предпринимательство как особый сектор общественного производства имеет в нем весьма незначительный удельный вес. Его большая часть находится в теневой экономике и не отражается официальной статистической отчетностью, хотя и определяет условия выживания значительной части общественного производства.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России