Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Цель моей работы - наиболее подробно рассмотреть малый бизнес. А задачей является рассмотреть состовные части малого бизнеса, его характеристики, преимущества и проблемы становления.

Содержание работы

Введение 2
1. Что такое малый бизнес...................................................................................................................................................................4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3. Характерные черты малого бизнеса............................................................................................................................ 8
1.4. Условия и факторы развития малого бизнеса...........................................................................................................10
2. Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................................................................................12
3. Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса...................................................................................................14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.......................................................................................................18
5. Меры поддержки малого бизнеса..................................................................................................................................21
Заключение.........................................................................................................................................................................23
Список использованной литературы.................................................................................................................................25

Файлы: 1 файл

реферат по экономике2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Неслучайно, именно внедрение инноваций  в  малое предпринимательство РФ в  настоящий момент считается одним  из важнейших направлений решения  экономических и социальных проблем  на федеральном и региональном уровне.

В условиях углубления процессов разделения труда под влиянием глобализации количество малых фирм в РФ  постоянно растёт. Можно проследить следующую закономерность: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых предпринимателей в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад сектора малого предпринимательства в ВВП и выше темпы экономического роста. В связи с этим укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения.

Зарубежный  опыт показал, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что  способствует научно-техническому прогрессу  и  формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.

Развитие  малого бизнеса рассматривается  в качестве мощного экономического и социального противодействия  нищете и терроризму. В развивающихся  государствах малый бизнес считается  решающим фактором, способным снизить  остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия).

Малый и средний бизнес в большинстве  ведущих стран способствовал  политической и социально-экономической  стабилизации, а также:

-   созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);

-   преодолению рецессии (Израиль, США);

-   созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);

-   последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

Международная организация труда подготовила по заказу российского правительства доклад под названием «Социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию». В докладе раскрываются как выгоды, которые может получить Россия в перспективе от полноценной интеграции в мировую экономику, так и ее проблемы. Отмечается, что экономика многих регионов по уровню развития малого предпринимательства не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию. В этой связи чтобы предотвратить рост безработицы в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях промышленности необходимо развивать малое предпринимательство, прежде всего в сфере высоких инновационных технологий и производства товаров и услуг, комплектующих изделий и деталей с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, развитие малого предпринимательства на региональном уровне является одним из условий полноценной интеграции экономики России в мировую экономику.

Системы поддержки и развития малого бизнеса  в ведущих странах перешли  в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа малых предприятий, сколько освоение новых инновационных технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого и среднего предпринимательства.

Хочется отметить, что Правительство РФ поддержало отечественного производителя, приняв в 2005г. постановление о применении нулевых ставок таможенных пошлин на импорт текстильного и другого необходимого оборудования, для малого инновационного предпринимательства. Видимо, именно с этим связан заметно увеличивающийся за последнее время ввоз в страну современного оборудования, что позволяет оперативно реагировать на изменения спроса потребителя и подтянуть экономику многих регионов для вступления во Всемирную торговую организацию.

Необходимость децентрализованной поддержки определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Даже в условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого инновационного  предпринимательства в сравнение с государственной.

Государство может и должно содействовать активизации рассматриваемого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:

-        налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;

-        условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями малых в качестве субподрядчиков;

-        механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям, паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием малых предприятий.

   Большое влияние на развитие малого инновационного  предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства.

Зарубежный  опыт некоторых отдельных стран, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности в форме единого налога на вмененный доход.

Таким образом, на основе анализа зарубежного  опыта мы можем сказать, что применительно  к России, поддержка малого предпринимательства является необходимым элементом экономической политики государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции.

Предпосылкой  эффективности государственной  поддержки является комплексный  подход к ее организации, предполагающий параллельное использование разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству, а также многочисленных форм и методов такой поддержки со стороны федеральных и территориальных органов управления.

Анализируя  опыт развивающихся стран, отметим, что основными методологическими  требованиям к организации государственной  поддержки малого предпринимательства  являются недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов. А также необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого инновационного предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий. Считаем целесообразным широкое использование в России программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого инновационного  предпринимательства федерального и регионального уровня.

Также на данном этапе в России необходимо наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства, деятельность «бизнес - инкубаторов».

Для реализации своего потенциала государственная  поддержка должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволит охватить ею все отрасли малого предпринимательства: сферу реального производства - через механизм субподряда, сферу обращения - через механизм франчайзинга, сферу прикладной науки - через механизм венчурных контрактов.

В российских условиях взаимодействие крупного и  малого предпринимательства исключительно  важно для перевода экономики  на инновационный путь развития, что  требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих  корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Для существенного подъема российской экономики необходимо содействовать  максимальному увеличению числа  малых инновационных предприятий  в производственной сфере, стимулировать  развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, творчески использовать соответствующий зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.7

 

 

4. Проблемы становления малого бизнеса в России.

 

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет

социальную базу проводимых реформ.

"Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.

  • Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
  • Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
  • В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
  • В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов."8

Малое предпринимательство  в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем при хорошей государственной организации дела эти «заблудившиеся» огромные предприятия могли бы, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, кое - каким оборудованием и материалами, кадрами; возместиться же все это могло бы « прокладкой» для этих предприятий многих новых дорог на рынок, созданием для их оживления благоприятной конъюнктуры.

Другой поворот темы: «на шее» государства висит огромное множество убыточных предприятий, среди кандидатов в легализованные нынче банкроты впору хоть конкурс объявлять. А ведь быть признанным банкротом и излечиться - вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое - то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.

И еще одна проблема. Едва ли не все крупные предприятия  страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в  крупное производство: в одном  случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом - это на сегодня явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные лица). Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем - то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство.Очень важно, что население убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного потребления.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России