Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Цель моей работы - наиболее подробно рассмотреть малый бизнес. А задачей является рассмотреть состовные части малого бизнеса, его характеристики, преимущества и проблемы становления.

Содержание работы

Введение 2
1. Что такое малый бизнес...................................................................................................................................................................4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике 5
1.3. Характерные черты малого бизнеса............................................................................................................................ 8
1.4. Условия и факторы развития малого бизнеса...........................................................................................................10
2. Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................................................................................12
3. Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса...................................................................................................14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России.......................................................................................................18
5. Меры поддержки малого бизнеса..................................................................................................................................21
Заключение.........................................................................................................................................................................23
Список использованной литературы.................................................................................................................................25

Файлы: 1 файл

реферат по экономике2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики.Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас и практически единственным сектором оздоровления серьезно «больных» переходных общественных групп. Малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы.В результате сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе.В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП.9

 

5. Меры поддержки малого бизнеса.

 

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, от степени эффективности развития которого во многом зависят темпы экономического роста страны. Вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства возникает в настоящее время в России на всех уровнях управления – федеральном, региональном и муниципальном. В его решении видят возможность ускорения происходящего в России процесса модернизации экономики – перевода ее на инновационный путь развития.

Основными направлениями и приоритетами поддержки  малого предпринимательства являются:

– модернизация производства и внедрение инноваций;

– расширение экспорта;

– финансовая поддержка;

– развитие специализированной инфраструктуры.

К основным мероприятиям поддержки малого предпринимательства  можно отнести:

– формирование нормативно–правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства;

– внедрение  системы «одного окна» с целью  сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества  в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую  деятельность, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования проектов строительства; 395

– финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства  посредством предоставления предпринимателям:

1. субсидий  на возмещение части затрат  по разработке бизнес–планов,  а также части процентных ставок по кредитам;

2. гарантий  и поручительств за счет средств  гарантийного фонда;

3. бюджетных  кредитов и бюджетных инвестиций  на замену и модернизацию оборудования, совершенствование технологических  и внедрение инновационных процессов;

– имущественную  поддержку субъектов малого бизнеса  с целью удовлетворения их растущих потребностей в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям;

– формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства  посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности  начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие  в СМИ);

– содействие формированию благоприятной социально–психологической среды для малого предпринимательства.

 
 

 
 
Заключение

 

Итак, подводя итог, обратим особое внимание на следующие моменты представленной работы.

Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.

Как свидетельствует  зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в  уставном капитале которых доля участия  государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Следует отметить, что открытое акционерное  общество традиционно считается  формой организации крупного бизнеса, а для среднего и мелкого предпринимательства  наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.

Необходимо подчеркнуть  основные характеристики, позволяющие  малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

  • быстрое реагирование на конъюнктуру;
  • решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
  • противодействие монополизму в экономике;
  • активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства.

Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо  заметить, что несомненная перспективность  сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Мягков П.А. Малые предприятия, - М., 1992, стр.156

 

2. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 785 "О порядке расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы"

 

3. Балацкий. Е , А.Потапова  Малый и крупный бизнес :тенденции становления и

специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4

 

4. Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1993.- №6.

 

5. Брагина Е. Малый бизнес: проблемы  становления  и  развития:  («Круглыйстол»)

   //Общество  и экономика.-1996.-№7.

 

  1. Густов В. Поддержка малого бизнеса-приоритетная задача: (Ленинградскаяобл.)  

   //Экономика и жизнь.-1997.-№33.

 

8. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80

 

9. Брагина. Е.А  Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая

    экономика и международные отношения ,2001г.-№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Мягков П.А. Малые предприятия, - М., 1992, с.150

2 Е.Балацкий ,А.Потапова  Малый и крупный бизнес :тенденции становления и

специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4

3 Е.Балацкий ,А.Потапова  Малый и крупный бизнес :тенденции становления и

специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4

4 Мягков П.А. Малые предприятия, - М., 1992, C.156

5 Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1993.- №6.

6 Брагина Е. Малый бизнес: проблемы  становления  и  развития:  («Круглыйстол»)

   //Общество  и экономика.-1996.-№7.

 

7 Брагина  Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая экономика

  и международные отношения ,2001г.-№1

8 Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, C 80 .

9 Брагина Е. Малый бизнес: проблемы  становления  и  развития:  («Круглыйстол»)

   //Общество  и экономика.-1996.-№7.





Информация о работе Малый бизнес: характерные черты , преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России