Реферат
Специальность:
По дисциплине: Экономика
Студента:
Тема: Малый бизнес.
Проблемы малого бизнеса
в России.
Дата сдачи:
«__»___________20__г.
Дата защиты:
«__»___________20__г.
Преподаватель:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы малого бизнеса…………………………………………….....4
Глава 2. Малый бизнес в России………………………………………....…….6
2.1. История развития малого
бизнеса в России…………….………….6
2.2. Поддержка малого бизнеса
в России. ……………………………...7
2.3. Положительные стороны
введение малого бизнеса в
России…....10
2.4. Проблемы малого бизнеса
в России……………………....………..11
2.5. Роль малого бизнеса
в экономике России………………....……….15
Глава 3. Малый бизнес за рубежом…………………………………...……….16
3.1. Малый бизнес в США……………………………………………….16
3.2. Малый бизнес в Европейском
союзе……………………………….19
3.3. Малый бизнес в Бразилии…………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список литературы……………………………………………………………...26
Введение. Данная работа посвящена исследованию
малого бизнеса и поиском проблем в развитии.
Тема крайне актуальна для современной
России. Для последних лет характерно
бурное развитие малого бизнеса во всём
мире и увеличение его доли в экономике
многих развитых стран, что положительно
сказывается на их общем социально-экономическом
развитии. В России же доля малого бизнеса
в экономике по-прежнему крайне невысока.
Из этого вытекает задача анализа того,
что делалось и делается государством
для изменения подобной ситуации.
Проблемой, поднимаемой в данной
работе, является низкий уровень развития
малого бизнеса в России. Изучение зарубежной
статистики и методы развития малого бизнеса.
Глава 1. Основы малого бизнеса.
Основы малого бизнеса. К субъектам малого предпринимательства
относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы
и коммерческие организации (за исключением
государственных и муниципальных унитарных
предприятий), а также физические лица,
внесённые в единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, фермерские
хозяйства.
Малым бизнесом считаются организации
с оборотом до 400млн. рублей за предыдущий
год. Количество сотрудников, до 100 человек
включительно . Для юридических лиц
– в уставном капитале которых
доля участия государственной собственности
РФ и субъектов Федерации, муниципальной
собственности, собственности общественных
и религиозных организаций, благотворительных
и иных фондов не превышает 25%.
В Соединённых Штатах
малый бизнес определяется, как бизнес
меньше любого другого в данной отрасли.
Конкретные критерии, определяющие малый
бизнес, варьируются в зависимости от
сферы деятельности и устанавливаются
отделом SBA по стандартизации (Office of Size
Standards) в соответствии с Северо-американской
промышленной классификационной системой
(NAICS).
В промышленности
и оптовой торговле критерием является
количество наёмных рабочих. Чтобы фирма,
занимающаяся оптовой торговлей, считалась
малой, в ней не должно быть более 100 человек.
Для промышленного производства лимит
– 500 человек. В сфере обслуживания и розничной
торговле в качестве критерия используется
оборот за три года или среднегодовая
прибыль (конкретные цифры варьируются
в зависимости от типа бизнеса). В строительстве
смотрят на сумму продаж за три года или
среднегодовую прибыль (от 12 до 28,5 млн.
долл.). Вообще показатели критериев для
разных типов бизнеса достаточно сильно
варьируются, но все они чётко прописаны.
В Европейском Союзе
малый бизнес делится на три типа: средние
малые и микропредприятия. Средней считается
фирма, в которой работает от 50 до 249 людей,
ежегодный оборот не превышает 50 миллионов
евро, а баланс предприятия – 43 миллиона.
В малом предприятии заняты от 10 до 49 человек,
ежегодный оборот и баланс не должны превышать
10 миллионов евро. В микропредприятиях
работает менее 10 человек, а оборот и баланс
не превышают 2 миллионов евро.
В Бразилии к малому
бизнесу относят малые и микропредприятия.
А определяют их по ежегодным доходам.
У малых фирм ежегодный доход не должен
превышать 1 млн. евро, а у микро – 100 тысяч
евро.
Глава 2.Малый бизнес в России.
2.1. История развития
малого бизнеса в России. Малый бизнес в России начал
зарождаться примерно после «застойного»
периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские,
производственно-хозяйственные объединения
и научно-технические центры не рассматривались
тогда как отдельные самостоятельные
субъекты производства, но, тем не менее,
именно их деятельность явилась предпосылкой
развития малого бизнеса. Многие известные
представители малого бизнеса вышли как
раз из тех, уже забытых многими, структур.
В конце 80-х годов коренные изменения
в политической, социально-экономической
сфере страны предоставили некоторым
предприимчивым людям возможность заниматься
предпринимательской деятельностью на
легальной основе. Появились первые кооперативы,
союзы, объединения, ассоциации предпринимателей,
участников кооперативного движения.
Так был учрежден Союз менеджеров СССР,
в состав которого вошли многие предприниматели.
Кооперативы стали создаваться во многих
регионах, городах.
Отсутствие законодательства,
регулирующего предпринимательскую деятельность,
заставляли кооператоров, защищать свои
интересы, выступать перед чиновниками,
с экранов телевизоров и т.д. Отдельные
активисты баллотировались на выборы
депутатов Съезда народных депутатов
СССР и РСФСР. Таким образом, активная
агитация приводила к сплочению, интеграции,
объединению ряда предпринимателей. В
результате формировались отраслевые
предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства,
наукоемких отраслей, торговой деятельности.
Так, в 1990 году создается Российский союз
совместного предпринимательства, через
год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов
при поддержке кооперативов появляются
товарищества, первые открытые акционерные
общества.
Начало 90-х годов произошел
процесс приватизации старых государственных
предприятий, который не обошел стороной
и малый бизнес. Перераспределение государственной
собственности способствовало еще большему
укреплению развития предпринимательства,
поскольку государственные предприятия
не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (92-93 гг) явился
началом развития теневой экономики в
сфере малого бизнеса. Большие налоговые
сборы побудили предпринимателей к использованию
«серых» схем, «черной» кассы, двойной
бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого
бизнеса выявило структурные проблемы,
касающиеся всего экономического сектора.
Заявленные в период советского времени
ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных,
инновационных технологий сменились на
далекие от общегосударственных программ
торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая
неразбериха (1991-1993 год) привели к тому,
что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на
коммерческую деятельность. Предприятия,
которые не успели вовремя перестроиться
на новую рыночную экономику, были разрушены
и ликвидированы, ведь отныне главным
видом деятельности в сфере бизнеса становится
торговля.
После 1993 года происходит определенный
подъем развития малого бизнеса, частного
сектора экономики. Впервые начинает создаваться
правовая основа предпринимательской
деятельности. Принимаются законы: Гражданский
кодекс, «О некоммерческих организациях»
и т.д.
С 1998 года появляется новое
законодательство, ужесточаются требования
к предприятиям малого бизнеса. Отныне
при регистрации необходимо проходить
много различных фондов (Пенсионный фонд,
Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические
процедуры, процесс регистрации предприятий
усложняется.
Последнее время государство
пытается упростить процесс регистрации
малый предприятий, уменьшить количество
бюрократических процедур. Учитывая трудный
путь развития малого бизнеса, государственная
политика отныне направлена на расширение,
поддержку и развитие малого предпринимательства
в России.
2.2. Государственная
поддержка малого бизнеса в России.
Малое предпринимательство
России пользуется поддержкой государства,
что нашло отражение в Федеральном законе
от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации», в указе Президента
РФ от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных
мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации*
и в других документах.
Государственная поддержка
малого бизнеса осуществляется по следующим
направлениям:
♦ формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства;
♦ создание льготных условий
использования субъектами малого предпринимательства
государственных финансовых, материально-технических
и информационно-технических ресурсов,
а также научно-технических разработок
и технологий;
установление упрощенного порядка
регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации
продукции, предоставления государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных,
информационных связей с другими странами;
♦ организация подготовки,
переподготовки и повышения ква
лификации кадров для малых
предприятий.
В соответствии с Законом «О
государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ федеральные органы исполнительной
власти осуществляют следующее:
разрабатывают предложения
по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в области государственной
поддержки малого предпринимательства;
♦ проводят анализ состояния
малого предпринимательства и
эффективности применения мер
по его государственной под
держке;
подготавливают прогнозы развития
малого предпринимательства и предложения
по приоритетным направлениям и формам
его государственной поддержки, представляют
указанные предложения в Правительство
Российской Федерации;
♦ организуют разработку и
реализацию Федеральной програм
мы государственной поддержки
малого предпринимательства,
обеспечивают участие субъектов
малого предпринимательства
в реализации государственных
программ и проектов, а также
в поставках продукции и выполнении
работ и услуг для фе
деральных нужд;
♦ подготавливают предложения
об установлении для субъектов малого
предпринимательства льгот по налогообложению
и иных льгот, а также об использовании
средств федерального бюджета и специализированных
внебюджетных фондов Российской Федерации
для поддержки малого предпринимательства;
оказывают содействие органам
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при разработке и реализации
мер по поддержке малого предпринимательства;
♦ координируют деятельность
федеральных специализированных организаций
с государственным участием, осуществляющих
поддержку малого предпринимательства.
Содействие малому бизнесу
со стороны государства осуществляется
в соответствии с Федеральной программой
государственной поддержки малого предпринимательства,
региональными, отраслевыми и муниципальными
программами развития и поддержки малого
предпринимательства, разрабатываемыми
соответственно Правительством РФ, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления. В бюджетах соответствующих
уровней ежегодно предусматривается выделение
ассигнований на реализацию таких программ.
Законодательно предусмотрена
возможность создания фондов поддержки
малого предпринимательства. Фондом поддержки
малого предпринимательства является
некоммерческая организация, создаваемая
в целях финансирования программ, проектов
и мероприятий, направляемых на его поддержку
и развитие.
Малым предприятиям государство
предоставляет всевозможные льготы.
В случае если изменения налогового
законодательства создают менее благоприятные
условия для субъектов малого предпринимательства
по сравнению с ранее действовавшими условиями,
то в течение первых четырех лет своей
деятельности указанные субъекты подлежат
налогообложению в том же порядке, который
действовал на момент их регистрации.
Субъекты малого предпринимательства
вправе применять ускоренную амортизацию
основных производственных фондов с отнесением
затрат на издержки производства в размере,
в два раза превышающем нормы, установленные
для соответствующих видов основных фондов.
Субъекты малого предпринимательства
могут также списывать дополнительно
как амортизационные отчисления до 50%
первоначальной стоимости основных фондов
со сроком службы более трех лет.
Кредитование субъектов малого
предпринимательства может осуществляться
на льготных условиях с компенсацией соответствующей
разницы кредитным организациям за счет
средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Для аккумулирования временно
свободных денежных средств и использования
их для оказания финансовой помощи могут
создаваться общества взаимного кредитования
субъектов малого предпринимательства.
Предусмотрено осуществление
страхования субъектов малого
предпринимательства на льготных
условиях.
Правительство России, органы
исполнительной власти субъектов РФ обязаны
предусматривать резервирование для субъектов
малого предпринимательства определенной
доли заказов на производство и поставку
отдельных видов продукции для государственных
нужд.
Федеральным органам исполнительной
власти и органам исполнительной власти
субъектов РФ, а также органам местного
самоуправления поручено разрабатывать
и осуществлять меры по созданию соответствующей
информационной структуры в целях получения
субъектами малого предпринимательства
на льготных условиях экономической, правовой,
статистической, производственно-технологической
и иной информации, необходимой для их
эффективного развития и в целях обмена
между ними указанной информацией.
Соответствующие органы исполнительной
власти обязаны осуществлять комплекс
мероприятий по содействию в обеспечении
субъектов малого предпринимательства
современным оборудованием, технологиями,
в создании сети технопарков, лизинговых
фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических
центров и других объектов инфраструктуры,
создаваемых в целях поддержки субъектов
малого предпринимательства.