Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 12:50, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена исследованию малого бизнеса и поиском проблем в развитии. Тема крайне актуальна для современной России. Для последних лет характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире и увеличение его доли в экономике многих развитых стран, что положительно сказывается на их общем социально-экономическом развитии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы малого бизнеса…………………………………………….....4
Глава 2. Малый бизнес в России………………………………………....…….6
2.1. История развития малого бизнеса в России…………….………….6

2.2. Поддержка малого бизнеса в России. ……………………………...7

2.3. Положительные стороны введение малого бизнеса в России…....10

2.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………....………..11

2.5. Роль малого бизнеса в экономике России………………....……….15
Глава 3. Малый бизнес за рубежом…………………………………...……….16
3.1. Малый бизнес в США……………………………………………….16

3.2. Малый бизнес в Европейском союзе……………………………….19

3.3. Малый бизнес в Бразилии…………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………....25

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Экономика2.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

  SBA может расходовать свой бюджет как на прямое субсидирование определенных сфер малого бизнеса, так и на косвенное стимулирование мелкого предпринимательства. Например, для улучшения доступа мелких предприятий к кредитным ресурсам, SBA выступает как их гарант по кредитам и с помощью своих фондов может обеспечивать до 90% стоимости залога по ссудам для предпринимателей.

 

 

 

3.2. Малый бизнес  в Европейском союзе.

В наши дни в экономике Европейского Союза преобладают средние и малые предприятия. По данным 2009 года в Европейском Союзе функционирует 20.7 миллионов предприятий малого бизнеса. Они обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57.4% общего денежного оборота и 58.7% процента добавленной стоимости.

В определённых отраслях экономики в ЕС преобладают предприятия малого бизнеса, например в розничной и оптовой торговле, пищевой промышленности, строительстве. Небольшие предприятия стимулируют конкуренцию в европейской экономике, вынуждая значительно более крупные компании внимательнее следить за эффективностью производства и использовать новые технологии.

Политика по поддержке малого бизнеса, проводимая в Европейском Союзе, осуществляется, опираясь на три основных фактора, задействованные в работе мелких предприятий. Это: конкретный бизнесмен, фирма и общество. Главной целью проведения подобной политики является достижение баланса между интересами государства и малого бизнеса.

При осуществлении политики поддержки малого бизнеса в ЕС ставят, в первую очередь, следующие задачи:

  • укрепить единый внутренний рынок;

  • устранить административные барьеры, мешающие функционированию малого бизнеса;

  • создать в Европейском Союзе единое экономическое пространство, унифицировав законодательную базу по малому бизнесу;

  • усилить взаимодействие стран, входящих в ЕС, по вопросам поддержки малого бизнеса.


Целью же национальной политики ЕС по поддержке малого бизнеса является улучшение условий для работы предпринимателей, увеличение конкурентоспособности и рост количества малых предприятий.

Первые действия, принятые в Европе для стимулирования малого предпринимательства стали мерами по устранению административных барьеров, препятствующих успешному развитию малого бизнеса. Данные меры можно разделить на три группы.

Во-первых, в Европейском Союзе стремятся систематизировать и унифицировать налоговые системы стран – членов.

Во-вторых, изменение условий финансирования. К данной группе мер относятся создание такой организации, как Европейская ассоциация фондов взаимных гарантий малого бизнеса, и увеличение прозрачности в платёжных системах странах ЕС.

В-третьих, изменение социальных аспектов деятельности предпринимателей, в частности их выравнивание в ЕС по положения Единого европейского акта.

В 1993 году, подчёркивая важность малого бизнеса в Европе, была опубликована «Белая книг», в которой была изложена стратегия ЕС по поддержке малого бизнеса. Уже тогда малому бизнесу придавалось огромное значение, его рассматривали как гарантию высокого уровня занятости и развитого социального обеспечения.

Другим документом, который во многом повлиял на развитие малого бизнеса в Европейском Союзе, является Европейская хартия для малых предприятий. В хартии главами стран-членов ЕС признаётся потенциал небольших предприятий, подчёркивается необходимость развивать дух предпринимательства и создавать в Европе условия, благоприятные для создания и функционирования малого предпринимательства.

В хартии говорится о наиболее важных для малого бизнеса ценностях – профессионализме, надёжности и способности приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям. Изложенные в Хартии положения были также включены  в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, реализуемую в Европе с 2001 по 2005 года. В первый год существования программы положения Хартии начали воплощать в реальность с помощью 11 проектов по поддержке малого бизнеса.

Политика поддержки малого бизнеса в ЕС обычно проводится на двух уровнях: через программы поддержки конкретных стран и через программы Европейского Союза, реализуемые на всей его территории. Финансирование глобальных программ идёт через Структурные Фонды ЕС (такие как Фонд регионального развития или Социальный фонд).

Для регулирования реализации политики поддержки в ЕС существует система национальных и наднациональных организаций. Благодаря ней при реализации политики по поддержке малого бизнеса учитываются интересы Европейского Союза, его отдельных членов, а также различных связанных с малым бизнесом  ассоциация и организаций, которые находятся в Европе.  В ЕС также работаю организации, способствующие межфирменному сотрудничеству: Бюро по сближению предприятий и Европейская ассоциация венчурного капитала.

На территории всего Европейского Союза функционируют две основные программы финансирования малого бизнеса. Одна из них обеспечивает рисковым капиталом перспективные предприятия и выдаёт им кредиты до 50% стартового капитала, а также покрывает до 50% эксплуатационных затрат, срок погашения которых доходит до 5 лет.

Вторая программа называется Евротек и состоит из 13 фондов взаимных гарантий. Данная программа специализируется на кредитовании для высокотехнологичных проектов международного характера, но также инвестирует в экологические проекты и структурно-кризисные области.

Большое внимание в ЕС уделяется взаимодействию предприятий малого бизнеса с местными, региональными и национальными органами поддержки малых предприятий. В связи с этим в Европе существуют специальные сети, поддерживающие это сотрудничество.

Это Europartenariat  - сеть, которая стимулирует кооперативные связи в менее развитых регионах;

BRE(Building Research Establishment) - сеть, занимающаяся открытым поиском партнёров для ведения совместно бизнеса;

BC-Net - сеть, занимающаяся  конфиденциальным поиском партнёров  по бизнесу за рубежом, в том  числе за пределами Европы.

Изначально в странах-кандидатах ЕС поддержкой малого бизнеса занималась PHARE - масштабная программа технического содействия, финансируемая бюджетом ЕС на безвозмездной основе. В данной программе предоставлялись экспертные и консультативные услуги, а также проводились исследования вопроса поддержки бизнеса.

Программа PHARE включала в себя следующие формы поддержки малого предпринимательства:

- предоставление информации  о создании и развитии бизнеса  будущим предпринимателям;

- помощь малым предприятиям  с экспортом производимых товаров  и услуг;

- оказание помощи в  сотрудничестве между малыми  предприятиями;

- устранение факторов, препятствующих  выходу малых предприятий на  рынок;

- разработка индивидуальных  кредитных схем для представителей  малого бизнеса;

- создание инвестиционных  фондов и гарантирование кредитов  для малого бизнеса.

 

 

 

3.3. Малый бизнес  в Бразилии.

Малый бизнес Бразилии - основа социальной пирамиды страны. Базовым нормативным правовым актом является Закон о малом и среднем бизнесе 1999 г. (The Micro and Small Statute). В Бразилии насчитывается около 5.6 млн. малых предприятий, что составляет почти 99% всех формализованных компаний в Бразилии. Помимо этого в стране функционирует около 10 млн. неформализованных предприятий. Малый бизнес дает стране 57% рабочих мест.

С такими показателями приходится считаться уже весьма серьезно всем государственным органам. Особо большими цифрами ВВП, однако,  малый бизнес в Бразилии не отличается - приблизительно ему принадлежит 20-22 процентов. Однако, нужно понимать, что в Бразилии мелкий бизнес занят, как правило, самыми базовыми и необходимыми, но недорогими услугами и работами. По той же причине на малые предприятия в Бразилии приходится лишь 2% от экспорта, хотя 96% экспортёров являются малыми предприятиями.

 

 Результаты могли бы быть еще лучше, если бы государство занялось проблемой малого бизнеса более основательно. Только в 2007 году был принят специальный закон о микро и малых предприятиях, в какой-то мере решивший основную проблему бразильских предпринимателей - одну из самых сложных систем налогообложения в мире. Теперь множество разрозненных налогов была сведена к одному платежу в рамках так называемого "Супер простого"  (Super Simples)  бухгалтерского  учета. 

Недавно в Бразилии была формализована   и еще более простая форма бизнеса - статус индивидуального предпринимателя. Пройдя легкую и быструю регистрации, физическое лицо может легализовать себя с налоговой и социальной точки зрения, платя около 30 долларов  налогов в месяц единой суммой. При этом, существует возможность нанять на работу одного человека. После регистрации, человек выходит из теневого бизнеса и приобретает права на пенсию и социальное обеспечение.

Основным органом, осуществляющим поддержку малому бизнесу в Бразилии, является SEBRAE – Бразильское бюро малого и среднего предпринимательства. Данный орган был учрежден Правительством Бразилии в 1972 г.

На территории Бразилии находится 27 региональных офисов SEBRAE и 858 центров развития бизнеса.  SEBRAE присутствует в каждом бразильском штате, предлагая возможности развития и качественную информацию - не только для предприятий, но и для сотрудников и студентов - о местной экономической ситуации и процессе ведения бизнеса в Бразилии. SEBRAE оказывает услуги и компаниям и частным лицам и обладает хорошей репутацией в стране.

SEBRAE помогает малым и микропредприятиям понять, что не так с их бизнесом, и учить их тому, как стать более солидной компанией. Организация помогает частным лицам начать новый бизнес, помогает им решить вопросы, связанные с бюрократией и налогообложением, основными проблемами для начинающих предпринимателей.

Выделим основные методы поддержки малого бизнеса в Бразилии, реализуемые с помощью SEBRAE.

1. Консультации. Поддержка  оказывается как для действующих  субъектов предпринимательства, так  и для граждан, желающих открыть  свое дело. Консультирование осуществляется, в том числе, по телефону и  онлайн.

2. Гранты и финансирование. Бразильская служба поддержки  малых предприятий реализует  следующие инструменты поддержки:

    • Поддержка инновационных малых предприятий (Pappe – Program for Supporting Research in Enterprises). С помощью указанной программы предоставляются гранты на проведение научных исследований малыми предприятиями.

    • Программа поддержки ориентированных на экспорт малых предприятий  – (PROGEX – Export Technology Support Program). В рамках данной программы субсидируются расходы на технологический консалтинг, логистические услуги, затраты на модификацию продукции для удовлетворения внутренним требованиям зарубежных стран.


3. Образовательные программы. SEBRAE предлагает несколько курсов, связанных с предпринимательством, которые направлены на:

    • финансовое планирование;

    • частное предпринимательство;

    • развитие малого бизнеса в сети Интернет;

    • развитие технологий продаж;

    • обслуживание клиентов;

    • людские ресурсы.


Эти курсы могут проводиться как в Интернете, так и в форме очных посещений. Многие из них проводятся бесплатно.

4. Техническая информация. SEBRAE предоставляет информацию о рынке, управлении бизнесом, продажах и других вопросах, связанных с бизнесом через крупнейшие телеканалы – такие как Pequenas Empresas, Grandes Negócios, - через свой собственный канал, а также Интернет и радио.

5. Продвижение и доступ  к рынку. SEBRAE помогает мелким предприятиям попасть на рынок, продвигая их на деловых ярмарках, представляя им поставщиков и т.д.

SEBRAE оказывает помощь иностранцам, которые хотят открыть своё дело в Бразилии, но так как все услуги оказываются на Португальском, знание языка является обязательным.

В 2010 году бюджет SEBRAE составил 1.24 млрд долларов. Учитывая невысокую долю малого бизнеса в ВВП, на малый бизнес в Бразилии тратят достаточно много денег. Кроме того Бразилия – развивающаяся страна, и с подобной поддержкой, можно не сомневаться, что значение малого бизнеса ещё возрастет.

 

 

 

 Заключение. Проведенный анализ довольно полно описывает те причины, по которым Россия занимает в рейтинге Doing Business 112 место, а малый бизнес имеет такое малое влияние в нашей стране.

Самым главным препятствием для развития бизнеса является «Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда». Эту проблему в качестве одной из самых серьезных назвали 47% малых и средних компаний. С приличным отрывом от нее, на втором месте, расположился «Высокий уровень налогов» (36%). Третье место в ограничении развития бизнеса у «Низкой доступности финансов» (отмечено 22% респондентов). «Общий спад спроса в отрасли» становится все менее критическим по мере восстановления экономики после последнего кризиса,

на него ссылается лишь около 18% респондентов. 5-е место занимает «Несправедливая конкуренция»: 17% компаний отметили в качестве одного из трех наиболее серьезных для своего развития барьеров ситуацию, когда некоторые компании оказываются в привилегированном положении. Для 8% компаний серьезнейшим препятствием является коррупция.

Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России