Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 12:50, реферат
Описание работы
Данная работа посвящена исследованию малого бизнеса и поиском проблем в развитии. Тема крайне актуальна для современной России. Для последних лет характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире и увеличение его доли в экономике многих развитых стран, что положительно сказывается на их общем социально-экономическом развитии.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Основы малого бизнеса…………………………………………….....4 Глава 2. Малый бизнес в России………………………………………....…….6 2.1. История развития малого бизнеса в России…………….………….6
2.2. Поддержка малого бизнеса в России. ……………………………...7
2.3. Положительные стороны введение малого бизнеса в России…....10
2.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………....………..11
2.5. Роль малого бизнеса в экономике России………………....……….15 Глава 3. Малый бизнес за рубежом…………………………………...……….16 3.1. Малый бизнес в США……………………………………………….16
3.2. Малый бизнес в Европейском союзе……………………………….19
SBA может расходовать свой
бюджет как на прямое субсидирование определенных
сфер малого бизнеса, так и на косвенное
стимулирование мелкого предпринимательства.
Например, для улучшения доступа мелких
предприятий к кредитным ресурсам, SBA выступает
как их гарант по кредитам и с помощью
своих фондов может обеспечивать до 90%
стоимости залога по ссудам для предпринимателей.
3.2. Малый бизнес
в Европейском союзе.
В наши дни в экономике Европейского
Союза преобладают средние и малые предприятия.
По данным 2009 года в Европейском Союзе
функционирует 20.7 миллионов предприятий
малого бизнеса. Они обеспечивают 70% занятости
в частном секторе, дают 57.4% общего денежного
оборота и 58.7% процента добавленной стоимости.
В определённых отраслях экономики
в ЕС преобладают предприятия малого бизнеса,
например в розничной и оптовой торговле,
пищевой промышленности, строительстве.
Небольшие предприятия стимулируют конкуренцию
в европейской экономике, вынуждая значительно
более крупные компании внимательнее
следить за эффективностью производства
и использовать новые технологии.
Политика по поддержке малого
бизнеса, проводимая в Европейском Союзе,
осуществляется, опираясь на три основных
фактора, задействованные в работе мелких
предприятий. Это: конкретный бизнесмен,
фирма и общество. Главной целью проведения
подобной политики является достижение
баланса между интересами государства
и малого бизнеса.
При осуществлении политики
поддержки малого бизнеса в ЕС ставят,
в первую очередь, следующие задачи:
создать в Европейском Союзе
единое экономическое пространство, унифицировав
законодательную базу по малому бизнесу;
усилить взаимодействие стран,
входящих в ЕС, по вопросам поддержки малого
бизнеса.
Целью же национальной политики
ЕС по поддержке малого бизнеса является
улучшение условий для работы предпринимателей,
увеличение конкурентоспособности и рост
количества малых предприятий.
Первые действия, принятые в
Европе для стимулирования малого предпринимательства
стали мерами по устранению административных
барьеров, препятствующих успешному развитию
малого бизнеса. Данные меры можно разделить
на три группы.
Во-первых, в Европейском Союзе
стремятся систематизировать и унифицировать
налоговые системы стран – членов.
Во-вторых, изменение условий
финансирования. К данной группе мер относятся
создание такой организации, как Европейская
ассоциация фондов взаимных гарантий
малого бизнеса, и увеличение прозрачности
в платёжных системах странах ЕС.
В-третьих, изменение социальных
аспектов деятельности предпринимателей,
в частности их выравнивание в ЕС по положения
Единого европейского акта.
В 1993 году, подчёркивая важность
малого бизнеса в Европе, была опубликована
«Белая книг», в которой была изложена
стратегия ЕС по поддержке малого бизнеса.
Уже тогда малому бизнесу придавалось
огромное значение, его рассматривали
как гарантию высокого уровня занятости
и развитого социального обеспечения.
Другим документом, который
во многом повлиял на развитие малого
бизнеса в Европейском Союзе, является
Европейская хартия для малых предприятий.
В хартии главами стран-членов ЕС признаётся
потенциал небольших предприятий, подчёркивается
необходимость развивать дух предпринимательства
и создавать в Европе условия, благоприятные
для создания и функционирования малого
предпринимательства.
В хартии говорится о наиболее
важных для малого бизнеса ценностях –
профессионализме, надёжности и способности
приспосабливаться к изменяющимся экономическим
условиям. Изложенные в Хартии положения
были также включены в Многолетнюю
программу по малому и среднему бизнесу,
реализуемую в Европе с 2001 по 2005 года. В
первый год существования программы положения
Хартии начали воплощать в реальность
с помощью 11 проектов по поддержке малого
бизнеса.
Политика поддержки малого
бизнеса в ЕС обычно проводится на двух
уровнях: через программы поддержки конкретных
стран и через программы Европейского
Союза, реализуемые на всей его территории.
Финансирование глобальных программ идёт
через Структурные Фонды ЕС (такие как
Фонд регионального развития или Социальный
фонд).
Для регулирования реализации
политики поддержки в ЕС существует система
национальных и наднациональных организаций.
Благодаря ней при реализации политики
по поддержке малого бизнеса учитываются
интересы Европейского Союза, его отдельных
членов, а также различных связанных с
малым бизнесом ассоциация и организаций,
которые находятся в Европе. В ЕС также
работаю организации, способствующие
межфирменному сотрудничеству: Бюро по
сближению предприятий и Европейская
ассоциация венчурного капитала.
На территории всего Европейского
Союза функционируют две основные программы
финансирования малого бизнеса. Одна из
них обеспечивает рисковым капиталом
перспективные предприятия и выдаёт им
кредиты до 50% стартового капитала, а также
покрывает до 50% эксплуатационных затрат,
срок погашения которых доходит до 5 лет.
Вторая программа называется
Евротек и состоит из 13 фондов взаимных
гарантий. Данная программа специализируется
на кредитовании для высокотехнологичных
проектов международного характера, но
также инвестирует в экологические проекты
и структурно-кризисные области.
Большое внимание в ЕС уделяется
взаимодействию предприятий малого бизнеса
с местными, региональными и национальными
органами поддержки малых предприятий.
В связи с этим в Европе существуют специальные
сети, поддерживающие это сотрудничество.
Это Europartenariat - сеть, которая
стимулирует кооперативные связи в менее
развитых регионах;
BRE(Building Research Establishment) - сеть, занимающаяся открытым
поиском партнёров для ведения совместно
бизнеса;
BC-Net - сеть, занимающаяся
конфиденциальным поиском партнёров
по бизнесу за рубежом, в том
числе за пределами Европы.
Изначально в странах-кандидатах
ЕС поддержкой малого бизнеса занималась
PHARE - масштабная программа технического
содействия, финансируемая бюджетом ЕС
на безвозмездной основе. В данной программе
предоставлялись экспертные и консультативные
услуги, а также проводились исследования
вопроса поддержки бизнеса.
Программа PHARE включала в себя
следующие формы поддержки малого предпринимательства:
- предоставление информации
о создании и развитии бизнеса
будущим предпринимателям;
- помощь малым предприятиям
с экспортом производимых товаров
и услуг;
- оказание помощи в
сотрудничестве между малыми
предприятиями;
- устранение факторов, препятствующих
выходу малых предприятий на
рынок;
- разработка индивидуальных
кредитных схем для представителей
малого бизнеса;
- создание инвестиционных
фондов и гарантирование кредитов
для малого бизнеса.
3.3. Малый бизнес
в Бразилии.
Малый бизнес Бразилии
- основа социальной пирамиды страны. Базовым
нормативным правовым актом является Закон о малом и среднем бизнесе 1999 г. (The Micro
and Small Statute). В Бразилии насчитывается
около 5.6 млн. малых предприятий, что составляет
почти 99% всех формализованных компаний
в Бразилии. Помимо этого в стране функционирует
около 10 млн. неформализованных предприятий.
Малый бизнес дает стране 57% рабочих мест.
С такими показателями
приходится считаться уже весьма серьезно
всем государственным органам. Особо большими
цифрами ВВП, однако, малый бизнес в Бразилии
не отличается - приблизительно ему принадлежит
20-22 процентов. Однако, нужно понимать,
что в Бразилии мелкий бизнес занят, как
правило, самыми базовыми и необходимыми,
но недорогими услугами и работами. По
той же причине на малые предприятия в
Бразилии приходится лишь 2% от экспорта,
хотя 96% экспортёров являются малыми предприятиями.
Результаты могли бы
быть еще лучше, если бы государство занялось
проблемой малого бизнеса более основательно. Только
в 2007 году был принят специальный закон
о микро и малых предприятиях, в какой-то
мере решивший основную проблему бразильских
предпринимателей - одну из самых сложных
систем налогообложения в мире. Теперь
множество разрозненных налогов была
сведена к одному платежу в рамках так
называемого "Супер простого" (Super Simples)
бухгалтерского учета.
Недавно в Бразилии
была формализована и еще более простая
форма бизнеса - статус индивидуального
предпринимателя. Пройдя легкую и быструю
регистрации, физическое лицо может легализовать
себя с налоговой и социальной точки зрения,
платя около 30 долларов налогов в месяц
единой суммой. При этом, существует возможность
нанять на работу одного человека. После
регистрации, человек выходит из теневого
бизнеса и приобретает права на пенсию
и социальное обеспечение.
Основным органом, осуществляющим
поддержку малому бизнесу в Бразилии,
является SEBRAE – Бразильское бюро малого
и среднего предпринимательства. Данный
орган был учрежден Правительством Бразилии
в 1972 г.
На территории Бразилии находится
27 региональных офисов SEBRAE и 858 центров
развития бизнеса. SEBRAE присутствует
в каждом бразильском штате, предлагая
возможности развития и качественную
информацию - не только для предприятий,
но и для сотрудников и студентов - о местной
экономической ситуации и процессе ведения
бизнеса в Бразилии. SEBRAE оказывает услуги
и компаниям и частным лицам и обладает
хорошей репутацией в стране.
SEBRAE помогает малым и микропредприятиям
понять, что не так с их бизнесом, и учить
их тому, как стать более солидной компанией.
Организация помогает частным лицам начать
новый бизнес, помогает им решить вопросы,
связанные с бюрократией и налогообложением,
основными проблемами для начинающих
предпринимателей.
Выделим основные методы поддержки
малого бизнеса в Бразилии, реализуемые
с помощью SEBRAE.
1. Консультации. Поддержка
оказывается как для действующих
субъектов предпринимательства, так
и для граждан, желающих открыть
свое дело. Консультирование осуществляется,
в том числе, по телефону и
онлайн.
2. Гранты и финансирование.
Бразильская служба поддержки
малых предприятий реализует
следующие инструменты поддержки:
Поддержка инновационных малых предприятий (Pappe – Program for Supporting Research in Enterprises). С помощью указанной программы
предоставляются гранты на проведение
научных исследований малыми предприятиями.
Программа поддержки ориентированных
на экспорт малых предприятий – (PROGEX – Export Technology Support Program). В рамках данной программы субсидируются расходы на технологический консалтинг, логистические услуги, затраты на модификацию продукции для удовлетворения внутренним требованиям зарубежных стран.
3. Образовательные программы.
SEBRAE предлагает несколько курсов,
связанных с предпринимательством,
которые направлены на:
финансовое планирование;
частное предпринимательство;
развитие малого бизнеса в сети
Интернет;
развитие технологий продаж;
обслуживание клиентов;
людские ресурсы.
Эти курсы могут проводиться
как в Интернете, так и в форме очных посещений.
Многие из них проводятся бесплатно.
4. Техническая информация.
SEBRAE предоставляет информацию о рынке,
управлении бизнесом, продажах и других
вопросах, связанных с бизнесом через
крупнейшие телеканалы – такие как Pequenas
Empresas, Grandes Negócios, - через свой собственный
канал, а также Интернет и радио.
5. Продвижение и доступ
к рынку. SEBRAE помогает мелким предприятиям
попасть на рынок, продвигая их на деловых
ярмарках, представляя им поставщиков
и т.д.
SEBRAE оказывает помощь иностранцам,
которые хотят открыть своё дело в Бразилии,
но так как все услуги оказываются на Португальском,
знание языка является обязательным.
В 2010 году бюджет SEBRAE составил
1.24 млрд долларов. Учитывая невысокую
долю малого бизнеса в ВВП, на малый бизнес
в Бразилии тратят достаточно много денег.
Кроме того Бразилия – развивающаяся
страна, и с подобной поддержкой, можно
не сомневаться, что значение малого бизнеса
ещё возрастет.
Заключение. Проведенный анализ довольно
полно описывает те причины, по которым
Россия занимает в рейтинге Doing Business 112
место, а малый бизнес имеет такое малое
влияние в нашей стране.
Самым главным препятствием
для развития бизнеса является «Низкая
доступность персонала требуемой квалификации
на рынке труда». Эту проблему в качестве
одной из самых серьезных назвали 47% малых
и средних компаний. С приличным отрывом
от нее, на втором месте, расположился
«Высокий уровень налогов» (36%). Третье
место в ограничении развития бизнеса
у «Низкой доступности финансов» (отмечено
22% респондентов). «Общий спад спроса в
отрасли» становится все менее критическим
по мере восстановления экономики после
последнего кризиса,
на него ссылается лишь около
18% респондентов. 5-е место занимает «Несправедливая
конкуренция»: 17% компаний отметили в качестве
одного из трех наиболее серьезных для
своего развития барьеров ситуацию, когда
некоторые компании оказываются в привилегированном
положении. Для 8% компаний серьезнейшим
препятствием является коррупция.