Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 12:50, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена исследованию малого бизнеса и поиском проблем в развитии. Тема крайне актуальна для современной России. Для последних лет характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире и увеличение его доли в экономике многих развитых стран, что положительно сказывается на их общем социально-экономическом развитии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы малого бизнеса…………………………………………….....4
Глава 2. Малый бизнес в России………………………………………....…….6
2.1. История развития малого бизнеса в России…………….………….6

2.2. Поддержка малого бизнеса в России. ……………………………...7

2.3. Положительные стороны введение малого бизнеса в России…....10

2.4. Проблемы малого бизнеса в России……………………....………..11

2.5. Роль малого бизнеса в экономике России………………....……….15
Глава 3. Малый бизнес за рубежом…………………………………...……….16
3.1. Малый бизнес в США……………………………………………….16

3.2. Малый бизнес в Европейском союзе……………………………….19

3.3. Малый бизнес в Бразилии…………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………....25

Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Экономика2.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

В 2000—2002 гг. предполагается подготовить и принять пакет законов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Одним из важнейших направлений такой работы будет государственная поддержка малых предприятий и сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности. Приоритетную поддержку должны получить малые предприятия, осуществляющие свою деятельность в машиностроении и металлообработке, микробиологии, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности, электронной, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, а также в строй индустрии и производстве товаров народного потребления.

 

 

2.3. Положительные  стороны введение малого бизнеса  в России.

Со стороны организатора малого бизнеса, основное его достоинство – это прекрасная возможность для реализации идей и амбиций его руководителя с помощью развития собственного бизнеса.

Владелец малого бизнеса более свободен в своих действиях, нежели предприниматель, который руководит крупным предприятием. В таком случае у бизнесмена есть шанс самому следить за ситуацией и принимать решения, а также корректировать уже принятый план действий.

Еще одним важным преимуществом малого предпринимательства является то, что затраты на ведение такого небольшого бизнеса довольно низкие, при этом затраты на оплату труда работников также меньше, чем на больших предприятиях.

Владельцы малого бизнеса в случае, если дело перестанет приносить ожидаемый доход, имеют возможность быстро переориентировать свое предприятие, поскольку они не связаны крупными вложениями в технику, оборудование, аренду помещения и так далее. Также в малом бизнесе быстрая оборачиваемость капиталов.

Со стороны государства, малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта(ВНП). Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП. В то время в России составляет всего 20%-25%.

 

2.4. Проблемы малого  бизнеса в России.

Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера). 
 
 Что же конкретно мешает предпринимательству нормально развиваться? 
 Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы: 
    — Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке. 
    — Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности. 
    — Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками. 
    — Кредитная необеспеченность. 
 
 Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом: 
    — Недостатки налоговой системы. 
    — Отсутствие оборотных средств. 
    — Низкий платежеспособный спрос населения. 
    — Высокая арендная плата. 
    — Экономическая политика государства. 
    — Недоступность кредитов. 
    — Дороговизна сырьевых ресурсов. 
    — Слабое развитие внутреннего рынка. 
    — Высокие тарифы на перевозки.  
    — Отсутствие производственных площадей.

Основные проблемы предпринимательства:

Недостаток финансовых ресурсов  
Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю. 
 Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. 
 Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии. 
 
 Административные барьеры 
 Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.  
 Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест. 
 
 Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности 
 Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. 
 При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются. 
 
 Доступ к выполнению государственных заказов 
 Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса. 
 Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)". Предельные цены (цены лотов) для предусмотренных указанным перечнем товаров установлены в размере 3 млн. рублей, работ - в размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей. 
 
 Проблема нежилых помещений для предприятий 
 Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. 
 Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности. 
 
 Проблема продвижения товаров и услуг на рынке 
 Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.  
Предприятия, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий. 
 
 Потребность в деловой информации  
 Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений.  
 Постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства в сети Интернет. Благодаря существующим Интернет-порталам деловой информации, малые предприятия могут получать интересующие их сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию, благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга. 
 
 Низкая квалификация персонала  
 Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов. 
 Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей. 
 Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций.

 

 

2.5. Роль малого  бизнеса в экономике России.

Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира действует большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств превышает 50%. В то время, как в России это число в двое меньше. Примерно 20%-25%. Воздействие следующих факторов, напрямую связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы.

Малому бизнесу отводится важная роль в хозяйстве страны, так как малые и средние предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создавать возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, приложения творческих сил, стимулировать развитие семейного бизнеса, снизить социальную напряженность и обеспечить ресурсосберегающий экономический рост. Вклад малого предпринимательства в создание ВНП России составляет около 12%, а доля занятых не превышает 10% экономически активного населения. Как показывает опыт, малые предприятия эффективны в потребительской сфере, производстве отдельных узлов и полуфабрикатов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям, в определенных случаях в наукоемких видах производства. Поэтому в настоящее время развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ («Президентская инициатива») и ряде других документов.

 

 

 

 

 

Глава 3. Малый бизнес за рубежом.

3.1. Малый бизнес  в США

Малый бизнес - стержень экономики США. Политика государства устойчиво ориентирована на поддержку и защиту малого предпринимательства. Его абсолютный приоритет закреплен законодательно.  На долю малого бизнеса приходится свыше половины ВВП, производимого частным сектором. По данным Администрации малого бизнеса США (SBA), в 2009 году в стране насчитывалось 27.5 млн. малых предприятий. Малый бизнес чрезвычайно динамичен: ежегодно возникает и закрывается 500-600 тыс. фирм; растет число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (в 2002 г. - на 2,7%). В этом секторе сосредоточено 99,7% всех работодателей и более 50% численности работников, занятых в частном секторе. Малый бизнес в США создал около 65% чистых рабочих мест за последние несколько десятков лет. В малом предпринимательстве участвуют 43% высококвалифицированных технических рабочих (учёных, инженеров, программистов). Малый бизнес также производит в 13 раз больше патентов, чем крупные патентные фирмы.

В США политику по поддержке малого бизнеса начали проводить ещё в первой половине 20 века. Так, с целью решения проблем, связанных с последствиями Депрессии, в Соединённых Штатах в 1932 году создаются федеральные программы займов для отраслей, которые сильно пострадали  во время кризиса. Программы были разработаны и для крупного, и для малого бизнеса.

Позже, в соответствии с первым федеральным законом о поддержке малого бизнеса (Small Business Act), принятым в 1953 г.,  в США была создана организация SBA, которой был присвоен статус федерального агентства правительства США. Руководитель SBA назначается президентом и утверждается Сенатом. Цель SBA – оказание помощи и правительственной поддержки малому бизнесу в кооперации с Министерством торговли, а также федеральными и штатскими  компетентными агентствами. Целью SBA также является укрепление экономики страны в целом и поддержание свободной рыночной конкуренции. По всей стране открыто около сотни крупных филиалов и офисов SBA, также работают межрегиональные и отраслевые подразделения и около одной тысячи местных центров (Small Business Development Centers - SBDCs). Финансирование SBA обеспечивается федеральным правительством.

По инициативе SBA малому бизнесу предоставляются гарантии по кредитам. Кроме того, предлагается широкий выбор методов финансирования: микрозаймы, кредиты на покрытие крупного долга, использование венчурного капитала. В центрах развития малого бизнеса оказывают различные услуги, связанные с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли).  В них также оказывают техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов.

По инициативе SBA были созданы группы SCORE, в которые входит более десяти тысяч владельцев и руководителей малых предприятий.  Существует около 400 филиалов SCORE, в которых разрабатываются тренинги, проводятся прямые, а так же интернет-консультации по маркетингу и бизнес-планированию, и где можно получить индивидуальные практические рекомендации.

США отличается большим количеством фирм, которыми руководят женщины. В таких предприятиях в Штатах занято более 9 млн. человек, а их темпы роста превышают мировые показатели. Подобное явление объясняется тем, что в США функционируют более 90 центров помощи женщинам предпринимателям (WBC), в которых консультации по управлению бизнесом проводят исключительно для бизнес – леди .

По инициативе SBA так же был создан Институт бизнеса в интернете (Е-Business Institute). Данный институт особенно полезен для начинающих предпринимателей и тех, кто только собирается открыть собственную фирму. Они могут бесплатно пользоваться ресурсами института, в том числе получать онлайн – консультации и прохождение специальных курсов.

В США функционируют 19 центров содействия экспорту, в которых отбираются кандидаты для участия в проектах, связанных с международным экспортом. Разумеется, победители получают определённый капитал для реализации своих задумок ориентированных проектов.

Вебсайт SBA еженедельно регистрирует 17 млн. посещений, в его интернет - библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

Правительство США - крупнейший в мире потребитель товаров и услуг. Годовая сумма государственных контрактов достигает 200 млрд. долл. Интересно, что в соответствии с законом 23% таких сделок должно реализовываться малыми предприятиями. Соблюдение этого положения контролируется специально созданным отделом SBA по государственным контрактам (реально малый бизнес получает около 20% госзаказа). Каждое министерство фиксирует за малыми предприятиями определенную долю госзаказа, и никто иной не может получить ее. Кроме того, все госзакупки на сумму до 100 тыс. долл. осуществляются только через них.

Отдел технологий SBA занимается реализацией федеральных программ по внедрению в малый бизнес сверхсовременных технологий, а также организует соответствующее обучение и переобучение персонала, способствует обмену технологической информацией.

Одним из важнейших направлений деятельности SBA является правовая защита интересов малого бизнеса. Для её осуществления в 1978 году был создан отдел адвокатуры (Office of Advocacy). Глава отдела адвокатуры назначается президентом Соединённых Штатов и утверждается конгрессом. Глава отдела не подчиняется руководителю SBA и подотчётен только президенту и конгрессу. Все принимаемые нормы, связанные с малым бизнесом, должны быть согласованы с отделом адвокатуры.

О масштабах его полномочий свидетельствует следующий факт. В начале 2003 г. Федеральная комиссия по телекоммуникациям решила изменить регламент владения медийными компаниями. Но Office of Advocacy выдал отрицательное заключение, мотивировав свой шаг тем, что нововведение позволит монополизировать СМИ, и вопрос был снят с повестки дня.

В 1996 году в SBA был создан арбитражный отдел, а в законе об усилении справедливого регулирования малого бизнеса были определены его задачи. На всё территории США данный отдел проводит ‘круглые столы’ и слушания с целью повысить эффективность малого бизнеса. Арбитражный отдел отчитывается за свою деятельность перед конгрессом и представляет собой связующее звено между федеральными структурами и малым предпринимательством.

Бюджет SBA в 2012 году составил $985 млн. долл. а учитывая привлечённое финансирование и субсидии, на поддержку малого бизнеса было потрачено около $24 млрд. В предыдущем году бюджет составлял 994 млн. долл., но на кредитные программы для малого бизнеса в 2012  было потрачено на 160 млн. долл. больше.  Нельзя сказать, что ресурсы, тратящиеся на поддержку малого бизнеса, уменьшились.

Информация о работе Малый бизнес. Проблемы малого бизнеса в России