Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их непо-следовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Из опыта развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике. Развитие предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и роль малого бизнеса 4
1.1 Этапы становления малого бизнеса в России 4
1.2 Сущность и качественно-количественные критерии определения малого бизнеса 5
1.3 Структура и порядок ведения малого предприятия. 6
Глава 2. Преимущество и недостатки малого бизнеса. Перспективы его развития 8
Глава 3. Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством 16
Заключение 20
Список использованных источников: 22

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела» 
Факультет высшего профессионального образования 
 
Кафедра «Экономики и управления» 

 

 

 

Курсовая работа  

По дисциплине: «Макроэкономика» 
Тема: «Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы.» 
 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ИПД-131э 
Сорокина Кристина 
Проверил: Анофриков С.П. 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Из опыта развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике. Развитие предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Объектом исследования в данной работе является малое предпринимательство. Предметом – проблемы развития малого бизнеса в России.

Целью работы является проведение характеристики малого бизнеса в России; выявление основных и наиболее острых проблем, стоящих перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях и тормозящие его дальнейшее развитие; приведение данных, которые характеризуют роль малого бизнеса в экономике страны.

В соответствии с целью, объектом и предметом данной работы, поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность и роль малого бизнеса;
  2. Рассмотреть развитие предпринимательства в России;
  3. Дать анализ современных проблем;
  4. Выявить перспективы дальнейшего развития.

  

 

 

Глава 1. Общая характеристика и роль малого бизнеса

Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 – 70 % ВНП, поэтому большинство развитых государств всемирно поддерживает деятельность малого бизнеса. Малое предпринимательство оказывает большое влияние на развитие народного хозяйства, увеличение численности работников и решение социальных проблем, даже в развитых странах.

В нормативных и законодательных актах Российской Федерации указывается, что одним из направлений экономических реформ является развитие малого предпринимательства. Оно способствует не только наполнению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами, но и развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест и формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Если сравнить малый бизнес с крупными и средними предприятиями, то можно увидеть что малый бизнес имеет положительную тенденцию в развитии. Среди малых предприятий появляется все больше новых.

1.1 Этапы становления малого бизнеса в России

Рассматривая развитие малого предпринимательства в России, можно выделить ряд этапов:

Первый этап (1985 – 1987). Для этого этапа характерно:

  1. зарождение центров научно-технического творчества;
  2. многочисленность участников предпринимательства;
  3. экспериментальный характер;
  4. формирование основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987 – 1988). На данном этапе происходит расширение деятельности малого предпринимательства, приобретается характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса было насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

Третий этап (1989 – 1990). Этот этап в большинстве связан с принятием законодательных актов. А именно:

  1. закон «О предприятии в СССР» от 4 июня 1990 года;
  2. постановление «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8 июля 1990 года.

Так же в этот период было значимо развитие арендных отношений.

Четвертый этап (1991 – 1992). Характерной чертой этого этапа стало появление среднего и крупного предпринимательства, а так же коммерциализация.

Пятый этап (1993 – 1994). Для этого этапа характерно: широкомасштабная приватизация; развитие всех видов предпринимательства; интенсивное участие малого бизнеса в различных сферах.

Шестой этап (1995 – 1998). Последний этап характеризуется тем, что многие малые предприятия прекратили свое существование, потому что возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности практически были исчерпаны. Стали появляться случаи поглощения предприятий.

Рассмотрев все этапы становления малого бизнеса, можно сделать вывод, то малые предприятия можно образовать: во-первых,  выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, а так же других подразделений; во-вторых, на акционерных началах.

1.2 Сущность и качественно-количественные критерии определения малого бизнеса

Рассмотрим определение малого предпринимательства. Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Выясним, в чем же заключается сущность малого бизнеса.

Общее число показателей, по которым предприятия относятся к малому предпринимательству (бизнесу), по данным Мирового банка, насчитывается более 50 критериев.

Но наиболее применяемыми являются следующие критерии:

  1. средняя численность работников занятых на предприятии;
  2. величина оборота за год;
  3. размер уставного капитала;
  4. величина активов.

Малое предприятие является коммерческой организацией. Доля в уставном капитале, которая принадлежит одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %.

Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности – 100% человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Субъектом малого предпринимательства так же может быть физическое лицо, занимающееся предпринимательством без образования юридического лица.

1.3 Структура и порядок ведения малого предприятия.

Первым шагом в ведении предприятия является его регистрация.

Регистрация малого предприятия ничем не отличается от регистрации любого другого предприятия. Регистрацию коммерческих организаций проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Чтобы создать фирму и подготовить учредительные документы, нужно определиться со следующими позициями:

  1. организационно-правовая форма предприятия;
  2. наименование предприятия;
  3. предмет и цели деятельности;
  4. состав учредителей;
  5. размер уставного капитала и распределение долей уставного капитала или акций между учредителями;
  6. порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли;
  7. органы управления и контроля, условия хранения документов;
  8. условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

Кроме регистрации существует еще несколько правил малого предприятия. Одно из этих правил это то, что предприятие должно иметь специальное разрешение, т.е. лицензию на осуществление своей деятельности.

Кроме лицензии, должен быть в наличии предприятия сертификат, который позволит реализовывать некоторые виды товаров и услуг.

Для субъектов малого бизнеса могут применять специальный порядок исчисления и уплаты налогов, т.е. упрощенную систему налогообложения.

Предприниматели должны учитывать, что законодательством определены конкретные требования не только въездных, но и камеральных проверок.

 

 

 

Глава 2. Преимущество и недостатки малого бизнеса. Перспективы его развития

Субъекты малого предпринимательства имеют не только преимущества, но и недостатки.

Проводя анализ малого предпринимательства в России, можно выделить следующие преимущества:

  1. быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  2. большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  3. гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  4. относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
  5. большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  6. низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
  7. относительно высокая оборачиваемость собственного капитала.

Отмечено, что малые предприятия располагают конкурентными преимуществами. Так же малое предпринимательство отличается широким использованием местных материальных и трудовых ресурсов. Предприниматели малого бизнеса более остальных склонны к инвестированию и сбережениям, так же обладают высоким уровнем личной мотивации в достижении успеха, что положительным образом отражается на деятельности предприятия.

Субъектам малого бизнеса больше всего известен уровень спроса на локальных (местных) рынках.

 Малый бизнес в некоторых странах занимает доминирующее положение не только по числу, но и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

С другой стороны субъекты малого бизнеса имеют и определенные недостатки.

Рассмотрим самые существенные из них:

  1. высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  2. зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом;
  3. слабая компетентность руководителей;
  4. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
  5. неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).

Недостатки малого предпринимательства определяется не только внутренними, но и внешними причинами функционирования малых предприятий.

На опыте видно, что большинство неудач малых предприятий связано с неопытностью или недостаточной квалификацией собственников малых предприятий.

Но так же есть и другие причины банкротств малых предприятий являются:

  1. запущенность бизнеса;
  2. плохое здоровье или вредные привычки;
  3. катастрофы, пожары, воровство и т.д.;
  4. мошенничество.

Фирма «Дан энд Брэст-ритм» привела данные, что причинами распада малых фирм в 49 процентах являются маленькие объемы продаж, в 23 процентов случаях одной из причин является конкуренция, а в остальных 16 процентах – большие эксплуатационные расходы.

Одной из главных неудач является неудачное месторасположение и проблема управления запасами на складах.

Практика показывает, что наличие предпринимательского опыта и хватки, недостаточны для ведения малого бизнеса на современном этапе. Сейчас необходимы специальные знания.

Известно, что фирма приносит более стабильный доход, если она существует долгое время при одном владельце.

Статистика показывает, что женщины-владельцы более удачливы, чем мужчины. В ходе исследования было отмечено, что малые предприятия преуспевают в том случае, если много работают, но с другой стороны они не должны переходить в своей деятельности рамки здравого смысла.

Если предпринимательская команда состоит из нескольких человек, то шансы на выживание выше. Это связано с тем, что коллективное принятие решения более профессионально. На «живучести» малых предприятий сказывается так же и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше капитал первоначально вложенных в предприятие, тем больше возможностей ее сохранить в период кризиса.

В целом, для экономики, деятельность малого бизнеса оказывается важным фактором повышения ее гибкости. О способности страны к приспособлению меняющейся обстановки специалисты могут судить по уровню развития малого предпринимательства. Для России, находящейся на этапе развития рыночных отношений, создание и развитие малого бизнеса должно стать основой. Не зависимо от трудностей и неудач, малый бизнес развивается и набирает темпы роста, тем самым решая многие проблемы, такие как: экономические, социальные, научно-технические.

По данным Росстата к началу 2013 года в России было зарегистрировано 1 997 тыс. малых предприятий, что на 8,7 процентов превышает предыдущий год. При этом число малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 1 395,9 ед., что превысило показатель прошлого года на 110,5 ед.

Информация о работе Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы