Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их непо-следовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Из опыта развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике. Развитие предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и роль малого бизнеса 4
1.1 Этапы становления малого бизнеса в России 4
1.2 Сущность и качественно-количественные критерии определения малого бизнеса 5
1.3 Структура и порядок ведения малого предприятия. 6
Глава 2. Преимущество и недостатки малого бизнеса. Перспективы его развития 8
Глава 3. Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством 16
Заключение 20
Список использованных источников: 22

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Теперь сравним численность предприятий по нескольким годам.

В таблице 1 представлена общая численность малых предприятий в России по отраслям экономики.

Таблица 1.

«Число малых предприятий по отраслям экономики»

№ п/п

1993

1996

2004

2012

Всего предприятий:

560,0

877,3

953,1

1823,2

В том числе по отраслям:

       

Промышленность

60,0

128,5

128,1

311,7

Сельское хозяйство

6,9

9,8

19,3

105,3

Транспорт и связь

14,1

20,5

31,8

74,7

Строительство

72,9

145,5

121,3

198,6

Торговля и общественное питание

275,5

374,6

441,2

605,3

Материально-техническое снабжение

15,2

16,2

25,7

76,5

Информационно-вычислительное обслуживание

5,8

6,7

8,7

36,4

Операции с недвижимым имуществом

1,1

2,2

30,5

48,7

Общая коммерческая деятельность по обеспечению

Функционирования рынка

20,6

42,4

44,3

54,3

Прочие виды деятельности сферы материального производства

13,8

16,8

26,2

29,7

Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения

10,8

15,4

15,6

135

Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение

9,2

16,8

22,3

44,6

Образование

5,8

7,8

2,5

16,5

Культура и искусство

5,1

8,2

9,3

12,6

Наука и научное обслуживание

35,9

48,8

20,7

72,9


 

На 1 января 2012 года наибольшее число малых предприятий функционировало в торговле и общественном питании. Что составило 33,2 %.

Общий объем оборота малых предприятий в России за 2012 год составил 23 465,9 млрд. руб., что на 3,8 процентов выше показателя предыдущих годов.

За данный период объем оборота малых предприятий, с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ), выросло в 59 регионах по сравнению с показателем прошлых лет. Так же отмечено и снижение оборота малых предприятий с ИПЦ в 24 регионах.

Эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) считают, что итоги деятельности малых предприятий в 2012 году в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные.

Теперь проанализируем ситуацию 2013 года. По итогам первых трех кварталов 2013 года по сравнению с прошлым годом в стране наблюдался рост почти всех показателей развития малого бизнеса, а именно: численность занятых на малых предприятиях, объем оборота и инвестиций в основном капитале.

Количество малых предприятий, зарегистрированных на 1 октября 2013 года, снизилось по сравнению с 1 октября 2012 года на 1,5%, а численность занятых на предприятиях выросла на 1,5%. При всем этом удельный вес работников достиг 14,1%.

Итоги деятельности малых предприятий 2013 года в региональном разрезе рассматривались как негативные. Сократилось число зарегистрированных малых предприятий; в 46 регионах снизилась численность занятых; в 42 регионах снизился объем оборота малых предприятий; в 43 регионах сократились инвестиции в основном капитале.

Согласно прогнозу, к 2030 году количество малых предприятий вырастет в 1,3 раза до 7,7 млн., причем в это число войдет 5,4 млн. индивидуальных предприятий.

Анализируя экономическую литературу и статистические данные о деятельности малого предпринимательства, можно сделать вывод, что роль малого бизнеса в стране усилилась, хотя устойчивость малых предприятий низкая.

Малый бизнес является важным фактором решения экономических и социальных задач при росте численности малых предприятий.

Известно, что развитие малого бизнеса является условием решения некоторых проблем. Таких как:

  1. формирование конкурентных и цивилизованных рыночных отношений, которые в свою очередь способствуют лучшему удовлетворению потребностей общества;
  2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.
  3. создание дополнительных рабочих мест;
  4. сокращение уровня безработицы;
  5. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, таких как: домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся;
  6. формирование социального слоя собственников и предпринимателей;
  7. активизация научно-технического прогресса;
  8. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  9. содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,
  10. создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  11. освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Малое предпринимательство стремиться к удовлетворению запросов потребителей и способствует повышению качества товаров и робот, услуг и культуры обслуживания. Малый бизнес так же содействует структурной перестройке экономики. Малый бизнес придаёт экономике гибкость, манёвренность и мобильность.

Партнеры в малых предприятиях привлекают личные средства населения на развитие и так же вкладывают свои капиталы в дело. Партнёры малых предприятий больше заинтересованы в своём деле, чем партнёры крупных.

Эти и многие другие экономические функции малого бизнеса относят его развитие к важнейшим государственным задачам и делают малое предпринимательство неотъемлемой частью экономического формирования России.

На практике можно увидеть, что наиболее полным удовлетворением потребительского спроса является на сегодняшний день эффективность работы малых предприятий.

Таким образом, проводя анализ предпринимательской деятельности, можно выделить ряд причин, которые тормозят развитие малого бизнеса в России. К этим причинам относятся:

К первой причине можно отнести сложную финансовую и экономическую обстановку в стране (инфляция, спад производства, ухудшение платежной дисциплины и другое).

Немало важной причиной является недостаточность экономических и правовых знаний предпринимателей.

Другой причиной, тормозящей развитие малого бизнеса, является негативное отношение общества, которое связывает предпринимательство напрямую только с куплей-продажей.

Еще одна причина, это слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Так же к причинам относят финансовый кризис 1998 года, в результате которого произошел резкий подъем цен на все факторы производства и снижение покупательской способности населения.

Сложившаяся экономическая ситуация в стране оказывает негативное воздействие на малый бизнес по всем направлениям. Многие малые предприятия находятся на грани банкротства. В такое положение их ставит уровень инфляции и рост цен на все факторы производства.

Прежде всего, это предприятия, которые функционируют в сфере производства отечественных товаров и услуг, потребляющие сырье и материалы, стоимость которых постоянно растёт.

Проблемы, перечисленные в данной работе, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, указывают на то, что пока нет необходимых условий  для развития предпринимательской деятельности в России вообще, и малого в частности, не смотря на его активную роль в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 года сформулированы основные положения поддержки малого предпринимательства. А в Указе Президента №491 «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 года изложены конкретные отдельные положения данного закона, который гласит не только об основных направлениях работы по поддержке малого предпринимательства, но и рассмотрено выделение денежных средств.

Так в 1996 году хотели перечислить 150 млн. руб. в Федеральный фонд поддержки малого бизнеса для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектам малого бизнеса. Но, к сожалению, этого не произошло, так как в стране было тяжелое финансовое положение, и данный указ был приостановлен.

Выделяют несколько форм поддержки малого бизнеса в России. Одной из этих форм являются:

  1. создание фондов поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  2. создание обществ взаимного кредитования;
  3. льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
  4. привлечение малого бизнеса к производству продукции и товаров для государственных нужд и др.

Существует множество фондов поддержки малого бизнеса. Проанализируем их деятельность.

Фонды поддержки малого бизнеса играют большую роль. Чаще всего это некоммерческие организации. Для их деятельности средства берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д.

Так же фонды имеют право на предоставление льготных кредитов, ссуд без процентов, и многое другое.

Фонды ставят перед собой многие задачи по оказанию поддержки, но основной задачей является оказание финансовой помощи предпринимателям, не только на возмездной, но и на безвозмездной основе. Так же фонды выступают в роли поручителя и гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время трудно получить кредит без обеспечения, поэтому нужно отметить, что функция гаранта играет значительную роль в поддержке малого бизнеса.

Анализируя деятельность фондов, можно сказать, что они являются мощным рычагом в развитии малого предпринимательства, при этом оказывая ему всевозможную поддержку.

Проанализируем следующую структуру оказания финансовой помощи. Этой структурой является общества взаимного кредитования.

В первую очередь эти общества основаны на денежных вкладах участников малого предпринимательства. Такие общества предоставляют предпринимателям беспроцентные ссуды.

Самым главным преимуществом обществ является их возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации. А так же возможность не размещать там обязательные резервы, а управление своими ресурсами поручать банку-депозитарию или другой кредитной организации.

Но с другой стороны, общества взаимного кредитования не имеют права предоставлять денежные средства юридическим или физическим лицам, которые не являются их участниками.

Поддержка в области кредитования и страхования

В статье 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено то, что кредитование субъектов малого бизнеса должно осуществляться на льготных условиях.

При всем этом организация, осуществляющая кредитование субъектов малого бизнеса на таких условиях, пользуется льготами только в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Финансирование программ поддержки малого бизнеса

Эта программа реализуется с 2004 года ОАО «Российский Банк Развития». Каждый год за счет средств федерального бюджета и многих других источников в стране осуществляется финансовое обеспечение поддержки малого бизнеса.

По представлению Правительства Российской Федерации объем ежегодно выделяемых средств указывается отдельной строкой в расходной части федерального бюджета.

Государство обязано предусматривать резервирование для субъектов малого бизнеса определенную долю заказов. Это закреплено в постановлении Правительства «О мерах по обеспечению участия малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов государственных нужд» от 1 декабря 1994 года.

Анализируя все меры поддержки малого бизнеса, можно сказать о том, что большинство из не получили практической реализации, а всего лишь декларированы.

На период 2013 – 2014 годов, намечены следующие программы государственной поддержки малого предпринимательств:

  1. денежные субсидии (58800 т.р. от центра занятости и другие);
  2. C 2013 года появилась новая субсидия от департаментов инвестиций и предпринимательства, администраций. Субсидия в размере 70% от затрат на бизнес, но не более 300 000 рублей;
  3. обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов);
  4. стажировки;
  5. льготный лизинг;
  6. бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший офис за символическую плату);
  7. льготный/бесплатный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);
  8. льготное/бесплатное участия в выставках и ярмарках;
  9. гранты и пр.

Информация о работе Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы